Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Внешние составляющие имиджа педагога



1. Осанка. Осанка выражает внутреннее достоинство личности. Сутулый, слабый человек не производит впечатления силы. Опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе, нежелании работать. Твердая походка, собранность указывают, независимо от роста учителя, на его внушительную внешность, силу; ученики видят, что педагог уверен в своих силах, знаниях, он покоряет, он завоевывает. Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула. Отвлекает ребят частое перемещение учителя по классу, усыпляет равномерное хождение во время объяснения.

2. Поза. Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке (ноги на ширине 12–15 см, одна нога немного выдвинута вперед), ненавязчиво двигаться по классу. Движения всегда должны быть сдержанными, элегантными, нерезкими. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Огромная роль в выработке умения правильно ходить, сидеть, двигаться принадлежит систематическим занятиям физической культурой, но очень важен самоконтроль учителя, умение взглянуть на себя со стороны, глазами детей в первую очередь.

3. Мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроение, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывают на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствует лучшему ее усвоению. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Мимика должна соответствовать характеру речи, отношений. Она, как и весь внешний облик, должна выражать различные чувства: уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение – в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка. Улыбка может отражать разные мотивы. Следует быть осторожным в ее истолковании: она может быть виноватой, если кто-то допустил непредвиденную ошибку; чрезмерная улыбчивость может явиться выражением заискивания перед собеседником или выражать потребность в одобрении своих поступков и слов. Как правило, улыбка означает дружелюбное отношение к людям. Выразительные детали мимики – брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые – сосредоточенность, неподвижные – спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении – восторг. Наиболее выразительны на лице человека глаза. «Пустые глаза – зеркало пустой души» (К.С. Станиславский). Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, уметь пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной статичности («каменное» лицо). Взгляд учителя, обращенный к детям, должен создавать визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Взгляд на говорящего означает не только заинтересованность, но и сосредоточенность на том, о чем говорят. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развить. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.

4. Пантомимика. Эмоциональные переживания человека можно определить по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям. Исследователи красноречия считают, что в общении жест и мимика несут до сорока процентов информации. В естественных условиях общения они возникают как бы сами собой, исходя из содержания деятельности, ее эмоционального накала. Ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами жесты помогают сосредоточить внимание слушающего на тех или иных «ударных» частях высказывания, выразить эмоциональное отношение говорящего к высказываемым мыслям. Палитра жестов очень пестра, и каждый человек имеет свойственные только ему движения. Поэтому невозможно дать единый для всех рецепт пантомимы. Каждый говорящий должен прибегать к жесту по мере ощущения внутренней потребности в нем. Не нужно злоупотреблять жестами, важно помнить, что чрезмерная жестикуляция теряет свою выразительность при частом повторении. Жест учителя должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция. Суетливость и неумеренная жестикуляция могут только утомить и вызвать раздражение присутствующих. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестами.

Виды жестов

Коммуникативные жесты – выразительные движения, заменяющие в речи элементы языка. Это привлечение внимания, подзывание, приветствие и прощание, благодарность, похвала, одобрение, согласие, неодобрение, презрение, предостережение, запрещение, угроза, дружеское расположение, указание, удивление. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

Описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты (разведение и сведение рук, объемные, разводящие движения в стороны обеими руками, пружинящие движения руками или кистью, быстрые или медленные движения рукой в одном направлении, ритмичные движения рукой из стороны в сторону или сверху вниз). Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл.

Психологические (модальные) жесты, которые можно отнести к выразительным движениям, так как они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К ним относятся жесты, передающие неуверенность, незнание, отрицание, раздумье, сосредоточенность, страдание, подавленность, отвращение, разочарование, удовлетворение, радость, восторг, дефицит времени, растерянность, смятение, удивление, иронию, недоверие и т.п.

– Подобно словам-паразитам типа «так сказать», «значит», «ну» и других, существуют жесты-сорняки, которые не несут смысловой нагрузки и отвлекают собеседника от восприятия речи: бессмысленное встряхивание головой, бесконечное поправление волос, почесывание затылка, переносицы или других мест, одергивание одежды, пуговицы, заламывание рук, пальцев и кистей, непроизвольное раскачивание, пожимание плечами, притоптывание ногой и др. Заметив в себе эти привычки, нужно постараться избавиться от них как можно скорее. Воспитание культуры пантомимы лучше начать с анализа движений и жестов.

Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Учителю следует помнить, что главное в жесте, как и в мимике, – естественность, органичность. Скупая жестикуляция предпочтительнее, чем слишком бурная.

Умение выразительного показа чувств и отношений необходимо сочетать с внешним видом учителя. Внешний вид воспитателя должен быть выразительным. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней. Нельзя требовать от воспитанников аккуратности и опрятности, если учитель появляется в неопрятном костюме, с растрепанными волосами и т.д.

Главное требование к одежде учителя – скромность, элегантность, отсутствие излишеств, хороший вкус. Замысловатая прическа, вульгарный фасон платья, частая смена цвета волос отвлекают внимание учащихся.

И прическа, и костюм, и украшения в одежде учителя всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи – эффективному воздействию на формирование личности воспитанника. Имея право на украшение в одежде, на косметику, учитель во всем соблюдает чувство меры и понимание обстановки, поэтому, идя на урок и собираясь в театр, он одевается по-разному.

Ребята любят в педагоге сочетание внешней и внутренней красоты, и стремление к эстетической выразительности своего внешнего облика должно быть у каждого учителя.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 3802 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...