Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Часть I Глава II



Собственно, согласование есть, как говорим мы, уподобление,
[проводимое] при соотношении равно как Нового, так и Ветхого
Завета, равно и, говорю я, в том, что касается чисел, но не в том,
что касается достоинства; а именно, что когда человек и человек,
сословие и сословие, война и война рассматриваются, исходя из
некоего равенства общих для них черт; [сравниваются], напри-
мер, Авраам и Захария, Сара и Елизавета, Исаак и Иоанн Крести-
тель, Иаков и как человек Иисус Христос, двенадцать патриархов
и такое же число апостолов, если только что-то сходно, оно встре-
чается повсюду, не в смысле аллегорическом, но создавая согла-
сование двух Заветов2. Не подлежит сомнению, что один истинно
духовный смысл исходит из того и другого. Ведь есть, если мы
здраво рассуждаем, два обозначающих у одного обозначаемого;
показывающие нам, кто верует в Бога, что один есть Отец живой,
к которому особо имеет отношение Ветхий Завет; один Сын Бо-
жий, к которому особо относится Новый; один Дух Святой, KOTO-
CD М. Я. Якушина, перевод, примечания, 2001

' Перевод выполнен по изданию: Abbatjoachim ofFiore. Liber de Concordia
Veteris ac Novi Testament! // Transactions of the American Philosopical Society.
V. 73. Part. 8. 1983. Редактор перевода С. С. Неретина.

2 Согласование (concordia) — ключевая идея историософии Иоахима
Флорского, отсылающая к традиционной для христианской экзегетики зада-
че установления соответствия между Ветхим и Новым Заветами. Иоахиму
чаще всего такое соответствие представлялось как аллегорическое предизоб-
ражение событий новозаветной истории в Ветхом Завете, к которому Новый
Завет относится, как некая реальность к символу. Путем исторических сбли-
жений и изощренных вычислений Иоахим Флорский преобразовал идею со-
гласования Заветов в идею вечной повторяемости истории в частях и в це-
лом, заменив иерархию «по достоинству» временной последовательностью,
указывающей на незавершенность тайны Откровения.


 

 



рый исходит из обоих, к которому особо обращен мистический
смысл, тот, что, как уже сказано, исходит из обоих. Как же, дейст-
вительно, может ясно обнаружиться то, о чем сказано, что же боль-
ше может быть сходно, чем то, что один старец от [одной] неплод-
ной матери, другой от [другой] неплодной матери породил [один]
необыкновенного и [другой] необыкновенного? И не следует счи-
тать непохожим, что патриарх Исаак родил Иакова, а Иоанн не по-
родил, но крестил Христа; потому что в том, то есть в Иакове, ут-
верждено поколение плоти, так как он был отец народа плотского,
что по прозванию отца был назван Израиль: в этом же — поколе-
ние духа, так как он был отцом по духу народа, который называет-
ся христианским. Ибо как тот народ порожден двенадцатью патри-
архами, так этот двенадцатью апостолами, с той разницей, что там
«рожденное от плоти есть плоть, а здесь рожденное от Духа есть
дух» (Ин. 3, 6).

Если же возражают по поводу крещения Иоанна, кем крещен
Христос, что оно не имело, якобы, того достоинства, которое имеет
крещение Христово, однако сходство таинства не нарушается по
этой причине; потому что хотя бы и не пожелал Бог Отец послать
Дух свой на прочих, кто крещен был Иоанном, однако же на Хрис-
та послал его; и не без свидетельства голоса своего, которым было
сказано ему: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в нем Мое благо-
воление» (Мф. 3, 17 и Лк. 3, 22).

Хотя, если известно, что и сам Иоанн без какого-либо креще-
ния был преисполнен Духа Святого еще от утробы матери своей,
то я не вижу, что может воспрепятствовать тому, если бы также
и тем, кто, как говорится, крещен крещением Иоанна, была дана,
по крайней мере, скрытая благодать Духа Святого, подобно неко-
торым праведным мужам закона и пророкам они заслужили быть
спасенными через благодать. Или, если ты полагаешь, что это не
относится к делу, потому что не Иоанн дал Духа Святого, но Бог
всемогущий послал оного, следовательно, и крещение Христа, ко-
торым крестили апостолы, не относится к делу, поскольку, даже
если и были люди, которые крестили, однако один только Бог ис-
полняет благодатью; Он один вершит дела и добродетели. Следо-
вательно, как Исаак и Иаков отстоят по плоти в поколении, так,
видно, отстоят по чему-то иному друг от друга крещение Иоанна
и крещение Христа. Конечно, род Исаака избран в одном Иакове,
но отвергнут в Исаве, коему ни отцовские молитвы, ни заслуги не
способны были помочь обрести вечное спасение. Один лишь Иа-
ков, упрежденный матерью, добился отцовского благословения,
как — в особенности — для себя самого, так и для рода своего. Ибо
род Иакова не был отчасти избран, а отчасти отвергнут, но весь
в роду сосчитан, хотя мы и не признаем, что в нем не было дур-
ных; поскольку одно — это то, что по поводу временного избрания
вследствие таинства содержит Писание, а другое — то, что оно со-


держит по поводу избрания вечного1. Подобным же образом кре-
щение Иоанна для тех, кого крестил, было как бы бесполезно, по-
скольку он не мог обеспечить вечное спасение; а в ином, однако,
оно полезно, так как было словно бы неким знаком на пути к ис-
тинному, которое есть крещение Христово. С другой же стороны,
один Христос, упрежденный благодатью Духа Святого, поставлен
наследником вперед всех первых отцов Завета; и все те, кто кре-
щены, уже тем самым есть сыны Авраама, хотя и среди них не без
плевел, которые следует выжечь огнем, подобно тому, как есть
они и в сынах Израиля. Таким вот образом Лица одного и Лица
другого Заветов рассматриваются по общим для них чертам; и все
же город и город, народ и народ, сословие и сословие, война
и война, если чем и могут быть схожи, то согласуются, пожалуй,
тесной связью при одинаковом смысле2; исключая то, что тот
более относится к плоти, а этот — к духу, хотя стоит учесть и то,
что там есть то, что относится к духу, и тут — что относится
к плоти. Итак, не только персона с персоной, но также и множе-
ство [лиц] перекликается с множеством, как, например, Иеруса-
лим есть Римская церковь, Самария — Константинопольская,
Вавилон — Рим, Египетская империя — Константинопольская,
и тому подобное.

Глава III

Аллегория есть уподобление неких малых вещей великим; на-
пример, дня — году, недели — веку, человека — сословию или го-
роду, племени, народу, и множеству подобного. Скажем так. Авра-
ам — один человек, и он означает сословие патриархов, в котором
много людей. Захария — один человек, и означает то же самое. Са-
ра — одна женщина, и означает синагогу — синагогу, говорю я,

1 Характерная для Иоахима Флорского отсылка к учению о смыслах Пи-
сания, возвышающих к пониманию конечных истин в их чистоте. Заимство-
вано оно у св. Августина, учившего, что толкование Писания возможно че-
тырьмя способами: историческим, аллегорическим, аналогическим (когда
указывается согласие Ветхого и Нового Заветов), этимологическим (когда
приводят причины слов и действий). В наиболее завершенном виде это уче-
ние было изложено Бедой Достопочтенным (674-735) и ко времени Иоахи-
ма Флорского превратилось в общее мнение (communis opinio) и экзегетиче-
ской литературы.

2 Своеобразный «параллелизм» Откровений, символическое предизобра-
жение предыдущим последующего скреплены для Иоахима единым смыс-
лом, трансцендирующим временное и преходящее в формах таинств обоих
Заветов и вечно пребывающим в истинах, символизируемых этими таинства-
ми. Этот единый, скрепляющий смысл — Откровение будущего, вечное Еван-
гелие Апокалипсиса, незаменяющее Ветхий и Новый Заветы, но исходящее
от них обоих, подобно тому как Дух Святой исходит от Отца и от Сына.


 

 



не ту отвергнутую, которую обозначает Агарь, но неплодную цер-
ковь праведных, что изо дня в день стенала и оплакивала позор
неплодности своей, которая видит, пусть я коснусь иного таинст-
ва, кичащуюся сыновьями соперницу свою и день праздничный,
что приведет к плодовитости ее. Но дан был сын Саре, сын не
плотский, но обетованный в пору старости ее, то есть когда при-
шла полнота времен, как послал Бог сына своего, рожденного
женщиной, рожденного согласно закону, чтобы он искупил тех,
кто существовал согласно закону. Следовательно, и Елизавета оз-
начает то же самое, так как и сама зачала в старости, когда была
бесплодна. В дальнейшем Иаков и Иисус Христос появились не
у старых матерей: и, однако, когда было Исааку шестьдесят, ро-
дился Иаков, и, спустя шесть месяцев по зачатии Елизаветой, был
зачат Христос; поскольку, вплоть до шестого периода второго со-
стояния, бесплодна была церковь духовных мужей: лишь с недав-
них пор она умножилась побегами и «пустила ветви свои до моря,
и отрасли свои до реки» (Пс. 79, 12).

Итак, с аналогической точки зрения Авраам обозначает Бога
Отца, Исаак — Сына, Иаков — Духа Святого, и Захария [означает]
отца, Иоанн — Сына, человек Иисус Христос — Святого Духа. И это
именно в духовном понимании, которое, собственно, и называет-
ся аллегорией'.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 187 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...