Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Истоки философии Средневековья



Интеллектуальная жизнь средневековья характеризуется двумя встречными дви­жениями: от философии к христианству и от христианства - к философии. Но впервые эта особенность нашла свое и отчетливое персонифицированное выражение значительно раньше - во взглядах Филона Александрийского (ок.25 г. до н.э. - 50 г.н.э.) - иудейско-эллинского философа.

Филон сочетал в себе веру в Библию и любовь к философии Платона. И то и дру­гое были для него абсолютной истиной. Стараясь их объединить, т.е. приспосабливая Библию к Платону, а Платона к Библии, Филон первым вступил на тот путь, по кото­рому пошли теологизирующие философы или философствующие теологи.

Филон признавал божество конкретной личностью (Иегова), недоступной челове­ческому познанию, сверхчувственной и сверхприродной. Божеству присуща полнота всех совершеннейших свойств. Оно выше платоновских Единого и Блага, а последние - вершина в платоновской иерархии идей. Действие на мир Филон рассматривает осуще­ствляющимся через посредствующие сущности - платоновские идеи (отождествляемые с ангелами иудейской религии). Идеи объединяются в Логосы, высший из которых - бо­жественный разум. Логосы образуют чувственно не воспринимаемый умопостигаемый мир, соединяющий божество и материальный мир. Материя же по Филону есть нечто бесформенное, хаотическое, нечто недеятельное, из чего божество при помощи идей - образцов создает чувственно воспринимаемый мир.

Логос, как известно, понятие философии Гераклита. Ко времени Филона это понятие по­лучило самые различные толкования, из которых Филон особо выделяет значение "посредника", с его точки зрения объясняющего творение природы из материи, а также и как посредника между богом и человеком, наконец, как основу нравственной жизни человека.

Смысл и цель жизни человека - созерцание божества, экстатическое восхождение к богу, недоступное ни чувствам, ни разуму.

Влияние Филона на последующую эволюцию христианства связано с идеей бога-личности, Логоса как божественного разума (в христианстве - вторая ипостась), с по­пыткой обоснования монотеизма, с утверждением, наконец, что религиозная истина дана всему человечеству, а не одному лишь еврейскому народу.

Рассматривая в целом идейные истоки схоластики, отметим следующие:

1. Античная философия (платонизм, неоплатонизм).

2. Христианская теология (патристика).

Античная философия. Античная философия, особенно для ортодоксальных, официально признаваемых религиозно-философских учений, предстала достаточно односторонне - объективно-идеалистической, восходящей к Платону.

Влияние античной философии на средневековую можно увидеть в самых различ­ных аспектах последней - этическом, эстетическом, социально-политическом и т.п. Но, прежде всего, отметим роль такой философской школы, как античный скептицизм. Хотя непосредственное влияние скептицизм ни на христианство, ни на схоластику не оказал, объективно, скептицизм, подрывая значение и возможность достоверного знания, мос­тил дорогу к вере.

Одним из каналов влияния античной философии на христианскую теологию и схоластику были взгляды античных философов на бога и его статус (роль, ценность, функции и т.д.).

1. Гераклитовский Логос в истории философии приобрел различные истолкова­ния. В целом спектр значений термина таков: "необходимость", "закон", "общее", "судьба", "слово", "идея", "мудрость", "бог". Религиозно-идеалистическая традиция приписывала Гераклиту учение о Логосе как о божественной силе мира, видя в самом Гераклите предшественника христианского учения о боге-слове. Логос назван "правителем мира и богом" христианским писателем Климентом Александрийским при изложении взглядов Гераклита.

2. В диалогах "Пир", "Парменид" и д.р. Платон утверждает, что "идеи" (умопостигаемый мир) человеку подвластны с трудом, полностью постижимы лишь для ра­зума Бога. Единое-Благо-Бог - тождественны. Бог (демиург) - начало, конец и середина всех вещей (см. "Законы"). Платон прямо называет творцом мира божественный разум, который творит мир с помощью Мировой души.

3. Аристотель, не разделяя взгляд Платона на идеи и возвращая идеи "на землю", в сами вещи, тем не менее, сам приходит к идее бога. Идея первопричины и перводвигателя истолковывается им как бог - бестелесная и наивысшая реальность.

4. В учении Плотина (ок.204/205-269/270 гг. н.э.) (неоплатонизм) целевая причина Аристотеля связывается с идеей блага Платона, являясь попыткой устранения дуализма Платона (дуализма идей и вещей). Плотин, объясняя происхождение мира и его иерархию эманацией ("истечением"), сделал дальнейший шаг (от платоновского блага - демиурга) к христи­анскому богу.

Плотин в известном смысле символизирует трансформацию античной идеалистической философии в средневековую. Вразноголосицу, истолковывающую духовную реальность то как "Логос", то как "Нус" (ум), то как "идею" (благо), то как "мышление мышления" и т.д., он стремится внести ясность и единство, упорядочить высшие и низшие формы бытия.

Категориально Плотин ближе всего к Платону и триа­да последнего "Единое-Ум-Душа" приобретает у него следующие содержание и связь. Истинно подлинное и всеобъемлющее бытие - Единое как чистая и самодостаточная духовность: он выше мира, выше человеческой мысли и ее определений.

Единое "эманирует" бытие. Истечение Единого (его эманация) есть Ум, также бытие идеаль­ное, мир идей, мыслящих самих себя. Мышление это есть созерцание идей, но не анало­гия человеческому мышлению. Эманация Ума рождает Душу, которая порождает душу, соединяющуюся с телом. Душа - граница бытия, далее - небытие, то есть материя; про­стое, бескачественное, неопределенное, возможность.

Эта мистическая триада Плотина предназначена показать рождение множествен­ного из единого и внести внутреннее единство. От Платона его отличает монизм его системы, а от христианства - отсутствие концепции бога-личности.

5. Задача философии - устремить духовную деятельность человека на абсолютные ценности идеального бытия. Эта сторона философии Платона, платонизма и неоплато­низма была воспринята христианством и высоко оценена.

Наряду с этим платоновская теория припоминания, лежащая в основе его теории познания (душа "вспоминает" идеи, с которыми она встречалась до соединения с те­лом), утверждающая видение вечного и идеального мира, открывала возможность обоснования "откровения".

Христианская теология. Другим источником средневековой философии была христианская теология. Ее влияние на философию носило двойственный характер. Во-первых, вбирая в себя фило­софский опыт, она ставила потребные для себя проблемы и определяла тем самым про­блемное поле и направление поиска. Во-вторых, она неизбежно ограничивала собст­венно философское (самостоятельное) развитие.

Основы теологии закладывались в первые века нашей эры в борьбе с еретически­ми течениями в самом христианстве, враждебными христианству религиозными тече­ниями, "языческой мудростью". Особая роль в этом отношении принадлежит так назы­ваемой патристике, или учениям первых христианских теологов ("отцов церкви").

Пер­воначально христианское богословие носило (что естественно) откровенно апологетический характер (то есть доказывало преимущества новой религии перед другими). Но само "здание" теологии, как и вопрос о ее доказательности и преимуществах, оказыва­лись различными в зависимости от того, вписывались в нее или нет идеи античной фи­лософии. И в рамках патристики выявилось двойственное отношение к античной куль­туре и философии.

Первая группа апологетов, закладывая иррационалистическую традицию, резко отрицательно относилась к языческой (античной, или "земной" мудрости).

Так, Татиан (125-175 гг.) утверждает непримиримость христианства и античной философии. "Вы разорвали мудрость на части, лишив себя истинной мудро­сти. Бога вы не знаете и, споря друг с другом, опровергаете сами себя", - говорил Тати­ан, обращаясь к эллинским философам.

Тертуллиан (155/165- после 220 гг.), наиболее яркая в этом отношении (и парадоксальная по способу защиты христианства) личность, утверждает, что "нам после Христа не нужна никакая любознательность: после Еванге­лия не нужно никакого исследования". Философы, по Тертуллиану, - "патриархи ерети­ков". "Истина - от бога, философия и ереси - от дьявола".

Но была и другая, исторически для христианства и схоластики более перспектив­ная форма отношения к философии, представленная именами Юстина, Климента, Оригена, Боэция и т.д., допускавшая возможность ассимиляции идей и представлений ан­тичной философии.

Один из первых апологетов Юстин (ок.100-166 гг.), говоривший о том, что "философия - наука о сущем и познание истины", что он "услаждался учением Плато­на", защищал позиции христианского мировоззрения. Сближая философию (ибо на­правлена она ко Христу) и религию, Юстин утверждал приоритет христианской мудро­сти над языческой, доказывал универсальность, простоту, единство, авторитетность и древность христианской веры.

Климент Александрийский (ок.150-215 гг.), решая вопрос о соотношении веры и знания, ставший неизбежно одним из центральных для схоластики, стоял на следую­щем: вера есть "сокращенное знание" того же, что содержит вся греческая философия; вера общедоступна: вера дается человеку как дар и в готовом виде; любой акт познания связан с верой; истина, дающаяся в откровении, в отличие от философского познания, дана непосредственно и целиком.

Ориген (184 – 254 гг.), как и Климент Александрийский, рассматривал христианство завершением античной философии. Он исходил из необходимости теоретического (философского) обоснования христианства. Философия, по Оригену, является лучшим средством в поиске доказательств того, что утверждается христианской верой.

По мере перехода от защиты христианства к разработке систематического миро­понимания, тенденция рационализации становится доминирующей. Действительно, та­кие идеи теологии, как христианский монотеизм, сверхъестественная природа и транс­цендентность бога с позиций обыденного сознания адекватно освещены быть не могли.

Наиболее систематизированный и развитый вид патристика обретает в учении Аврелия Августина (354-430 гг.), наиболее влиятельной фигуры периода патристики. Раз­витые им взгляды оказали значительное влияние на христианскую догматику и легли в основу так называемого августинианства, просуществовавшего, в качестве домини­рующего, до томизма. Августин сыграл важную роль в разработке догматов о божест­венном предопределении, благодати и загробном воздаянии.

Августин жил во время крушения Римской империи, что означало также и очень сложные процессы в духовной культуре и мировоззренческих ориентациях. Иллюстра­цией этой сложности и противоречивости является духовная эволюция самого Августи­на, в которой нашли свое выражение философия Платона и неоплатоников, гностицизм и скептицизм, манихейство и христианство, а в рамках последнего борьба с язычеством и ересями (пелагианство и донатизм).

Сделав бога центром мышления, Августин сформировал тем самым монотеисти­ческое и геоцентрическое мировоззрение. Высшая сила мироздания - личный бог, суб­станциональное и генетическое начало. Он не только сотворил, но и продолжает тво­рить (из ничего) природу. Бог - абсолютное благо, истина, добро и красота. Он - ис­точник естественного порядка и процессов, происходящих в обществе (предопределение). Он - причина познания и сам важнейший предмет познания.

Следующий по важности предмет познания - душа. Она присуща только человеку. Как творение бога она возникает вместе с человеком, с его рождением и является веч­ной. Она не предсуществует и не переселяется. Существуя во времени, не существует в пространстве.

Душе присущи воля, разум и память. Воля выше разума, воля - основа духовной жизни человека. Высший акт воли - акт веры. Вера является не результатом свободного выбора человека, не актом его выбора, а божьим даром. И если человек верит в бога, то потому что прежде, он богом предопределен к вере.

Бог создал человека свободным. Наличие зла на земле неизбежно порождает во­прос - кто ответственен за него? Августин выводит бога из-под критики, отвечая на вопрос о природе зла - зло результат свободной воли человека. Зло возникает тогда, ко­гда человек идет против бога. Причина этому - гордыня человеческая и человеческие вожделения.

В решении вопроса о соотношении веры и разума Августин тяготел не к идее противоразумности положений веры, а к их сверхразумности. Августин достаточно высоко оценивал разум, ибо вера не может противоречить совершенному разуму, хотя, само собой, под "разумным" разумом понимался лишь такой, который согласен с верой. Но поскольку истина о боге не может быть познана разумом, но дана верой, то вера выше разума.

Бог наделяет душу человека вечными истинами, которые последний, углубляясь в себя, в себе и находит. Августин, как и Плотин, утверждал спонтанную активность души, ее чуждость всему материальному. Все знание заключено в душе и извлекается из нее благодаря воле. Сомнение в истинности устраняется самодостоверностью внутрен­него опыта.

Человек - посредник между богом и материей; отношение - "бог - человек" и лич­ное и наиважнейшее из всех, в которых человек участвует.

В области человеческой истории Августин исходил из того, что исторические со­бытия зависят от божественного провидения. Жизнь общества является борьбой двух противоположных царств - грешного (языческого) и божественного. Воплощение пер­вого - Римская империя, воплощение второго – община, наделенных божественной бла­годатью (иначе говоря - церковь).

Окончательная победа - за Христианством. Церковь, как общество Христа, по замыслу Августина, призвана сыграть важную роль. Во-первых, вне ее нельзя обрести спасение и, во-вторых, духовная власть должна быть выше светской.

"Греховной", "временной" жизни на земле противопоставлено вечное и блаженное "потустороннее" существование, а реальная жизнь есть подготовка к загробной. В це­лом модель поведения, требуемая Августином, - пассивность, вместо социальной ак­тивности, влекущей к греху, вера и любовь к богу, надежда на спасение, аскетизм и от­каз (неизбежный в силу подчинения) от индивидуальности.

Августин заложил основы христианской теологии. Но у него же намечены и кон­цептуальные рамки возможности дальнейшего философского развития, которые, по мере укрепления христианства и церкви, неизбежно привели к ограничению разума ве­рой, науки - религией, свободы мысли - догмой, познания - откровением. Иначе говоря, Августином заложены основы исторически своеобразного способа философствования и его границ, который присущ средневековью.

С именем Августина связано течение в христианской ортодоксии, выражавшее антиинтеллектуалистическую традицию. Идеи, на которых она базировалось, таковы: крайний реализм неоплатонического толка, признание самодостоверности внутреннего опыта, идея о непосредственно переживаемой связи человека с богом, выдвижение на первый план эмоциональных средств воздействия, креационизм, откровение, предопре­деление.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 665 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...