Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава IX. Нам следует по отношению к тем вещам, которые взяты из трех сословий и двух народов, поочередно повторять и это



Нам следует по отношению к тем вещам, которые взяты из
трех сословий и двух народов, поочередно повторять и это, и то,
так как благодаря рассмотрению одних легче принимаются дру-
гие1. Ведь из тех, которые упоминаемы в связи с двумя народами,
явствует, что от Отца и Сына посылается Дух Святой, который
при всех обстоятельствах и сам собой, так как он послан, дышит
где хочет, уделяя от Себя каждому, как ему угодно2. То, однако,
что исходит без начала и без конца от Отца и Сына, должно более
рассматриваться в трех вышеописанных сословиях, поскольку
там яснее проявляется то, что от его единой природы сохраняется
незыблемым. Когда же мы вели речь о самом сословии, то мы ска-
зали, что сословие (орден) монахов согласно некоей собственной
форме будет начинаться от блаженного Бенедикта, согласно же
некоему подобию — от пророка Елисея. Ибо мы говорим, что бы-
ли монахи, и достаточно известные монахи, прежде времен свято-
го Бенедикта, в которые сословие монахов имело преимущество3.
Потому ли, что этого требует место, или же затем, что держим
слово, нам следует на этом выполнить обещание, более же всего
ради святого таинства Троицы, которое мы обещали обозначить
этими тремя сословиями.

В связи в этим следует отметить, что Тот, Кто создал человека
по образу и подобию Своему, и сотворил Авраама, Исаака и Иа-
кова, чтобы они несли в себе облик божественной Троицы, как
[сотворил] и многих других; он же Сам пожелал составить те три
сословия, чтобы они были и сами по образу и подобию Троицы,
в соответствии с тем, что у апостола: «доколе все придем в един-
ство веры (in unitatem fidei), в мужа совершенного, в меру полно-
го возраста Христова»4. Ибо так должно счесть у Бога вселенское
множество верующих, как если бы это был один человек, который
состоит из плоти, и крови, и духа жизни. Ведь подобно тому, как

' В каждую религиозную эпоху высшую ступень духовной жизни являет
одно из сословий: супруги, т. е. цари и патриархи эры Бога Отца, клирики,
т. е. белое целибатное духовенство эры Бога Сына и, наконец, монахи эры Бо-
га Духа. Что до избрания народов, то в ветхозаветные времена призваны иу-
деи, в новозаветные — римляне.

2 Ср.: Ин 3, 8; 1 Кор. 12, 11.

:t См. об этом выше: кн. II, ч. I, гл. V.

4 Еф. 4, 13. Ср.: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками,
иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. К совершению святых,
на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство
веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста
Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающи-
мися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству
обольщения. Но истинною любовью все возвращали в Того, который есть гла-
ва Христос» (Еф. 4, 11-15).


кровь есть посредник между плотью и душой, так сословие кли-
риков есть посредник между брачующимися и монахами. Следо-
вательно, сословие мирян имеет образ Отца, потому что как Отец
есть лишь постольку Отец, поскольку Он имеет Сына, так и со-
словие брачующихся учреждено Богом не для чего иного, кроме
как для рождения сыновей — и если, по жестокосердию тех, кто
имеет вкус к земному, попустил Моисей нечто, что было против-
но воле Божией1, то апостол попустил нечто, дабы не могло про-
изойти чего-нибудь другого, худшего2. Так и сословие клириков
имеет образ Сына, Который есть слово Отца, поскольку ради это-
го и был поставлен, чтобы говорить и учить народ пути Господне-
му, и открывать ему постоянно установления Бога Своего. Так же
и сословие монахов имеет образ Духа Святого, Который есть лю-
бовь Божия, поскольку не может само это сословие презреть мир
и то, что принадлежит миру, если оно не призвано любовью Бо-
жией и если не влечется тем Духом, Который гнал Господа в пус-
тыню; отсюда оно и называется духовным, поскольку следует не
плоти, но духу. Итак, первое сословие начинается от Адама, вто-
рое от Осии, царя Иудеи, третье, согласно одним, от пророка Ели-
сея, согласно другим — от блаженного Бенедикта. Почему так?
А потому, что Святой Дух происходит от Отца и Сына. Ведь если
бы Он происходил только от Отца, как, например, от одного Отца
происходит Сын, казалось, было бы благоприятно, чтобы сосло-
вие священников и монахов вместе начались бы и оба вместе по-
лучили бы завершение. Если же от одного Сына, подобно тому
как Сын от одного Отца, то казалось бы, что третье состояние та-
ким образом относится к Святому Духу, каким второе к Сыну.
Поскольку же один Отец, от Которого происходят Сын и Дух
Святой; один Дух, который равно происходит от Отца и Сына;
двое тех, что происходят от одного Отца; первое состояние напря-
мую приписывается только одному Отцу, третье — Духу Святому,
тогда как второе — Сыну и Духу Святому вместе. Однако я этого
не говорю, потому что верить в то, что далеко от сердец верую-
щих, то есть отделено владычество или воздействие одного Лица
от владычества или воздействия двух; но, право же, это следует
принимать в качестве свойства мистерии. Ибо как есть три Лица и
один Бог, так и в большей частью среди тех, кто сообща состоит

' Речь идет о разводе, ср.: «Опять собирается к нему народ; и, по обычаю
Своему, Он опять учил их. Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: поз-
волительно ли разводиться с женою мужу? Он сказал им в ответ: что запове-
дал вам Моисей? Они скатали: Моисей позволил писать разводное письмо
и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он напи-
сал вам сию заповедь» (Мк. 10, 2-5).

1 Ср.: 1 Кор. 7, 1-2. Речь идет о дозволении брака. «А о чем вы писали ко
мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, в избежание блуда, каж-
дый имей свою жену, и каждая имей своего мужа».


 

 



из трех, обнаруживаются различные обозначения для подобия
лицам, согласно следующему: Авраам, например, поскольку он
изначально назывался отцом, присуще значение Отца, Исааку —
значение Сына, Иакову — Духа Святого. Следовательно, первое
состояние нужно приписать Отцу; второе — Сыну и Святому Ду-
ху, хотя славнее в нем, поскольку так и нужно, дела, относящие-
ся к Сыну; третье — Святому Духу за то, что именно в третьем со-
стоянии Дух Святой явит славу Свою, подобно тому как явил
Сын Свою во втором, а Отец в первом. Так в то время, когда Хри-
стос пришел в мир, пришел также и Святой Дух. Прежде же все-
го к Деве, потом к тем, кто был крещен во Христе, как к тем, кто
к тому времени был младенцем во Христе. Не могла таким же об-
разом открыться слава Духа Святого, Которого нельзя увидеть,
как слава Сына, Который в зримой плоти, которую Он воспри-
нял1, восстал из мертвых. В Евангелии Сын говорит: «И Я умолю
Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не ви-
дит Его и не знает Его» (Ин. 14, 16-17).





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 120 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...