Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Интеллектуальная жизнь средневековья характеризуется двумя встречными движениями: от философии к христианству и от христианства - к философии. Но впервые эта особенность нашла свое и отчетливое персонифицированное выражение значительно раньше - во взглядах Филона Александрийского (ок.25 г. до н.э. - 50 г.н.э.) - иудейско-эллинского философа.
Филон сочетал в себе веру в Библию и любовь к философии Платона. И то и другое были для него абсолютной истиной. Стараясь их объединить, т.е. приспосабливая Библию к Платону, а Платона к Библии, Филон первым вступил на тот путь, по которому пошли теологизирующие философы или философствующие теологи.
Филон признавал божество конкретной личностью (Иегова), недоступной человеческому познанию, сверхчувственной и сверхприродной. Божеству присуща полнота всех совершеннейших свойств. Оно выше платоновских Единого и Блага, а последние - вершина в платоновской иерархии идей. Действие на мир Филон рассматривает осуществляющимся через посредствующие сущности - платоновские идеи (отождествляемые с ангелами иудейской религии). Идеи объединяются в Логосы, высший из которых - божественный разум. Логосы образуют чувственно не воспринимаемый умопостигаемый мир, соединяющий божество и материальный мир. Материя же по Филону есть нечто бесформенное, хаотическое, нечто недеятельное, из чего божество при помощи идей - образцов создает чувственно воспринимаемый мир.
Логос, как известно, понятие философии Гераклита. Ко времени Филона это понятие получило самые различные толкования, из которых Филон особо выделяет значение "посредника", с его точки зрения объясняющего творение природы из материи, а также и как посредника между богом и человеком, наконец, как основу нравственной жизни человека.
Смысл и цель жизни человека - созерцание божества, экстатическое восхождение к богу, недоступное ни чувствам, ни разуму.
Влияние Филона на последующую эволюцию христианства связано с идеей бога-личности, Логоса как божественного разума (в христианстве - вторая ипостась), с попыткой обоснования монотеизма, с утверждением, наконец, что религиозная истина дана всему человечеству, а не одному лишь еврейскому народу.
Рассматривая в целом идейные истоки схоластики, отметим следующие:
1. Античная философия (платонизм, неоплатонизм).
2. Христианская теология (патристика).
Античная философия. Античная философия, особенно для ортодоксальных, официально признаваемых религиозно-философских учений, предстала достаточно односторонне - объективно-идеалистической, восходящей к Платону.
Влияние античной философии на средневековую можно увидеть в самых различных аспектах последней - этическом, эстетическом, социально-политическом и т.п. Но, прежде всего, отметим роль такой философской школы, как античный скептицизм. Хотя непосредственное влияние скептицизм ни на христианство, ни на схоластику не оказал, объективно, скептицизм, подрывая значение и возможность достоверного знания, мостил дорогу к вере.
Одним из каналов влияния античной философии на христианскую теологию и схоластику были взгляды античных философов на бога и его статус (роль, ценность, функции и т.д.).
1. Гераклитовский Логос в истории философии приобрел различные истолкования. В целом спектр значений термина таков: "необходимость", "закон", "общее", "судьба", "слово", "идея", "мудрость", "бог". Религиозно-идеалистическая традиция приписывала Гераклиту учение о Логосе как о божественной силе мира, видя в самом Гераклите предшественника христианского учения о боге-слове. Логос назван "правителем мира и богом" христианским писателем Климентом Александрийским при изложении взглядов Гераклита.
2. В диалогах "Пир", "Парменид" и д.р. Платон утверждает, что "идеи" (умопостигаемый мир) человеку подвластны с трудом, полностью постижимы лишь для разума Бога. Единое-Благо-Бог - тождественны. Бог (демиург) - начало, конец и середина всех вещей (см. "Законы"). Платон прямо называет творцом мира божественный разум, который творит мир с помощью Мировой души.
3. Аристотель, не разделяя взгляд Платона на идеи и возвращая идеи "на землю", в сами вещи, тем не менее, сам приходит к идее бога. Идея первопричины и перводвигателя истолковывается им как бог - бестелесная и наивысшая реальность.
4. В учении Плотина (ок.204/205-269/270 гг. н.э.) (неоплатонизм) целевая причина Аристотеля связывается с идеей блага Платона, являясь попыткой устранения дуализма Платона (дуализма идей и вещей). Плотин, объясняя происхождение мира и его иерархию эманацией ("истечением"), сделал дальнейший шаг (от платоновского блага - демиурга) к христианскому богу.
Плотин в известном смысле символизирует трансформацию античной идеалистической философии в средневековую. Вразноголосицу, истолковывающую духовную реальность то как "Логос", то как "Нус" (ум), то как "идею" (благо), то как "мышление мышления" и т.д., он стремится внести ясность и единство, упорядочить высшие и низшие формы бытия.
Категориально Плотин ближе всего к Платону и триада последнего "Единое-Ум-Душа" приобретает у него следующие содержание и связь. Истинно подлинное и всеобъемлющее бытие - Единое как чистая и самодостаточная духовность: он выше мира, выше человеческой мысли и ее определений.
Единое "эманирует" бытие. Истечение Единого (его эманация) есть Ум, также бытие идеальное, мир идей, мыслящих самих себя. Мышление это есть созерцание идей, но не аналогия человеческому мышлению. Эманация Ума рождает Душу, которая порождает душу, соединяющуюся с телом. Душа - граница бытия, далее - небытие, то есть материя; простое, бескачественное, неопределенное, возможность.
Эта мистическая триада Плотина предназначена показать рождение множественного из единого и внести внутреннее единство. От Платона его отличает монизм его системы, а от христианства - отсутствие концепции бога-личности.
5. Задача философии - устремить духовную деятельность человека на абсолютные ценности идеального бытия. Эта сторона философии Платона, платонизма и неоплатонизма была воспринята христианством и высоко оценена.
Наряду с этим платоновская теория припоминания, лежащая в основе его теории познания (душа "вспоминает" идеи, с которыми она встречалась до соединения с телом), утверждающая видение вечного и идеального мира, открывала возможность обоснования "откровения".
Христианская теология. Другим источником средневековой философии была христианская теология. Ее влияние на философию носило двойственный характер. Во-первых, вбирая в себя философский опыт, она ставила потребные для себя проблемы и определяла тем самым проблемное поле и направление поиска. Во-вторых, она неизбежно ограничивала собственно философское (самостоятельное) развитие.
Основы теологии закладывались в первые века нашей эры в борьбе с еретическими течениями в самом христианстве, враждебными христианству религиозными течениями, "языческой мудростью". Особая роль в этом отношении принадлежит так называемой патристике, или учениям первых христианских теологов ("отцов церкви").
Первоначально христианское богословие носило (что естественно) откровенно апологетический характер (то есть доказывало преимущества новой религии перед другими). Но само "здание" теологии, как и вопрос о ее доказательности и преимуществах, оказывались различными в зависимости от того, вписывались в нее или нет идеи античной философии. И в рамках патристики выявилось двойственное отношение к античной культуре и философии.
Первая группа апологетов, закладывая иррационалистическую традицию, резко отрицательно относилась к языческой (античной, или "земной" мудрости).
Так, Татиан (125-175 гг.) утверждает непримиримость христианства и античной философии. "Вы разорвали мудрость на части, лишив себя истинной мудрости. Бога вы не знаете и, споря друг с другом, опровергаете сами себя", - говорил Татиан, обращаясь к эллинским философам.
Тертуллиан (155/165- после 220 гг.), наиболее яркая в этом отношении (и парадоксальная по способу защиты христианства) личность, утверждает, что "нам после Христа не нужна никакая любознательность: после Евангелия не нужно никакого исследования". Философы, по Тертуллиану, - "патриархи еретиков". "Истина - от бога, философия и ереси - от дьявола".
Но была и другая, исторически для христианства и схоластики более перспективная форма отношения к философии, представленная именами Юстина, Климента, Оригена, Боэция и т.д., допускавшая возможность ассимиляции идей и представлений античной философии.
Один из первых апологетов Юстин (ок.100-166 гг.), говоривший о том, что "философия - наука о сущем и познание истины", что он "услаждался учением Платона", защищал позиции христианского мировоззрения. Сближая философию (ибо направлена она ко Христу) и религию, Юстин утверждал приоритет христианской мудрости над языческой, доказывал универсальность, простоту, единство, авторитетность и древность христианской веры.
Климент Александрийский (ок.150-215 гг.), решая вопрос о соотношении веры и знания, ставший неизбежно одним из центральных для схоластики, стоял на следующем: вера есть "сокращенное знание" того же, что содержит вся греческая философия; вера общедоступна: вера дается человеку как дар и в готовом виде; любой акт познания связан с верой; истина, дающаяся в откровении, в отличие от философского познания, дана непосредственно и целиком.
Ориген (184 – 254 гг.), как и Климент Александрийский, рассматривал христианство завершением античной философии. Он исходил из необходимости теоретического (философского) обоснования христианства. Философия, по Оригену, является лучшим средством в поиске доказательств того, что утверждается христианской верой.
По мере перехода от защиты христианства к разработке систематического миропонимания, тенденция рационализации становится доминирующей. Действительно, такие идеи теологии, как христианский монотеизм, сверхъестественная природа и трансцендентность бога с позиций обыденного сознания адекватно освещены быть не могли.
Наиболее систематизированный и развитый вид патристика обретает в учении Аврелия Августина (354-430 гг.), наиболее влиятельной фигуры периода патристики. Развитые им взгляды оказали значительное влияние на христианскую догматику и легли в основу так называемого августинианства, просуществовавшего, в качестве доминирующего, до томизма. Августин сыграл важную роль в разработке догматов о божественном предопределении, благодати и загробном воздаянии.
Августин жил во время крушения Римской империи, что означало также и очень сложные процессы в духовной культуре и мировоззренческих ориентациях. Иллюстрацией этой сложности и противоречивости является духовная эволюция самого Августина, в которой нашли свое выражение философия Платона и неоплатоников, гностицизм и скептицизм, манихейство и христианство, а в рамках последнего борьба с язычеством и ересями (пелагианство и донатизм).
Сделав бога центром мышления, Августин сформировал тем самым монотеистическое и геоцентрическое мировоззрение. Высшая сила мироздания - личный бог, субстанциональное и генетическое начало. Он не только сотворил, но и продолжает творить (из ничего) природу. Бог - абсолютное благо, истина, добро и красота. Он - источник естественного порядка и процессов, происходящих в обществе (предопределение). Он - причина познания и сам важнейший предмет познания.
Следующий по важности предмет познания - душа. Она присуща только человеку. Как творение бога она возникает вместе с человеком, с его рождением и является вечной. Она не предсуществует и не переселяется. Существуя во времени, не существует в пространстве.
Душе присущи воля, разум и память. Воля выше разума, воля - основа духовной жизни человека. Высший акт воли - акт веры. Вера является не результатом свободного выбора человека, не актом его выбора, а божьим даром. И если человек верит в бога, то потому что прежде, он богом предопределен к вере.
Бог создал человека свободным. Наличие зла на земле неизбежно порождает вопрос - кто ответственен за него? Августин выводит бога из-под критики, отвечая на вопрос о природе зла - зло результат свободной воли человека. Зло возникает тогда, когда человек идет против бога. Причина этому - гордыня человеческая и человеческие вожделения.
В решении вопроса о соотношении веры и разума Августин тяготел не к идее противоразумности положений веры, а к их сверхразумности. Августин достаточно высоко оценивал разум, ибо вера не может противоречить совершенному разуму, хотя, само собой, под "разумным" разумом понимался лишь такой, который согласен с верой. Но поскольку истина о боге не может быть познана разумом, но дана верой, то вера выше разума.
Бог наделяет душу человека вечными истинами, которые последний, углубляясь в себя, в себе и находит. Августин, как и Плотин, утверждал спонтанную активность души, ее чуждость всему материальному. Все знание заключено в душе и извлекается из нее благодаря воле. Сомнение в истинности устраняется самодостоверностью внутреннего опыта.
Человек - посредник между богом и материей; отношение - "бог - человек" и личное и наиважнейшее из всех, в которых человек участвует.
В области человеческой истории Августин исходил из того, что исторические события зависят от божественного провидения. Жизнь общества является борьбой двух противоположных царств - грешного (языческого) и божественного. Воплощение первого - Римская империя, воплощение второго – община, наделенных божественной благодатью (иначе говоря - церковь).
Окончательная победа - за Христианством. Церковь, как общество Христа, по замыслу Августина, призвана сыграть важную роль. Во-первых, вне ее нельзя обрести спасение и, во-вторых, духовная власть должна быть выше светской.
"Греховной", "временной" жизни на земле противопоставлено вечное и блаженное "потустороннее" существование, а реальная жизнь есть подготовка к загробной. В целом модель поведения, требуемая Августином, - пассивность, вместо социальной активности, влекущей к греху, вера и любовь к богу, надежда на спасение, аскетизм и отказ (неизбежный в силу подчинения) от индивидуальности.
Августин заложил основы христианской теологии. Но у него же намечены и концептуальные рамки возможности дальнейшего философского развития, которые, по мере укрепления христианства и церкви, неизбежно привели к ограничению разума верой, науки - религией, свободы мысли - догмой, познания - откровением. Иначе говоря, Августином заложены основы исторически своеобразного способа философствования и его границ, который присущ средневековью.
С именем Августина связано течение в христианской ортодоксии, выражавшее антиинтеллектуалистическую традицию. Идеи, на которых она базировалось, таковы: крайний реализм неоплатонического толка, признание самодостоверности внутреннего опыта, идея о непосредственно переживаемой связи человека с богом, выдвижение на первый план эмоциональных средств воздействия, креационизм, откровение, предопределение.
Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 665 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!