Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Освящение вместо объяснения



Можно сказать, что позднеантичное, а затем средневековое сознание потребовало освящения каждого сущего: любого вида деятельности, явления природы, предмета, события, даже человеческого имени. Место объяснения заняло освящение, сакрализация. А чтобы нечто, принадлежащее "миру сему" сакрализовать, его необходимо связать со сверхъестественной – божественной, небесной, священной или демонической – сущностью. Когда нам известно, с какой сверхъестественной сущностью связано нечто, тогда мы знаем это нечто: задача познания для нас решена.

Современное сознание, опирающееся на силу объективных объяснений, может сколько угодно не удовлетворяться таким способом мышления и выдвигать против него свои аргументы. Однако именно в освящении, а не в объяснении (объективистского плана) усматривало главную содержательность своей работы мышление долгой исторической эпохи, охватывавшей не только позднюю античность, но и значительную часть средневековья. Добросовестному историку культуры нельзя с этим не считаться, равно как и философу нельзя не извлечь из этого урок. Ибо, как мы видим, духовные основания не только культур, но и самой способности разума весьма различны, и вопрос об их полновесности и метафизическом потенциале далек от окончательного решения.

ОТ ЭКСТАЗА К ТЕУРГИИ: МЫШЛЕНИЕ КАК СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЕ

Исходя из своего воззрения на мироздание, неоплатонизм отдал первенство над разумным мышлением сверхразумному духовному опыту. Так же, как божественное Единое выше всякого бытия, так и единство с Богом в экстазе выше любого действия разума. Ямвлих развивает эту установку. Отвлеченному мышлению дано лишь созерцать Бога. Но выше знания о Боге стоит непосредственный контакт с Божеством. Поэтому выше философского мышления стоит практика священнодействия (теургия), а священники – выше философов. Отсюда интерес Ямвлиха и его учеников к магии, мистериям, всем формам человеческого взаимодействия с божественными, сверхъестественными силами, контакт с которыми должен возвысить самого человека. Сам Ямвлих заслужил почетное прозвище "Божественный" – отчасти за то, что поставил отношения с Богом в центр человеческого бытия, отчасти за собственную боговдохновенность (в качестве таковой учениками воспринималось свечение, иногда возникавшее вокруг учителя, его воспарения в воздух, когда ноги отрывались от пола и некоторые другие необыкновенные качества). В целом Ямвлих придал мышлению характер священнодействия.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 171 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...