Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Условия средневековья имели ту специфику, что сколько-нибудь прямая критика религии была совершенно исключена. Это приводило к перенесению борьбы с религией внутрь самой религии и изощренной форме самой борьбы. Подтверждением этому являются различные еретические движения, направленные против религии и церкви, а также и то, что даже революционные движения антифеодального характера облекались в религиозную форму.
В широком смысле слова под "свободомыслием" понимаются любые отклонения от официальной доктрины. Свободомыслие выступало формой идейной борьбы против духовной диктатуры церкви и приобретало различное конкретное выражение.
Это, прежде всего, идеи, в которых выражается желание поднять значение разума. Так, например, Эриугена считал, что хотя вера по времени предшествует разуму, последний в познавательном отношении выше веры. Он утверждал, что подлинная религия является одновременно и подлинной философией.
Эриугена обосновал необходимость разумного истолкования "священного писания": "Всякий авторитет, не сдобренный истинным разумом, кажется слабым". Такой подход влек необходимость рационализации теологии. Последствия такой рационализации для официальной церкви тайны не составляли, а потому взгляды и работы Эриугены были признаны еретическими (XIII в.), а сочинения были сожжены.
Необходимость более высокой оценки разума отстаивал Пьер Абеляр. Он писал, что его ученики требовали от него человеческих и философских доводов и того, что может быть понято, а не высказано. Они утверждали при этом, что излишни слова, недоступные пониманию, что нельзя уверовать в то, чего ты предварительно не понял, и что смешны проповеди о том, чего ни проповедник, ни его слушатели не могут постигнуть разумом.
Абеляр, будучи глубоко верующим человеком, тем не менее, исходит из того, что каждая эпоха ставит свои задачи и простого повторения ответов отцов церкви сегодня (то есть в его время - ред.) недостаточно. В работе "Да и Нет" он разбирает полторы сотни противоречивых высказываний Отцов церкви, фиксируя тем самым сложность ситуации для определения пути действия верующего. Такое положение, по Абеляру, неизбежно требует применения разума, самостоятельного размышления в отыскании истины.
Во "Введении в теологию" он пишет, что чем более трудными вопросами кажется наполненной наша христианская вера и чем дальше она от человеческого разума, тем более надежными подпорами разума следует её укреплять (сравни с тезисом Григория Великого: "Та вера не имеет цены, коей человеческий разум предоставляет доказательства").
Позиция Абеляра, хотя он и не подвергает сомнению фундаментальные истины вероучения, вступает в конфликт с традицией, ибо на место авторитета она ставит разум, на место веры в авторитет - поиск доказательства. Своим способом поиска истины (диалектика) Абеляр не только обесценивал высказывания церковных авторитетов, но и вносил крамольную мысль о наличии не только истины, но и заблуждений.
Очень яркой личностью, олицетворяющей свободомыслие средневековья, был Сигер Брабантский (1240-1284 гг.), который по целому ряду существенных моментов вступил в противоречие с теологией. С.Брабантский признавал лишь философские авторитеты (прежде всего Аристотеля) и стремился устранить зависимость философии от теологии. Он унаследовал аверроистские идеи и был их проповедником, особенно теории двойственной истины.
Он считал мир вечным (то есть совечным богу), выступая тем самым против сотворенности природы, бессмертия души, утверждал неразрывную связь души и тела, отрицал свободу воли, божественное вмешательство в дела людей. Деятельность бога в отношении к миру проявляется в закономерностях этого мира, иначе говоря, Сигер утверждал детерминизм, господствующий в природе.
Признавая бога как первопричину и отрицая творение "из ничего", Сигер тем самым сводил роль бога, скорее, к роли перводвигателя, нежели творца. Идеи Сигера вызвали осуждение их церковью (суд инквизиции 1270 и 1277 годов), а в 1282 г. он был убит.
Наряду с учением о "двойственной истине", существенную роль в освобождении философии и науки от влияния теологии сыграли пантеизм и деизм.
Деистическая трактовка соотношения естественного и сверхъестественного миров позволяла свести роль творца к акту творения и тем самым отделить бога от мира, а человеческую душу - от бога. Кроме того, бог деперсонифицировался.
Другая позиция - пантеистическая - не признавала бога существом, отделенным от природы и стоящим над ней. Пантеизм обычно выступает в двух формах: мистической и натуралистической (материалистической). Пантеизм отрицает трансцендентность бога и в средние века выступает против господствующего монотеизма. Пантеизм создавал возможность свободно заниматься естественнонаучными изысканиями.
Современником противоборства С.Брабантского и Фомы Аквинского был философ, резко выступивший против томизма и духовенства, - Роджер Бэкон (1214 -1294 гг.). Бэкон противопоставлял томизму августинианский платонизм. Он говорил об иной, чем принято, роли философии: метафизика - общая теоретическая наука, строящаяся на результатах частных наук, выясняющая отношения между ними и дающая им их исходные положения.
Бэкон выступал против схоластического метода, указывая на его бесплодность, отвлеченность, отвергал слепое поклонение авторитетам.
В области познания Бэкон усматривает три источника: авторитет, рассудок и опыт. Авторитет без доказательства недостаточен. Рассуждение само по себе не свидетельствует о том, что мы имеем дело с доказательством, а не софизмом. Лишь путем опыта можно проверить доказательство на истинность. Тем самым подлинная основа познания - опыт, "доходящий до познания причин явлений". "Выше всех умозрительных знаний и искусств, - писал Бэкон, - есть умение производить опыты", а "опытная наука - есть царица наук ".
В отличие от многих коллег - схоластов Бэкон обращался к проблемам естествознания, и вторую часть своей жизни посвятил научным экспериментам: физическим (оптика), химическим, астрономическим и так далее. "Знание - сила", - утверждал Бэкон. "Нет опасности больше невежества...", "Нет ничего достойнее мудрости, прогоняющей мрак невежества - от этого зависит благосостояние всего мира".
В понимании психических явлений Бэкон опирался на Аристотеля и, стремясь восстановить его подлинность, душу трактовал как единство формы и материи, а не как чистую форму. Важно и то, что у Бэкона намечается детерминистическое истолкование психических явлений. Изучение психических явлений позволяет ему сделать предположение о первичности светового луча по отношению к зрительному (психическому) образу, им вызванному.
Дунс Скот (1266-1308 гг.), английский схоласт, выступал противником Фомы Аквинского в целом ряде вопросов.
Дунс Скот доказывал, ссылаясь на "неисповедимость" воли бога и на его абсолютную свободу, невозможность рациональной теологии.
Основываясь на глубочайшем знании философии Аристотеля и его интерпретации Фомой, он усматривал существенные различия между философией и христианской верой. Это влекло признание теологии лишь в качестве практической дисциплины, но никак не науки. Теология содействует спасению человека, но из этого не следует, что она есть наука.
Из признания абсолютной свободы бога вытекает и такая, например, возможность, как наделение богом материи способностью мыслить. Эта идея вела к признанию материальности души, а тем самым и к отказу от её субстанциональности.
Проблема "реализм - номинализм" решается Д.Скотом в пользу последнего, что влечет возрастание удельного веса сенсуализма в теории познания (основой знания является ощущение, а знанием достоверным является знание не общего, а знание единичного).
Сторонником номинализма является и Уильям Оккам (ок. 1300-1350 гг.). В соответствии с делением власти на власть духовную и светскую, Оккам разделил функции теологии и философии. Теология господствует в вопросах веры, основанной на откровении. Из области проблем, решаемых с помощью разума, теология должна быть исключена. Оккам согласен с мыслью, что "то, что истинно для теолога, может быть ложным для философа".
В основе нашего знания - единичный опыт, из которого не следует существование бога. Наука и вера, философия и теология идут разными путями. В силу этого и теология как наука невозможна.
Номинализм Оккама оказал существенное влияние на последующее развитие философии, будучи связанным с развитием естествознания, он оказал влияние на становление эмпиризма Нового времени.
Если скептицизм Абеляра касался вопросов об истинности высказываний отцов церкви, то более поздний скептицизм связан с вопросами более глубокими и существенными, которые не могут быть ни доказанными, ни опровергнутыми - вопросами бытия (существования) бога. И Оккам, разделяющий этот скепсис, говорит, что невозможно знать с очевидностью, что бог есть.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Каковы основополагающие идеи христианской средневековой философии?
2. Чем различается аристотелевское и христианское учение о Боге?
3. Каковы главные этапы в развитии средневековой философии?
4. Чем различаются античное и христианское учения о душе?
5. Почему в средневековье преодолевается античная идея цикличности
развития?
6. Как взаимосвязаны разум, вера и воля в душе человека с точки зрения
А. Августина?
7. Как решается проблема добра и зла в патристике?
8. В чем суть спора номиналистов и реалистов?
9. Каковы доказательства существования Бога в учении Ф. Аквинского?
10. Как соотносятся философия и теология с точки зрения Ф. Аквинского?
ЛИТЕРАТУРА
1. Августин А. Исповедь. М., 1992.
2. Августин А. Об истинной религии. Минск, 1999.
3. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
4. История западноевропейской философии. М., 1998.
5. Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.
6. Майоров Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
7. Чанышев А. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
8. Штекель А. История средневековой философии. СПб., 1996.
Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 669 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!