Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Стоики



Параллельно с эпикуреизмом, развивался и стоицизм. Основание этой школы относится к концу IV века до н.э. и связано с именем Зенона из Китиона (336/332-264/262 гг. до н.э.). Система стоической фи­лософии состояла из трех частей: логики, физики и этики.

Особенностью стоического учения является то, что оно было одним из самых массовых учений по числу последова­телей, среди которых были представители самых различных слоев: от рабов и вольно­отпущенников до высших государственных чинов и императоров. Среди идеологов стоицизма был вольноотпущенник Эпиктет и император Марк Аврелий.

На определен­ном этапе развития этика стоицизма стала этическим идеалом римского гражданина. Идеал стоика это идеал человека, который безропотно, но мужественно и с достоинст­вом повинуется неизбежности, судьбе и воле богов, зная, что противостоять судьбе бес­смысленно; она ведет желающего, нежелающего - тащит.

Этическое учение стоиков глу­боко противоречиво. С одной стороны, мы видим идеал неподвластного обстоятельст­вам человека с достоинством, мужественно превращающего безнадежность в торжест­во над обстоятельствами, у которого внешняя покорность сочетается с внутренней сво­бодой. С другой стороны, все предрешено, изменить ничего нельзя, за исключением своего эмоционального отношения к обстоятельствам. И такой возвышенный трагизм доминирует на философской арене на протяжении пятисот лет.

Высшее благо стоиков состоит в том, чтобы жить согласно с добродетелью, в со­ответствии с природой, а злом, в противоположность добродетели, является порок. Все остальное безразлично.

Благо стоика сводится к четырем основным добродетелям: бла­горазумию, справедливости, умеренности и мужеству.

Пороков тоже четыре - это нера­зумие, необузданность, несправедливость и трусость. Добродетель и порок зависят от человека и выбираются добровольно и свободно, все остальное от человека не зависит, а зависит от судьбы: жизнь и смерть, богатство и бедность, слава и бесславие.

Стоики говорят о позитивных и негативных психологических состояниях. К пози­тивным относятся радость, осторожность, воля, а к негативным - скорбь, страх, наслаж­дение.

Стоическая этика, по всей видимости, нужна была для адаптации человека к суще­ствующей действительности и соответствовала умонастроению общества. Стоики ут­верждали равенство людей, в том числе мужчин и женщин, рабов и господ, так как и тем, и другим были присущи и добродетели, и пороки.

Известный стоик Сенека сформу­лировал "Золотое правило" морали. Оно звучит так: "Обходись со стоящими ниже тебя так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше". Сенека пытался лик­видировать угнетение человека человеком в духовной области. Ему принадлежат слова: "Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается: ее лучшая часть изъята отсюда. Только тело и принадлежит господину, дух же сам себе господин".

Не менее известно и данное Сенекой определение свободы, которое с не­большими изменениями было принято Спинозой, а затем марксизмом. Для Сенеки сво­бода может состоять только в подчинении разумной необходимости, во всех иных слу­чаях она - рабство. Марксизм принимает свободу как осознанную необходимость.

Натурфилософия стоиков имеет материалистическую окраску. Они считают, что существуют только тела, а все бестелесное - пустота, время, место - существует лишь в связи с материей. Они признают четыре субстанциональные начала: огонь, воздух, воду и землю. Огонь - разумное начало, он одновременно и разум, и логос, и бог, а осталь­ные начала пассивные.

Стоики придерживаются в своих взглядах на мироздание жесткого детерминизма, доводя его до фатализма. Развитие мира имеет начало и конец во времени, все подчи­няется закону вечного возвращения: так и мир, исчерпав возможности своего развития, погибает в мировом пожаре и превращается в огонь, чтобы возродиться вновь.

В теории познания стоики - сенсуалисты. Они считают, что всякое знание исходит из ощущений, а уже потом возникают понятия. Процесс познания начинается с восприятия и через логическое постижение вновь возвращается к восприятию.

В логике стоики разработали первый вариант теории значений слов и выражений человеческого языка.

Скептики.

Название школы скептицизма произошло от древнегреческих скептиков, что означает ищущий, исследующий. Это последнее оригинальное философское учение античности, которое своим появлением обязано стремлению людей к познанию и их разочарованием в его результатах.

Рационалистическое познание, на которое возлагались такие надежды, их не оправдало: философская мысль, так близко подошедшая к решению интересующих людей вопросов, в эпоху Платона и Аристотеля не только не решила их, но и почти что потеряла надежду на их решение. Это все и получило отражение в учении скептицизма, которое, в свою очередь, и подготовило общественное сознание к возвращению мифологического мировоззрения, с которым так активно боролась философская мысль на протяжении всей эпохи античности.

Основатель скептицизма Пиррон (ок. 360-270 гг. до н.э.), чьи идеи не признавались на протяжении 200 лет, считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, поэтому мы не можем предпочесть какое-либо мнение о них другому мнению и, следовательно, должны воздерживаться от суждений.

Уже третья академия переходит с позиций платонизма на позиции скептицизма, и Карнеад утверждает, что, конечно, от любого суждения воздерживаться не надо, но вот от утверждения абсолютной истины, безусловно, надо воздерживаться.

Представитель позднего скептицизма Энесидем систематизирует способы обоснования скептицизма, основанные на относительности знания.

Завершают античный скептицизм учения позднейших скептиков – Манодота и Секста Эмпирика. Они пытаются объединить учение скептиков с методологией врачей - эмпириков. Большее внимание они уделяют изложению и систематизации взглядов предшествующих философов. Взгляды философов не скептиков подвергаются опровержению с позиций скептицизма.

Секст Эмпирик (кон.II – нач.III вв. н.э.) отрицал возможность существования науки о вещах "самих по себе", а допускал лишь существование эмпирического знания о том, как они нам представляются. Это и сближало скептиков с врачами - эмпириками. В книге "Против ученых" Секст Эмпирик пишет: "... я буду иметь возможность сказать, каковым кажется мне каждый предмет, но буду принужден воздержаться от суждения, каков он по при­роде своей". Именно поэтому скептики не видели ровно никакого основания в теорети­ческом знании и призывали к опоре на здравый смысл и эмпирическое знание явлений.

Рубеж новой и старой эр ознаменовал собой возникновение нового феномена в философии - развитие "эклектизма". Эклектические школы в философии стремились сочетать в себе наилучшие из решений, предложенных философами прошлого. Наибо­лее популярными стали идеи Платона и Пифагора. Однако широкое распространение эклектических школ в сочетании с другими факторами, в конце концов, способствовало перерождению философских учений в религиозно-философский синкретизм.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Сравните мифологию и философию как формы мышления.

2. В чем особенность античной натурфилософии?

3. Каковы основные положения философии Пифагора?

4. Каковы основные положения концепции атомизма Левкиппа-Демокрита?

5. Почему философия Сократа может быть определена как этический

идеализм? В чем заключается рационализм этической концепции Сократа?

6. Раскройте суть учения Платона.

7. Почему учение о государстве Платона называют утопией?

8. Изложите основные положения метафизики Аристотеля.

9. Каков вклад Аристотеля в развитие науки?

10. Что такое диалектика в понимании античных философов?

11. Раскройте смысл античного скептицизма и неоплатонизма.

12. Каковы основные философские постулаты школ киников и стоиков?

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология кинизма. М., 1984.

2. Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1975-1984.

3. Асмус В. Античная философия. М., 1998.

4. Богомолов А. Античная философия. М., 1985.

5. Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

6. Лурье С. Демокрит. М., 1970.

7. Мень А. На пороге Нового Завета. М., 2004.

8. Мень А. У врат молчания. М., 2005.

9. Нерсесянц В. Политические учения Древней Греции. М., 1979.

10. Нерсесянц В. Сократ. М., 1989.

11. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. М., 1980-1994.

12. Степанова А. Философия древней стои. СПб., 1995.

13. Трубецкой С. Курс истории древней философии. М., 1997.

14. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

15. Чанышев А. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

16. Чанышев А. Философия Древнего мира. М., 1999.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 917 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...