Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава VII. То же, что три поколения должны приниматься за одно нача- ло, говорим мы, не противоречит священному таинству святой неделимой Троицы



То же, что три поколения должны приниматься за одно нача-
ло, говорим мы, не противоречит священному таинству святой
неделимой Троицы. Ибо если Отец, и Сын, и Дух Святой не есть
три начала, но одно начало, то не без причины таинства происхо-
дит так, что какие-либо три праведных мужа, которые несут в се-
бе образ (typus) Троицы, принимаются за одно начало, так что ка-
кой угодно из них может быть принят за начало, и все трое за одно
начало2. Ниже показано, что те три сословия, о которых мы вели
речь выше, будут прославлены каждое в свое время, что, конечно
же, связано с таинством Троицы. Потому что на протяжении трех
состояний мира согласование должно быть так распределено по
неким сословиям, чтобы не различать его на правое и левое; по-
скольку, хотя бы те, что принадлежат к ним, и были многочислен-
ны, но затем показывает Бог одно, за ним другое и вплоть до тре-
тьего, чтобы явно было, что Он — в трех Лицах (persones)3. Кроме
того, если бы Бог был одним Лицом, то не было бы трех отдельных

' Характерное для историософии Иоахима Флорского переплетение эсха-
тологии и хилиазма позволяет двояко истолковать конечное состояние мира.
Во-первых, эсхатологически, как предел самой исторической жизни, конец
света и следующее за ним всеобщее воскресение и преображение в духовном
плане бытия. Во-вторых, хилиастически, как последний исторический пери-
од в пределах земного существования — тысячелетнее Царство Христово,
«субботу Божью на земле».

- Поскольку догмат о Троице является для Иоахима «ключом» к толкова-
нию зашифрованной в символах Писания тайны грядущего, фаза «плодонос-
ности» каждого из состояний мира может олицетворяться тремя праведника-
ми одновременно, так же как и каждым из них в отдельности. При этом время
трех поколений (девяносто лет) должно приниматься за «одно настоящее».
В эпоху Отца праведниками, несущими в себе образ (typus) Троицы, были
Авраам, Исаак и Иаков, в эпоху Сына — Захария, Иоанн Креститель и Иисус —
человек. На вопрос, явятся ли три подобных праведника в грядущую эру
Св. Духа, Иоахим может ответить лишь предположительно.

'·' С точки зрения иоахимизма между историческими периодами пролега-
ют рубежи, резко отграничивающие их друг от друга. Состояния мира обо-
собляются друг от друга, как обособляются и их Божественные эпонимы, Ли-
ки Божества, так что Троица превращается в собрание, совокупность трех
однородных индивидуальностей.

Учение Иоахима Флорского было осуждено IV Латеранским собором в 1215 г.


 

 



искомых творений и не правомочно было бы приписывать согла-
сование лишь в одном из них. Поскольку на самом деле лиц три,
даже если собственно один Бог есть Троица, говорит Сын об Отце
и о себе: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17). Когда
же бывает Отец без Сына, или Сын без Отца? Но тот, однако, кто
сказал «доныне», пожелал, чтобы это понималось образно; потому
что как среди тех, которых называют [пра]отцами, вплоть до Хри-
ста почитаемо подобие Отца, так среди тех, кто искуплен кровью
Сына и рожден из воды и Духа Святого, мы почитаем образ Само-
го Сына, Который пожелал иметь братьев на земле, при том что
был Господь всего и Создатель вселенной; потому Он Сам и есть,
как говорит Павел, «первородный между многими братьями» (Де-
ян. 1, 5). Поскольку же крещеным уже апостолам сказал тот же
Господь и Искупитель: «А вы, чрез несколько дней после сего, бу-
дете крещены Духом Святым» (Деян. 1, 5). После этого же очевид-
но воздействие Духа Святого в мужах духовных, которое более
всего нужно ожидать примерно в конце света — даже если в ком-
либо оно уже началось — когда свершится относительно многих
то, что исполнено относительно немногих, — обещание, что Гос-
подь изрек через Иоиля: «И будет после того, изолью от Духа Мо-
его на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и доче-
ри ваши» (Иоил. 2, 28).

О таком, однако, обещании я не хочу умалчивать, даже если
мне будут возражать, потому что деяниям третьего состояния
нельзя еще приписывать согласование, разве что отчасти, по-
скольку еще не завершены сами деяния, разве что в малой своей
мере1. Мы, однако, скажем о них в своем месте то, что можем, так
как от представления настоящего становится надежным ожида-
ние будущего. Вот, это сказано, и продолжим труд. Ибо ведь мы
говорили о трех состояниях этого мира согласно тому, что означа-
ют три великих патриарха и три ангела, которые явились одному
из них, то есть Аврааму; а не согласно тому, что означают Аарон
и Моисей, и два херувима, о которых упоминалось выше2. Отсю-
да необходимо обозначить состояния мира иным образом через
иное таинство Троицы, так как, коль скоро мы позаботились три
состояния мира обозначить через трех божественных Лиц, дру-

' Не подлежащее согласованию будущее указывает на то, что положение
религиозных дел в мире еще не окончательно установлено. Иоахим Флор-
ский не считает предложенную им периодизацию истории единственно воз-
можной: так, время от Иоанна Крестителя до самого Иоахима можно считать
еще эпохой Отца, в которую Бог рождает себе духовных детей при посредст-
ве Св. Духа. Период от настоящего момента до скончания веков — время Сы-
на, ибо он предсказан рождением Христа по плоти. Веком Духа может быть
сочтен век грядущий, следующий за воскрешением из мертвых (Ср.: Intro-
ductorius in Apocalipsum, cap. V).

2 Речь об этом шла в кн. I, гл. I.


гим образом мы можем обозначить через три времени, но двумя
только способами, поскольку так должно быть сделано, и, следо-
вательно, имеется к тому причина и проявление истинности.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 133 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...