Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Легизм (школа законников – по-китайски фа цзя). Основателем легизма был прославленный министр Гуань Чжун. Его девиз: "Богатая страна - сильная армия". Легисты предложили обществу свою систему жесткого административного регулирования процессов, происходящих в стране.
Для успешного осуществления этого администрирования необходимо сначала разрушить в стране традиционные социальные связи, а также попытаться ослабить семейно-родственные отношения. Высшая администрация вправе делать, что хочет и как хочет, поэтому управление на принципах человеколюбия и соблюдения правил "ли" не может быть востребовано. Правила "ли" должны быть заменены юридическими законами "фа".
Одним из известнейших легистов был Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Через свой труд "Книга правителя области Шан" Шан Ян открывается нам как крайне бесчеловечный и циничный политик. Из его книги следует, что человек по своей природе порочен и глуп. Что касается порока, то его надо искоренять наказанием, а вот глупость, наоборот, – культивировать, потому что глупым народом легче управлять. Приведем высказывание этого мыслителя: "Народ - вот та сила, которая ослабляет государство". Он считал, что народ просто необходимо запугивать, разделить и дисциплинировать.
Другим представителем легизма был Хань Фэй (ок. 280-230 гг. до н.э.). Этот философ являлся последователем Шан Яна. Его мысли произвели такое впечатление на правителя государства Цинь, что тот заявил о том, что не пожалел бы жизни ради встречи с Хань Фэйем. Однако, когда Хань Фэй согласился приехать к нему, то по доносу был заточен в тюрьму, где и погиб. Такая жестокая учесть становится почти правилом в жизни легистов. Все крупные легисты закончили свою жизнь печально, став жертвами насилия, которое сами же и порождали.
Минь цзя.
Минь цзя (школа имен или софистов) существовала в Китае в V-Ш вв. до н.э. Основной своей задачей ее последователи считали нахождение соотношений между объектами и понятиями, их обозначавшими. Для последователей минь цзя единственным источником знания являются слова и понятия.
Слова и понятия существуют для них вне предмета и его материальной оболочки, так как свойства вещи не существует объективно, а привносятся в предмет человеком. Здесь можно увидеть отголоски древних магических представлений о роли слова в порождении предметов реального мира. Минь цзя также изучали формы и способы мышления. В Китае этой школой заложены основы логики.
Школа "отделения твердого от белого" в системе минь цзя изучала соотношения форм и реалий и подчеркивала автономность сущностного единства и независимость друг от друга различных качеств вещи.
В процессе познания границы, обусловливающие отличия в каком-либо явлении, уменьшаются, а видимые в нем противоречия предстают перед нами в виде абсолютного единства. Это объяснимо, ибо все множество вещей образовано из единой исходной реальности и поэтому сущностных различий между ними не наблюдается. Так, "расцвет различий" (т.е. максимальное выявление разнородностей) можно превратить в "расцвет тождества".
Инь ян цзы.
Инь ян цзы (натурфилософы) - шестая основная школа древнекитайской философии, базирующаяся на канонической книге китайской философской традиции - "И цзин" (Книге перемен), которая создавалась в конце II - начале I тысячелетия до н.э. "И цзин" – книга, состоящая из кратких гадательных формул и комментариев к ним.
Еще легендарный герой Фуси открыл для себя две удивительные линии: непрерывную (-----) "ян" и прерывистую (-- --) "инь". Эти линии символизируют два начала мироздания, принятые в китайской философии: цельная черта - это положительное начало, оно также понимается как светлое, активное, мужское, духовное и т.д., прерывистая черта - это отрицательное начало (темное, пассивное, женское, вещественное).
Если расположить эти линии одна над другой по три, то возможны 8 комбинаций линий - "триграмм". Эти триграммы в "И цзине" становятся символами перемен, т.е. процесса бытия, воспринимаемого как действие противоположных сил. Здесь цельная и прерванная черты сочетаются, олицетворяя последовательность и одновременность противоположных жизненных процессов.
Объединив триграммы по две, мы получим шестьдесят четыре сочетания, состоящие из шести линий каждое. Эта фигура из шести линий называется гексаграммой. Каждая гексаграмма в "И цзине" - это определенное состояние действительности, определенная жизненная ситуация, а также выражение перехода одной ситуации в другую, который отражает динамику бытия. Эти гексаграммы, или 64 ситуации циклически изменяющегося мира, и составляют основу "И цзина".
Кроме этих символов, "Книга перемен" содержит и словесные формулы к каждой гексаграмме, толковать которые очень сложно. Так, сам Конфуций говорил: "Если бы мне добавили годов жизни, я еще лет пятьдесят изучал бы "И цзин", и, возможно, у меня уже не было бы больших ошибок".
Гадание на "Книге перемен" заменяло китайцам обращение к богам. Здесь в форме советов, предостережений указывается на определенный порядок действий в каждой создавшейся ситуации и все это не в виде ссылок на волю богов, а как бы от имени Универсума в целом.
Веление Неба есть великая тайна, и "И цзин" приоткрывает ее для каждого.
Процесс миропроявления, согласно школе инь ян, происходит следующим образом. Дао в начале находится в состоянии великого предела (тай цзы), который является особым состоянием бытия, характеризующимся великой гармонией. Это начало телесного оформления эфира "ци". Затем в великом пределе первоматерия порождает "инь ян" начала, которые являются субстанцией жизни Космоса.
"Инь ян" начала есть оппозиции, организующие жизнь во Вселенной. Каждое из них содержит в себе в потенциальном состоянии противоположное начало - "инь" содержит "ян" и наоборот, что делает возможным их взаимопревращения. Принципы "инь ян" при сгущении превращаются в конкретные объекты. "Инь" и "ян" в свою очередь порождают пять элементов - стихий (у син) и проявляются через них. Перечислим эти стихии: дерево, огонь, земля, вода, металл. Но "у син" сложно представить в виде элементов, они скорее символы, которые определяют 5 групп соответствий по всему срезу миров.
После появления этих элементов - стихий уже все мироздание, все его параметры обретают пятичленную структуру, соответствующую символам - дерева, огня, земли, воды, металла. Пять начал могут находиться относительно друг друга в благоприятной позиции взаимопорождения или в неблагоприятной - взаимопреодоления. Графически эти пять символов соответствий изображаются в виде пятиугольника со вписанной в него пятиконечной звездой.
Так, согласно школе натурфилософов устроен наш мир - мир вечного становления. Дальнейшее развитие философской мысли было связано с проникновением в Китай в I веке н.э. буддийской философии. Расцвет китайского варианта буддизма обусловлен внутренней близостью основных положений буддизма и китайских религиозно-философских традиций, особенно даосизма.
В Китае распространяется не только учение Будды, но также практика буддийской медитации и раннебуддийские методики регулирования дыхания при помощи подсчитывания вдохов и выдохов.
Обратное влияние даосизма на буддийское учение приводит к созданию во время династии Сун (420 - 479 гг.) оригинальной китайской системы чань (япон. дзэн). Основатель этой системы монах шаолиньского монастыря Бодхидхарма так характеризует эту систему: "особая передача вне учения; не основывается на словах и письменных знаках". Положение, которое занял чань-буддизм в Китае того времени, хорошо видно из высказываний просветителя Лу Синя, который писал: "При династии Сун конфуцианство и даосизм имели гордый вид, но они похитили его из цитат наставников секты чань".
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Назовите основные положения, идеалы и принципы даосизма.
2. Что характерно для учения Конфуция и какова роль этого учения в истории
Китая?
3. Раскройте содержание этической доктрины конфуцианства.
4. Чем различаются методы социальной регуляции в конфуцианстве и
даосизме?
5. В чем состояли политико-правовые особенности учения легизма?
6. Какова специфика социально-философских идей в Древнем Китае?
7. Перечислите и охарактеризуйте основные школы древнекитайской философии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дао дэ цзин. СПб., 1998.
2. Лукьянов А. Лао-цзы. М., 1991.
3. Малявин В. Конфуций. М., 1992.
4. Торчинов А. Даосизм. М., 1992.
5. Фэн Ю Лань. Краткая история китайской философии. М., 1999.
6. Чанышев А. Философия древнего мира. М., 1999.
7. Шуцкий Ю. Китайская классическая книга перемен Ицзин. М., 1993.
Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 1264 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!