Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава X. В соответствии с этой достойной поклонения мистерией сословие брачующихся начинается с Адама; два остальные сосло- вия — с пророка Елисея и Осии



В соответствии с этой достойной поклонения мистерией
сословие брачующихся начинается с Адама; два остальные сосло-
вия — с пророка Елисея и Осии, царя Иудеи; однако так, что
сословие монахов, которое согласно одной точке зрения, по-види-
мому, начинается от Елисея, согласно другой — началось с бла-
женного Бенедикта. Причиной же таинства там называется, как
видно, то, что Дух Святой происходит от Отца, а здесь, как вид-
но, — то, что происходит от Сына. Но хотя и дважды имело начало
сословие монахов, однако в происхождении оно едино. Хотя и
дважды дан Дух Святой, однако в роде (genus) оно одно. Не отде-
лен (то есть не существует) от Отца Сын. Так что Тот [Дух Свя-
той] посылается отдельно Отцом, отдельно Сыном. Но этого не
могли бы постичь умы [людей] плотских, если бы это разнообраз-
но не обнаруживалось. В одном случае Он нисходит на Сына под
видом (species) голубки, чтобы явствовало, что Он исходит от От-
ца, Который сказал Иоанну Крестителю: «На Кого увидишь Духа
сходящего и пребывающего на нем, Тот есть крестящий Духом
Святым» (Ин. 1, 33). А в другом случае Он исходит из дуновения
Сына, чтобы явно было, что и от Него Он исходит. (Ин. 20, 22).Так
вот, и когда Он был послан под видом голубки, то послан Сыном
точно так же, как и Отцом; и когда «дунул» Сын на апостолов
и сказал им: «Примите Духа Святого» (Ин. 20, 22), то дан был От-

' Assumpsit (лат.) — воспринял и вознес, т. е. облагородил.


цом точно так же, как и Сыном. Так святые таинства, конечно,
должны всюду пониматься, не согласно тому, что вообще есть то,
что они обозначают, но согласно чему-то такому, что связано с ка-
толической верой. Ведь, не оттого ли, что человек говорит, говорит
и образ, или, точнее говоря, поскольку слышит и видит человек, то,
пожалуй, и образ может слышать или видеть, действовать, есть, хо-
дить. Но он создан для чего-то, то есть чтобы с его помощью мы мог-
ли до некоторой степени созерцать вид человека.

Но и того, полагаю я, не следует упускать, что, как послание Вет-
хого Завета особенно относится к сословию брачующихся, а учение
нового относится к сословию клириков, так и — за исключением то-
го, что мистически относится к Духу Святому — животворящий ус-
тав святого отца Бенедикта (даже если держаться буквы) тоже от-
носится к Духу Святому; поскольку оно заключает в себе то, что
есть дух и жизнь по монашескому уставу. Ибо как одно есть то, что
собственно относится к Духу, а другое — то, что касается расточе-
ния даров, так одно есть обозначение самого Духа, другое же отно-
сится к расточению даров.

Но, пожалуй, мы предвидим обвинения в связи с этим, по-
скольку в этом труде о согласовании мы говорим о Троице, кото-
рую и по величию ее, и во избежание — как можно больше — от-
клонений, скорее должно было бы почитать, чем писать о ней.
Если я тот, кого следует обвинить в связи с этим, то я обвиняю се-
бя сам; но ведь если кто-нибудь жалуется на меня за какое-либо
место, «почему это, почему то [сказано]?» в особенности там, где
видно что-либо нелепое, мне следует, как я полагаю, приводить
доводы; право же, слова, словно бы пустые и лишенные смысла,
должны презираться — ради веры — не тщательными и стойкими
сердцем, но более всего ослами и завистниками, если они не пони-
мают, что все создано по мудрости; если не ведают великих дея-
ний Господних, избранные из всех желаний Его. Итак, поскольку
существуют двое, из которых один является Нерожденным, а дру-
гой Рожденным, созданы два Завета, из которых первый, как мы
сказали выше, специально относится к Отцу, второй к Сыну, по-
скольку один за другим. В свою очередь, есть одно духовное пони-
мание, которое происходит из обоих, и оно само прежде всего
к Святому Духу. И, с другой стороны, послание Ветхого Завета
относится прежде всего к брачующимся, послание нового — к кли-
рикам, устав, по которому живут монахи, — к самому сословию
монахов. Итак, поскольку три божественные Лица суть совечны
и соравны между собою, согласно тому, что относится к подобию
самих Лиц, первое состояние следует считать от Адама вплоть до
Христа; второе — от царя Осии до настоящего времени; третье —
от блаженного Бенедикта до скончания века. Или же, если оста-
вить изначальные времена и держаться того, что присуще каждому,
первое состояние от Авраама, Исаака и Иакова, вплоть до Заха-


 

 



рии, отца Иоанна, или вплоть до самого Иоанна и до Иисуса Христа;
второе — с того же времени по настоящее; третье — от настоящего
времени до конца. С другой стороны, поскольку есть два Лица, из
которых одно Нерожденно, а другое Рожденно, Нерожденному ли-
цу приписываются деяния Ветхого Завета, время которого — от
Адама вплоть до Христа; ипостаси Рожденной — деяния Нового
Завета, время которого — от Осии до скончания века. Согласно же
тому, что присуще каждому, то есть исключая время изначальное,
первое время — от Авраама до Захарии, второе — от Захарии
вплоть до скончания века. Поскольку же существует одно Лицо,
которая исходит из двух, и само оно называется Святым Духом,
этому Лицу приписываются некоторые специальные деяния, кото-
рые произошли из других и о которых будет сказано в своем месте.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 127 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...