Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Полис в античной истории



Таким образом, предоставляя человеку права и ответственность гражданина, вручая ему собственность и возможность ею распоряжаться, обеспечивая условия реализации его свободной воли, вверяя его силе и мужеству судьбу отечества, раскрепощая духовные силы и энергию личности, полис стал основой небывалого прежде в истории уклада человеческой жизни. Расцвет греческих полисных государств был сравнительно кратковременным и охватил едва ли более двух веков (хотя могущество римского полиса длилось вдвое дольше).

В последующую эпоху античной истории, когда в Элладе и на востоке с III в. до Р.Х. и во всей средиземноморской эйкумене с конца I в. до Р.Х., полис приходит в упадок и сменяется другими формами организации государства (эллинистические монархии и римская империя), его общественное и культурное значение сохраняется. Полисные учреждения в поздней античности утратили значение форм государственности, но они остаются важнейшими слагаемыми общественного уклада жизни. И, что еще важнее, однажды приобретенное в полисе достоинство человеческой личности сохраняется последующей культурной традицией, несмотря на все изломы, трагедии и метаморфозы истории.

Разумеется, в нашем описании полиса выделены его сильные черты, дающие полису превосходство над современными ему укладами жизни. Для полноты оценки нельзя забывать и о другом. В полисе, помимо граждан, жило немало выходцев из других краев, чьи гражданские права (главным образом политические) были ограничены. Женщины перед мужчинами находились в несравненно более стесненном положении. Наконец, нельзя забывать и о рабах, чье угнетенное положение являло контраст с положением свободного гражданина. Хотя, оговоримся, в классическую эпоху полиса рабов было немного и общество существовало главным образом трудом свободных граждан. Все же само наличие института рабства существенно снижает образ полисного порядка. Однако нельзя и ожидать от какого бы то ни было общественного строя совершенной жизни. Нелишне помнить, что никакое "царство земное" не может быть совершенным. Предназначением любого государства – даже наилучшего – является не воплощение блага, а лишь укрощение зла.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 185 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...