Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древнеиндийская философия



Индийская культура является одной из самых древних на Земле, ее древнейшие письменные источники датируются III тысячелетием до н.э. Первые тексты высека­лись на камне, металлических пластинах, керамике, дереве. Постепенно, по мере развития культуры, в священных книгах мифологические сюжеты сменяются рас­суждениями, которые указывают на попытки выработать последовательный взгляд на мир и его отдельные стороны. С этого времени можно говорить о собственно философских концепциях индийцев.

Индийская философия в своём историческом развитии подразделяется на 3 перио­да: ведический период (XVI - VI вв. до н.э.), классический период (V в. до н.э. - X в.н.э.) и индуистский период (с XI века н.э.).

§ 1. ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Веды (санскр. - знание) - священные книги брахманов, древнейшие письменные ис­точники по философии Индии. Они состоят из четырёх сборников, в состав которых входят: гимны, жертвенные песни, жертвенные изречения и песни-заклинания. Ведам, которые написаны 3 - 3,5 ты­сячи лет назад, приписывают божественное происхождение. С Х века до н.э. к ведам присоединяются комментарии и до­полнения:

• брахманы (букв. "комментарий к веде") - книги для жрецов;

• араньяки (букв. "лесные тексты") - написанные для отшельников, живших в ле­сах;

• упанишады (букв. ''окончание вед") - философские комментарии, приписы­ваемые легендарным мудрецам.

Всё это вместе взятое составляет корпус ведической литературы.

Уже к ведам восходят такие важнейшие понятия индийской философии, как брах­ман, атман и другие. Атман (санскр. - дыхание, душа, я сам) - всепроникающее субъек­тивное, духовное начало, "я". Брахман (санскр. - священная сила) – высшее безличное духовное начало, из которого создан мир. Эти понятия, с од­ной стороны, противопоставляются друг другу, как объект и субъект познания, с другой стороны, на определенном этапе познавательного процесса отождествляются.

Всё, что есть в мире, находится в брахмане и, разрушаясь, раство­ряется в брахмане. На высшем уровне познания брахмана (что возможно через пробуждение высшей интуиции), когда субъект сливается с объектом познания, достигается высочайшее блаженство.

Брахман обычно определяется через отрицание - "не это, не это и не это". Брахман двойственен: с одной стороны, в нем наличествует реальная составляющая (бесконечное сознание самого себя), с другой - это все временное, что создано его маги­ческой силою. Если мы отождествляем тело человека с атманом, то брахманом является Космос в целом, если же под атманом мы подразумеваем духовное начало в человеке (его мыс­ленное "я"), то брахман - это Мировая душа. Непреходящим в атмане является чистое сознание, и раскрывается оно через самопознание, которое есть одновременно и познание бога.

На ведической литературе базируется господствующая в Индии религия брах­манизма (учение брахманов), выступающая в настоящее время в форме индуизма. Со­гласно брахманизму, мир создаётся богом Брахмой из несотворенного первовещества и мир в своем вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию.

Древние мифы рассказывают о возникновении из космического первочеловека (Пуруши) обществен­ных групп (варн), положившим начало кастовому строю в Индии. В легенде говорится о том, что изо рта Пуруши возникли брахманы (жрецы), из рук - кшатрии (воины), из бедер - вайшьи (торговцы), а из ступней - шудры (представители низшего сословия). Брахманизм требует уважения и соблюдения принципа кастовости. В VI веке до н.э. в "Законах Ману" он за­крепляет обязанности и нормы поведения людей разных каст.

§ 2. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Согласно традиционным принципам классификации систем индийской философии, их разделяют на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неорто­доксальные школы. К ортодоксальным системам, которые являются шестью равноправными способами воззрения (даршана), принятыми в брахманизме, относятся школы: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта и миманса.

Ньяя.

Ньяя (санскр. - метод, логическое заключение) - школа, созданная муд­рецом Готамой (III в. до н.э.). Эта философская система занималась в основном раз­работкой теории познания, основывающейся на законах логики. Ньяя выделяет четыре источника познания:

• первый - восприятие, которое мы получаем в результате связи объектов с нашими органами чувств и которое, в свою очередь, делится на 2 вида: внешнее (через органы чувств) и внутреннее (при помощи ума);

• второй - вывод или по­знание через характерные признаки объекта;

• третий - сравнение или познание при помощи соотнесения одного объекта с другим, похожим на него;

• четвертый - доказатель­ство или познание, основанное на вере в истинность знания, полученного от авторитетных лиц.

Объектами познания для человека являются: наше индивидуальное "я", чувства и объекты чувств, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства боли и удовольствия, страдание и свобода от страданий.

Согласно школе ньяя, материальный мир существует объективно, он сотворён богом из вечных атомов пространства, времени, душ, умов и эфира.

Наше "я" отлично от тела и ума. Тело состоит из материи, а ум - из более тонкой и вечной субстанции. Наше индивидуальное "я" является особой субстанцией, которая порождает сознание при контактах пяти органов чувств с объектами познания. Созна­ние в то же время не является неотъемлемым свойством нашего "я".

Каждое индивидуальное "я" имеет свободную волю для творчества, но не может занять место творца из-за ограниченных сил и знаний. В качестве главной цели ньяя выдвигает освобождение "я" от индивидуального сознания, которое его ограничивает, такое освобождение должно привести к прекращению всех земных мучений.

Вайшешика.

Основателем школы вайшешиков (санскр. - различие, особенность) является Ка­нада (III в. до н.э.). Вайшешика есть идеалистическая и теистическая система, близкая к системе ньяя. Она исходит из признания объективного существования двух миров - сверхчувственного и чувственного. К рассмотрению сверхчувственного мира она под­ходит с дуалистических позиций, а к рассмотрению чувственного мира - с позиций ма­териалистических. Вайшешика признаёт существование семи видов реальности - это поло­жительные виды: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущ­ность, а также один отрицательный вид реальности.

В основе чувственного мира лежат четыре основных вида субстанций: земля, вода, свет и воздух. Атомы этих субстанций неподвижны, инертны и лишены внутреннего движения. Существует бесчисленное множество атомов и они вечны. Движение ато­мов вызывается внешней причиной и каждый отличается от другого внутренними особенностями. Первопри­чиной всех атомов является невидимая причина, действующая по закону кармы.

Мыш­ление человека - это продукт взаимодействия атомов. Пятая субстанция (эфир) не име­ет атомистического строения, она заполняет пустое пространство между атомами. Кроме перечисленных пяти субстанций, существует ещё четыре: время, пространство, душа и ум. Субстанциям присущи 24 вида качеств.

Конечной целью системы вайшешика провозглашается освобождение индивидуального "я" от оков материального мира.

Санкхья.

Философскую систему санкхья (санскр. - расчет, перечисление) создал философ Капила (VI -V вв. до н.э.). В основании мира, по Капиле, лежат две независимые друг от друга реальности - пуруша и пракрити.

Пурушей (санскр. - человек) иногда называют внутрен­нее начало человека, идентичное атману, а иногда так обозначают мифологического первочеловека, из тела которого возникла Вселенная. Пуруша - это начало духовное, которое не сводится к чувствам и уму конкретного человека.

Пракрити (санскр. - природа, характер вещи) - это материя в её нерасчленённом состоянии. Вечная, несводимая к конкретным эле­ментам, пракрити включает в себя грубоматериальные и тонкоматериальные (ум, чувства) элементы.

Материя (пракрити) состоит из трёх гун (санскр. - качество) или наиболее суще­ственных характеристик вещи. Гуна " саттва " отвечает за положительные качества ве­щи, ума. Гуна " раджас " представляет собой энергию. Гуна " тамас " обозначает пассивные, отрицательные качества. Любое явление может быть охарактеризовано как преобладание той или иной гуны. Гуны присутствуют во всём и нахо­дятся в процессе постоянного изменения. К заключению о их существовании мы при­ходим тогда, когда испытываем удовольствие, страдание или безразлично относимся к чему-либо.

При соприкосновении пуруши с пракрити исконное равновесие гун наруша­ется и они, соединяясь в различных комбинациях и пропорциях, образовывают весь мир объектов. Первым продуктом такого соединения является субстанция всех умствен­ных процессов (буддхи), а только потом из неё возникает второй продукт - "я" (принцип индивидуальности).

Особое место в этом процессе занимает так называе­мое "тонкое тело" (которое чувствует и страдает) - посредник между пурушей и физическим телом. Пуруша (индивидуальное ''я") пассивен, но обладает сознанием, состав­ляющим его сущность. Освобождение для Пуруши - это процесс осознания своего отличия от деятельности гун, что приводит, в свою очередь, к завершению "эволюционной игры" и прекращению рождений и смертей.

Согласно санкхье, материя существует в двух самостоятельных формах: общей и единичной. Материя первой формы (общее) - это субстанция, в которой гуны находятся в состоянии равновесия, а потому она бескачественна, что лишает человека возможно­сти воспринимать её с помощью органов чувств. Она непознаваема из-за тонкости, а не из-за несуществования. Материя второй формы (единичное) - это бесконечное количество движущихся и развивающихся в пространст­ве и во времени предметов, явлений, событий. Единичное уже доступно органам чувств и познаваемо.

По Капиле, пуруша (в отличие от атмана) ничего не создаёт, он лишь пас­сивный свидетель активности пракрити. Пракрити (в процессе спонтанного раз­вития) входит в соприкосновение с пурушей и, в конечном счёте, познаёт себя. Пуруша полностью лишен способности самопознания. Санкхья считает причиной этого мира материю, а Вселенную - результатом видоизменения материи. Отсюда следует, что мир не создавался и у него не было создателя.

Буддхи (санскр. - бодрствовать, познавать) - субстанция умственных процессов, которая доставляет пуруше результаты чувственного восприятия и извлекает для него из всей сферы опыта удовольствие. У буддхи (как порождения материи) вообще нет сознания. Кроме пути чувственного познания, санкхья признает и познание через логические умозаключения и авторитетные свидетельства.

Согласно санкхье, всякое явление имеет свою причину, а следствие всегда пре­бывает в причине - у них одна основа. Следствие существует в причине ещё до своего проявления и, следовательно, беспричинных явлений нет. Беспричинна лишь "причина всех причин и следствий" - пракрити.

Йога.

Автором первого крупного произведения по йоге (санскр. - соединение, сочетание) является Патанджали (II в. до н.э.). По существу йога является не филосо­фией, а комплексом приёмов для достижения особого духовного состояния, построен­ным на методологической основе философии санкхьи. Так как йога признаёт бытие бога, йогу иногда называют теистиче­ской санкхьей.

Философия йоги утверждает, что духовные и матери­альные начала могут входить во взаимосвязи между собой, "проникать" друг в друга, образуя при этом бесконечно разнообразные формы, качества и системы, среди которых одной из сложнейших является человек.

Индивидуальная человеческая душа, как частица абсолютного духовного начала (атмана), бессмертна. Рождение и смерть, с этой точки зрения, следует рассматривать только как изменения в материи, а не как изменения в нас самих. Смерти нет, а есть лишь бесконечно большой круг перевоплощений души, которые при известных обстоятельствах могут прекратиться.

Перевоплощения заканчиваются, когда прекращаются все проявления ума (читты), т.е. когда человек останавливает все индивидуальные менталь­ные процессы, которые представляются в виде волн на поверхности читты, при этом происходит освобождение (мокша) от материи и соединение с абсолютным духовным началом.

В практике йоги выделяют восемь этапов, проходимых последовательно:

• яма – ступень, состоящая из пяти правил: 1) не причинять вред живым существам; 2) не быть корыстолюбивым ни мыслью, ни словом, ни действием; 3) быть це­ломудренным в мыслях, словах и действиях (этим сберегается энергия, необходимая для высшего уровня развития); 4) не иметь лишних вещей и не принимать даров; 5) быть правдивым;

• нияма – прежде всего чистота телесная, чистота чувств и мыслей, пищи;

• асана – совершенные позы;

• пранаяма – удерживать дыхание, чтобы управлять жизненной энергией (праной);

• пратьяхара – отвлечение чувств и удержание от всего внешнего;

• дхарана – концентрация на каком-либо предмете;

• дхьяна – «проникновение в», медитация, созерцание (иногда её называют буддийской йогой);

• самадхи – озарение, отождествление субъекта и объекта (конечная цель йоги).

Бог, согласно йоге, есть абсолютный дух, правящий миром: вечный, всепроникающий, всемогущий и всезнающий. Слияние ума и созерцаемого им объекта, в процессе которого происходит прекращение всех мо­дификаций ума и наступает полное безмыслие и всеведение, является конечной целью йоги.

Различают хатха-йогу, т.е. йогу физических и дыхательных упражнений, и более высокую ступень, имеющую дело с установлением контроля над мыслительными про­цессами, - раджа-йогу. В XX веке свою систему йоги разработал индийский философ Ауробиндо Гхош (1872-1950 гг.). В его системе интегральной йоги первичной является духовная практика, что приводит к реализации божественного начала в человеке.

Веданта.

Основные положения веданты (санскр. - окончание вед) изложил Бадараяна (V в. до н.э.). Она является наиболее влиятельной из шести ортодоксальных систем индий­ской философии и представляет собой систематизированное изложение учения упанишад.

В зависимости от решения вопроса об отношении атмана и брахмана веданта раз­бивается на три главных направления: последовательный монизм, ограниченный мо­низм и дуализм. Особое влияние на индийскую мысль оказал последовательный монизм (адвайта-веданта) философа Шанкары (788 - 820 вв. н.э.).

Адвайта (санскр. - недвойственность) утверждает, что все есть единый бог, и в нем, как и в материи, нет множественности; множественность иллюзорна и порождена авидьей (санскр. - отсутствие знания). Майя, в отличие от авидьи (субъективного аспекта), есть объективный аспект не­знания.

Согласно Шанкаре, существуют как бы два мира: мир брахмана - целостный и бесконечный и мир иллюзорный - раздробленный на части, множественный и конеч­ный. Авидья порождает ложное чувство "я", и из-за неё человек стремится не к истинным и вечным ценностям, а к ценностям преходящим. Именно чувство "я" является причи­ной оторванности индивида от мира, и оно порождает кармическую зависимость.

Неминуемое несовершенство конечного сознания исправляется в процессе его расширения. В системе Шанкары истинное знание приобретается не путём изучения отдельных конечных предметов, а путем контроля над чувствами, привязывающими нас к этим предметам, и последующего размышления над тем Единым, что находится за всем конечным, отдельным и временным, а, следовательно, и нереальным.

Согласно адвайта-веданте, порожденный богом мир не сущность бога, а лишь майя, т.е. видимость, возникающая под действием магической силы сотворения феноменального мира. В позднейших системах (тантризм и шактизм) майя рассматри­вается уже как энергия бога. Майя, в отличие от незнания (авидьи), вечна и связана с ней, как брахман связан с атманом. Связь между брахманом и нашим миром в философии Шан­кары следует рассматривать не как отношение целого и его частей, а как отношение предмета и его свойств.

В философии Шанкары реальность разделяется на уровни:

• уровень высшей исти­ны, которому соответствует брахман без определённых качеств и тождественный атману;

• уровень эмпирического мира, которому соответствуют индивидуальные души (джива) и персонифицированный бог-творец (Ишвара).

Дживы второго уровня изна­чально тождественны высшему брахману, но под влиянием тьмы неведения отождествляют себя с физическим телом и "своими" психическими состояниями.

В XIX-XX вв. широкое распространение идей веданты на Западе связано с деятельностью индийского мыслителя Рамакришны (1834-1886 гг.), объявившего философию Шанкары сверхфилософией, а также с деятельностью его ученика Вивекананды (1862-1902 гг.).

Миманса.

Система миманса (санскр. - размышление, исследование) основана Джаймини (III в. до н.э.). Веды, с точки зрения последователей мимансы, полностью свободны от ошибок, так как не являются литературным произведением какого-либо автора. В этой системе было создано оригинальное учение о первоначальных, вечно существующих звуках как осо­бых субстанциях, а речь же человека лишь выявляет эти субстанции, не производя их непосредственно. Отсюда делается вывод, что знание, которое несут эти звуки, и запечатленное в ведах, абсолютно истинно и вечно.

Философия мимансы имеет тщательно разработанную гносеологию. Соглас­но ей, душа, находящаяся в теле, получает знания через пять различных ис­точников: восприятие, вывод, сравнение, свидетельство, постулирование. В этой фило­софской школе не отрицается реальность существования материального мира. Мир создаётся не богом, а при помощи космического закона кармы, из атомов, душа же является субстанцией вечной и не умирающей со смертью физического тела.

В школе миманса утвердилось представление о том, что от систематического исполнения религиоз­ных обрядов в человеке накапливается особая сила, приносящая благие плоды в буду­щем.

В современной Индии принципы, сформулированные мимансой, используют для обоснования правовых норм и применяют в различных областях юриспруденции.

Буддизм.

В неортодоксальные системы индийской философии входят: материалистическая система локаята-чарвака, буддизм и джайнизм. Мы подробнее остановимся на фило­софской системе буддизма, который является одной из трёх мировых религий и насчи­тывает более 400 миллионов приверженцев.

Основателем буддизма является принц Гаутама Шакьямуни (563-483 гг. до н.э.), прозванный Буддой (санскр. - просветлённый). В мире насчитывается пять древних биографий Будды, согласно которым свою религиозную систему он стал создавать, по­сле того как встретил тяжелобольного человека, дряхлого старика, похоронную про­цессию и монаха. После этих встреч Будда хорошо стал понимать всю глубину страданий земной жизни:

• рождение человека связано со страданием;

• расстройство здоровья - это страдание;

• старость и смерть - это страдание;

• соприкосновение с неприятным - это страдание;

• разлука с приятным - это страдание;

• необладание желанным – страдание и т.д.

После того как Гаутама открывает для себя пугающее разнообразие страданий земного бытия, он покидает свой дворец и становится отшельником. В 35-летнем возрасте во время продолжительной медитации Гаутама устанавливает причины земных страданий и путь освобождения от них. Этот путь есть знание четырёх благородных истин:

• страдания возникают из чередующихся рождений и смертей (колесо сансары);

• причина этих страданий в земных желаниях, влекущих за собой последующее рождение;

• можно прекратить страдания, что приходит с приобщением к знанию, через которое достигается состояние просветленного и расширенного сознания;

• путь к прекращению этих страданий состоит в совершенствовании (для уничтожения причин земного бытия) и в приобщении к Истине.

Путь к этой Истине называется в буддизме срединным восьмеричным путем и включает в себя: правильное распознавание (что касается закона причинности); пра­вильное мышление; правильную речь; правильное действие; правильный образ жизни; пра­вильный труд; правильное воспоминание и самодисциплину; правильную концентра­цию.

Человек, проводящий все вышеизложенное в жизнь, освобождается от страданий земно­го бытия, являющегося следствием невежества, желаний и вожделений. Когда это осво­бождение осуществлено, достигается нирвана.

Нирвана - это центральное понятие буддизма. Нирва­на (санскр. - затухание) означает высшее состояние, характеризующееся ощущением всей полноты бытия. Это как бы суммирование всех радостей, что приводит к состоянию вечного блаженства. Это состояние кардинально отличается от состояния счастья - ощущения, возникающего в процессе постепенного удовле­творения желаний. Стоит отметить, что сама нирвана не поддаётся вербальному описанию.

В космо­логии буддизма нирвана соответствует 31-му, высшему уровню существования живых существ. Из 31-го уровня: 11 уровней (включая и 5-й - человеческий) относятся к чувственному миру, 16 уровней - к миру форм и 4 уровня - к миру без форм, который ещё называют миром чистого сознания. По мере отрешения от грубоматериальных желаний человек в очередных перерождениях переходит на всё более высокие уровни, пока не достигнет нирваны, после чего перерождения прекращаются.

Вторым важнейшим понятием буддизма является понятие дхарма, которое имеет два основных значения: 1) закон; 2) частица.

Саму систему Будды иногда называют дхармой, подразумевая, что он действительно открыл систему законов бытия. Дхармами называют как физические, так и психические элементы, из которых состоит любой предмет и существо, признавая таким образом, что и чувственные и ментальные процессы, протекающие во всем живом, также являются дхармическими элементами.

Любой объект или процесс, протекающий во Вселенной, представляет с точки зрения буддизма ком­бинацию частиц разной степени плотности. Внутренняя природа дхарм остаётся за­гадкой, так как они проявляют себя не только как частицы, но и как энергии. В каждый момент времени их комбинация, образующая какой-либо объект (например, другого человека), изменяется. После физической смерти человека сочетание дхарм, его состав­лявших, не распадается - из него лишь удаляются грубоматериальные элементы.

Таким образом, оставшаяся не разрушенной комбинация менее плотных дхарм продолжает жизнь уже на дру­гом уровне существования, и именно жажда бытия и оставшиеся неудовлетворёнными желания, в конце концов, при­водят этот комплекс частиц, называвшийся в прошлом человеком, к повторному рождению на зем­ном уровне. Таких рождений может быть много. Будда вспомнил 550 своих рождений на земном уровне существования. Космический закон, управляющий этим процессом перерождений, буддисты называют законом кармы - это третье важнейшее понятие буддизма.

Карму часто называют нравственным законом потому, что будущая судьба каждой отдельной комбинации дхарм, которую мы называем человеком, напрямую зависит от того, насколько гармонично он включен в окружающий его мир, насколько он состра­дает всем существам. Наиболее сильное воздействие на будущую судьбу человека (если выбирать из таких его проявлений как: мысли, слова, действия) оказывает все-таки качество мышления. Это каче­ство и уровень знаний основных законов жизни может даже совершенно освободить людей от пут земного бытия, как это про­изошло с Буддой.

По мнению некоторых исследователей, буддизм есть религия без бога и без веры в бессмертие души. Для прояснения первого положения можно привести следующее вы­сказывание Будды: "мощь бога должна быть основана на законе или же быть подчине­на другой причине; в первом случае она является следствием закона, во втором - мы должны назвать его рабством, а не владычеством".

Из приведенного выше положения можно сделать вывод, что, независимо от того, существует или не существует бог, главное, чем должен заниматься человек, это изучение законов Космоса, так как бог проявляется перед человеком через установленные им божественные, космические законы.

Что касается души, то известно, что Гаутама отрицал наличие вечной и неизменной души, представляя ее, скорее, в виде духовного эволюционного процесса.

В буддизме, как религии, различают три главных направления:

хинаяна – путь, доступный монашеству, ставящий своей задачей личное дос­тижение нирваны этическим путём;

махаяна – путь, ставящий целью достижение состояния бодхисаттвы, отказывающегося от своего спасения ради помощи всем живым существам;

ваджраяна (тантрический буддизм) – путь избранных (получил особое распространение в Тибете).

Появившись в Индии, буддизм в I веке н.э. проникает в Китай, в VI веке - в Япо­нию, в VII веке - в Тибет. В России он в форме ламаизма (основатель Цзонхава, автор книги «Ламрим») распространился в XVII веке в основном в Туве, Калмыкии, Бурятии и в Алтайском крае. Такое широкое распространение буддизма в мире связано с тем, что сам Будда не запрещал своим последовате­лям молиться и другим богам, а уделял особое внимание позитивному мышлению, приобщенному к высшим истинам. В дальнейшем под влиянием других религиозных традиций появ­ляются новые разновидности этого религиозного учения, в частности, чань-буддизм (япон. - дзен), вобравший в себя многие идеи китайского даосизма.

Надежды на воплощение социального идеала на земле буддисты связывают с ус­тановлением правления Будды грядущего мирового периода - Майтрейи. Согласно ряду современных мистико-философских источников, сейчас он является правителем полулегендарной страны Шамбала, которую по традиции располагают к северу от Индии.

На Западе многие буддийские идеи распространились благодаря творчеству Е.П. Блаватской (1831-1891 гг.) и созданному ею в 1875 году теософскому обществу. Синтез восточных и западных религиозно-философских традиций, в частности буддизма и хри­стианства, осуществлен в 14-ти книгах Живой Этики Е.И. Рерих и Н.К. Рериха.

§ 3. ИНДУИСТСКИЙ ПЕРИОД

В средние века господствующей религиозно-философской системой становится индуизм - это комплекс религиозных культов Индии, не относящихся к буддизму и джай­низму и развивающий идеи брахманизма. Из появившегося ещё в древнеиндийских мифах образа космического духовного начала, имеющего три ипостаси - Вишну, Шиву и Брахму, - индуизм отдает предпочтение двум первым и соответственно делится на два главных направления: вишнуизм и шиваизм. Если в шиваизме наиболее почитаем сам Шива (как разрушитель и создатель миров), то в вишнуизме поклоняются также земным во­площениям хранителя мирового порядка Вишну - Кришне и Раме.

Центральное место в философии индуизма занимает доктрина о переселении и развитии душ в соответствии с их прошлыми кармическими заслугами в виде благих мыслей и поступков. Целью последо­вателя индуизма является снятие противопоставления между его индивидуальной и ми­ровой душой. Людей, которым удалось далеко продвинуться на этом пути, называют Махатмами (великими душами).

Индуизм исповедует более 80% населения Индии. Особое место в древнеиндийской философской литературе и философии индуизма, в частности, занимает Бхагаватгита (букв. "Божественная песнь"). Это произведение является частью шестой книги древнеиндийского эпоса Махабхарата. Основные фило­софские идеи излагаются в этой книге в виде наставлений, которые дает бог Кришна главному герою Арджуне перед тем, как тот вступит в братоубийственное сражение.

В Бхагаватгите мы находим много глубоких мыслей, описывающих реальную осно­ву бытия, а также космологических представлений древних индийцев. В ней даются рекомендации по йогической практике и правила поведения для человека, идущего по пути самосовершенствования. От имени Кришны в книге подробно излагаются три пути человека к Высшему:

• джнани-йога - путь знания;

• карма-йога - путь действия;

• бхакти-йога - йога любви.

При­знавая разные пути достижения Высшего, Кришна решительно ставит на высочайшее, первое место путь любви к Создателю миров. В Бхагаватгите, как в фокусе, сходятся все линии развития индийской философии. Она во все времена была любима и особо почиталась индийцами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Каковы характерные черты философии Древнего Востока?

2. В чем состоит сущность учения о "брахмане" и "атмане"?

3. Что означают понятия "джнана", "бхакти", "мокша"?

4. Каковы основные положения классической восьмиступенчатой школы йоги?

5. Какова специфика решения философских проблем в санкхье и веданте?

6. Каковы исторические сведения о Будде Шакьямуни?

7. Назовите основные положения буддистской философии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бонгард-Левин Г. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука,

2. Бхагаватгита (в пер. Б.Л.Смирнова). СПб., 2000.

3. Введение в буддизм. СПб., 1999.

4. Вивекананда С. Четыре йоги. М., 1990.

5. Рамачарака. Религии и тайные учения Востока. М., 1991.

религия. М., 1993.

6. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М., 1991.

7. Шохин В. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 551 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...