Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Деяния человеческие у Гомера постоянно связываются с проявлениями божественной воли. Правда, боги Гомера слишком похожи на людей, переживая поистине человеческие страсти и руководствуясь столь же человеческими побуждениями. За это величайшего поэта Эллады впоследствии не раз осуждали. Особенно резкой была критика со стороны некоторых философов (в частности, Ксенофана). Однако, хотя и в слишком простодушной, натуральной форме Гомер показывает близость Бога к человеку, неравнодушие Божественной Личности к делам и участи человеческой. Это понимание связи божественного и человеческого глубоко отличается от религиозных верований древнего Египта или Вавилона, где Бог – лишь грозное всемогущее существо, беспощадный Судия, требующий постоянного умилостивления и жертвы, внушающий только страх и трепет. Мысль о человеке как подобии Божием у Гомера существует еще в весьма утрированной форме, фактически приводя к уподоблению богов образу человеческому, однако мысль эта уже появляется у него и пролагает себе дорогу. По-своему Гомер делает первый шаг эллинского человечества к осознанию Божественной Любви к людям.
МИРОЗДАНИЕ "ИЛИАДЫ"
В "Илиаде" мы находим определенный образ мироздания. Важнейшую роль в нем играет бог Океан. От Океана "все родилось" (Илиада, XIV, 246). Все бесчисленные воды земли – его дети и потомки, благодаря которым существует все живое. Сыном Океана является и Стикс – подземная река, протекающая в царстве душ умерших. Стикс служит рубежом между миром живых и мертвых, им клянутся боги, и нет клятвы более нерушимой. Сам Океан объемлет землю, окружая ее со всех сторон своими водами. В гомеровском миропорядке Океан выполняет важнейшие функции: он величайшее первоначало жизни и в то же время питающий ее источник; он всеобъемлющий рубеж мира, как бы замыкающий и хранящий сущее; им кладется граница между живым и мертвым, бытием и небытием.
Появляющийся в этой картине мироздания образ воды отзовется впоследствии в мысли первого античного философа – Фалеса Милетского. Но гораздо важнее сам сюжет творения мира, появляющийся в гомеровском эпосе. Наряду с конкретными перипетиями дел человеческих, свойствами вещей и проявлениями воли богов, эпический поэт вводит в сознание своего слушателя, а вместе с тем и в эллинское мышление в целом, тему происхождения этого мира: возникновения, становления, развития ныне сущего мироздания из иного, первозданного состояния. Эта тема может быть названа космогонической (от греческих слов "космос" – обозначающего "мир", "мироздание", "миропорядок", и "гонос" – что значит "возникновение", "происхождение", "становление"), то есть выделяющей для сознания проблему происхождения мироздания.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!