Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава XVII



45. Ибо необходимо, чтобы всякая новая вещь была способна
принимать новые формы. Но как мы называем то, что может ме-
няться, изменчивым, так и то, что может формироваться, — я на-
звал бы способным принимать новые формы. Но никакая вещь не
может оформить саму себя, потому что никакая вещь не может
дать себе то, чего не имеет, и нечто формируется в любом случае,
чтобы иметь форму. Поэтому, если всякая вещь имеет какую-то
форму, ей нет нужды получать то, что она имеет, если же не имеет
формы, то не может и воспринять от себя то, чего не имеет. Таким
образом, никакая вещь, как мы сказали, не может сформировать
саму себя. Но что еще мы можем сказать об изменчивости тела
и души? Ведь выше было сказано достаточно. И получается так,
что тело и душу формирует некая неизменная и вечно пребываю-
щая Форма. Каковой Форме сказано: «Ты переменишь их, и изме-
нятся. Flo Ты — Тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101, 27-28).
«Года без скончания» использованы в пророческом изречении
вместо вечности. Об этой же Форме сказано, что Она «пребывая
в себе, обновляет все» (Прем. 7, 27). Отсюда также становится по-
нятно, что всем управляет Промысел. Ведь если все, что существу-
ет, обратится в ничто, если его лишить формы, значит сама неиз-
менная форма, посредством которой все изменяемое пребывает,
так что его наполняют и направляют числа его форм, сама есть их
Промысел. Ибо этого не было бы, если бы не было ее'. Следова-
тельно, каждый кто наблюдая и рассматривая все творение в це-
лом, направляет свой путь к мудрости, видит, что мудрость благо-
склонно является ему на путях, и при всякой мысли (providentia)
встречается с ним (Прем. 6, 17). И тем живее загорается желани-

' Мудрость трактуется здесь как неизменная форма и охраняющая реаль-
ность сила провидения.


 

 



ем проделать этот путь, что путь этот, которого он страстно стре-
мится достичь, прекрасен сам по себе.

46. Однако если ты найдешь какой-то другой род творений кро-
ме того, что существует, но не живет, или того, что и существует,
и живет, но не понимает, а также того, что и существует, и живет,,
и понимает, тогда отважься утверждать, что есть какое-то благо, ко-
торое не от Бога. Ведь эти три [рода] можно выразить также двумя
именами, если их называть телом и жизнью, потому что и та, что
только живет, но не понимает, — такова жизнь животных, и та, что
понимает, — как у людей, в высшей степени верно называется жиз-
нью. Однако эти два, то есть тело и жизнь, которые, конечно, счита-
ются творениями, — ибо и жизнь Самого Творца и называется и яв-
ляется высшей Жизнью, — итак, эти два творения, тело и жизнь,
поскольку они способны принимать формы, как показывает ска-
занное выше, и, абсолютно лишившись формы, обращаются в ни-
что, достаточно тем самым обнаруживая, что в основе их лежит та
форма, которая всегда принадлежит этому способу жизни. Вот по-
чему все блага — сколь угодно большие, сколь угодно малые — не
могут существовать иначе, кроме как от Бога. Ибо что среди творе-
ний может быть больше, чем разумеющая жизнь, или меньше, чем
тело? Сколь бы ни были велики их недостатки и как бы не стреми-
лись они к тому, чтобы не быть — у них остается нечто от формы,
чтобы они могли существовать, каким-то образом. Однако все, что
сохраняется от формы у какой-либо наделенной недостатками ве-
щи, происходит от той формы, которая не знает недостатков и не
позволяет самим действиям вещей, которым присущи недостатки
либо которые близки к совершенству, преступать законы своих чи-
сел. Итак, все, что встречается в природе вещей заслуживающего
похвалы, — пусть оно считается достойным похвалы незначитель-
ной или большой, — следует отнести к превосходящей и неизречен-
ной хвале Создателю, — если у тебя нет возражений.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 132 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...