Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Два поколения софистов



Среди представителей софистики выделяют обычно два поколения: так называемых "старших" и "младших" софистов. К числу первых относят Протагора, которого считают основоположником софистики – выдвинувшего ключевой для эллинских просветителей принцип "человек есть мера всех вещей"; Горгия, автора трех знаменитых тезисов, отвергающих реальность и познаваемость сущего, заслужившего имя "отца риторики"; Антифонта, давшего самое емкое в ту эпоху различение природного и человеческого бытия; Продика, превратившего анализ языка и понятий в одно из обязательных условий мышления, – а также ряд других. Пик их творчества и славы приходится на 40-е–10-е гг. V в. до Р.Х, хотя некоторые из них прожили много дольше, став свидетелями новой исторической эпохи. Прежде всего это относится к Горгию, прожившему свыше 100 лет.

"Младшими" софистами называют мыслителей, деятельность которых приходится на конец V – начало IV вв. до Р.Х. Они продолжают и воспроизводят основные установки мышления своих предшественников, но утрачивают их авторитет учителей нравственности. К старшему поколению принадлежал и Сократ, самый знаменитый среди софистов и наиболее усердный их критик.

ПУТЬ МЫШЛЕНИЯ: ОТ МНЕНИЙ К РАЗУМУ

Вся софистическая практика основана на убеждении, что обретение разумности, а значит и истины, достигается путем диалога мнений, сопряжения и бескомпромиссного взаимоиспытания различных позиций. Отсюда беспрестанная полемика, споры, интеллектуальные состязания, посредством которых только и существует софистическая мысль. Атмосфера постоянного состязания умов – нечто большее, чем одна из примет софистического сознания. В ней проявляется суть понимания разума софистикой: это единственно возможная и достоверная для нее форма существования разумного мышления. Только через столкновение мнений открывается перспектива обретения истины. Здесь проявляется тот дух состязания, агона, который стал общим принципом эллинской жизни и подчинил себе все ее проявления: от работы мышления до искусства, от воинского умения до гражданского и частного быта.

В софистической позиции можно выделить два основных элемента: во-первых, апологию человеческого мнения; во-вторых, подчинение всего строя и хода мышления идее разума. На первый взгляд эти принципы кажутся взаимоисключающими. Мнение есть индивидуальное суждение, в котором "полагать" совпадает со знать. Признание в нем единственного носителя истины и блага, как будто приводит к особого рода догматизму, в котором содержанию индивидуального сознания придается статус высшей и безусловной достоверности. Данная позиция непременно противоречит позиции разума, всегда ориентированной на всеобщую истину. Софистикой данное противоречие разрешалось благодаря общению мыслящих, в ходе которого из разнородных мнений возникало общее согласие относительно обсуждаемого предмета. Так достигалось соединение принципа индивидуальности (мнение) и всеобщности (разум) в софистическом сознании и рождался новый способ мышления.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...