Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

От умозрения к наблюдению



Теофраст совершает решительный поворот как в установках перипатетической школы, так и, в известной мере, античного мышления в целом. Вспомним, что величайшие философы классической и досократической эпох считали высшей формой познания умозрение. Теофраст же в основу всех познаний ставит опыт, показания наших чувств, наблюдения. Мы должны исходить из изучения единичных вещей, их свойств и отношений, восходя затем путем обобщений ко все более широким заключениям. Этот путь – от частного к общему, называемый также индукцией, – радикально отличается от аристотелевской ориентации на дедукцию, то есть выведение следствий из общих положений, установленных посредством умозрения.

Классика последовательными усилиями всех своих представителей утвердила значимость мира в его конкретности. Исторически решающим, глубоким метафизическим обоснованием этого положения античная мысль обязана Платону и Аристотелю. Следуя этой общей установке и развивая ее, эллинистическая мысль делает следующий шаг: от мира в его конкретности – к самим вещам, к индивидам и отдельным существованиям в их собственных свойствах. Мышление, и это особенно проявляется в деятельности Ликея уже с Теофраста, приобретает позитивный характер: оно ориентировано на вещи в их непосредственной, фактической данности. Перипатетиков интересуют исторические сюжеты и политические вопросы, жизненный опыт и явления природы, тогда как метафизические проблемы уходят в тень и почти забыты. На протяжении двух веков перипатетизм и аристотелизм не являются синонимами. Хотя именно Аристотель открыл возможность и путь позитивного мышления "о самих вещах и индивидах", которое заслонило и отстранило его собственную метафизику.

"О РАСТЕНИЯХ" И "ХАРАКТЕРЫ"

Известен ряд произведений Теофраста, ярко демонстрирующих новый, позитивный тип мышления. Среди них наиболее знамениты два: "О растениях" и "Характеры". В первом из них подвергнут позитивному рассмотрению природный мир: в нем описаны около 500 видов известных тогда растений, что сделало труд Теофраста своеобразной энциклопедией растительного царства на протяжении многих веков и принесло ему славу основоположника биологии. Во втором произведении – "Характеры" – выдающийся преемник Аристотеля подвергает тому же позитивному анализу человеческую натуру, создавая целую галерею человеческих типов. Он описывает около тридцати нравственных качеств, каждое из которых задает свой склад личности. Таковы "Льстец", "Болтун", "Угодливый", "Притворщик" и другие. Теофрастовские типы широко использовались позднеантичной драматургией и моралистикой. Примечательно, что в анализе характеров философ отталкивается не от добродетелей людей, а от их пороков, создавая емкую картину изъянов человеческой натуры.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 144 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...