Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Когда Горгий говорит "ничего нет", это следует понимать главным образом не в смысле отрицания реальности сущего. Для великого софиста важнее всего – показать, что космос (мироздание) может быть исключен из числа необходимых предпосылок мышления о человеке. Даже ничего не зная о том, каков мир в целом, как он возник и устроен, мы можем мыслить бытие человека. Чрезвычайно показательна трехступенчатость горгиевского отрицания сущего. В нем учение о мире приобретает характер человеческого допущения. Человек, как судящий о бытии мира, нисколько не ставится под вопрос. И тем самым этот мыслящий человек приобретает для софистики значение первичной и бесспорной реальности.
Сумев все ниспровергнуть, мы неявно подтвердили существование ниспровергателя и указали на него. Человек оказывается необыкновенным существом, способным отказать всему в праве существовать. Тем самым он приобретает значение решающей онтологической меры: его признанием нечто удостоверяется в своем бытии или, напротив, отвергается. "Человек есть мера всего сущего" – в этом тезисе точно и исчерпывающе выразилась новая позиция мышления. Провозгласить этот тезис и вместе с ним навсегда войти в историю мысли выпало родоначальнику софистики Протагору.
ПРОТАГОР (480–410 до Р.Х.)
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 208 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!