Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
41. Августин. Итак, что еще мы делаем, когда стремимся быть
мудрыми, кроме того что некоторым образом со всем возможным
пылом всю нашу душу сосредоточиваем на том, что мы постигаем
умом, и туда ее помещаем и надежно укореняем, чтобы она уже не
личному своему радовалась, которое переплелось с преходящими
вещами, но отказавшись от всех условий пространства и времени,
овладевала тем, что всегда едино и тождественно? Ибо подобно
тому как вся жизнь тела — душа, так блаженная жизнь души есть
Бог. Пока мы так действуем — до тех пор, пока не проделаем, —
мы в пути. И то, что нам дано радоваться этим истинным и опре-
деленным благам, блистающим на этом, пусть все еще темном пу-
ти, посмотри, не это ли написано о мудрости, что она делает со
своими приверженцами, когда они приходят к ней и ее ищут. Ибо
сказано: «Благосклонно является им на путях и при всякой мыс-
ли встречается с ними» (Прем. 6, 16). Ведь куда бы ты ни повер-
нул, она говорит с тобой при помощи неких следов, которые она
запечатлела на делах своих, и тебя, соскальзывающего вовне, при-
зывает назад внутрь благодаря самим формам внешнего, так что
ты видишь все, что бы ни нравилось тебе в телесном и ни привле-
кало через телесные чувства, доступно вычислению, и исследу-
ешь, откуда это, и возвращаешься к самому себе, и понимаешь,
что ты не можешь одобрить или не одобрить того, с чем соприка-
саешься, при помощи телесных чувств, если не имеешь в себе не-
кие законы красоты1, с которыми соотносишь все прекрасное, что
воспринимаешь извне.
42. Внимательно вглядись в небо и землю, и море, и все, что на
них либо в вышине сверкает, либо внизу ползает, летает или пла-
вает. Все это имеет формы, потому что обладает числом2, отними
у него это, и оно превратится в ничто. Отчего, следовательно, все
происходит, если не от числа? В той мере ему присуще бытие,
в какой присуща исчислимость; и художники также знают числа
всех телесных форм в искусстве, с которыми они согласуют свои
произведения, и при их изготовлении работают руками и инстру-
ментами до тех пор, пока то, что обретает внешнюю форму, не бу-
дет соотноситься, насколько это возможно, с тем светом чисел,
который внутри, пока не достигнет совершенства и через воспри-
имчивого посредника не понравится внутреннему судье, созерца-
ющему высшие числа3. Далее спроси, кто движет рукой самого ху-
дожника, — это число, поскольку она движется также в согласии
с числом. И если ты вырвешь из рук работу, а из сердца замысел
произведения, это движение рук сведется к увеселению, оно будет
называться пляской. Так вот спроси, что в пляске доставляет удо-
вольствие; и число ответит тебе: «это я», взгляни же на красоту
1 Речь идет об истинах эстетических.
J Мысль о том, что формы и числа тождественны, — плотиновская, но в ис-
токе еще и платоновская, пифагорейская и неопифагорейская.
1 Одна из важных и обобщающих характеристик искусства отсылает
к платоновскому демиургу, который лепит реальность, взирая на идеальную
модель, хотя трактована идея в ином, августиновском горизонте мысли.
сформировавшегося тела: числа располагаются в пространстве;
взгляни на красоту движения тела: числа обращаются во времени;
углубись в искусство, откуда они происходят, ищи в нем время
и место: их не будет никогда и нигде. Однако число живет в нем,
хотя ни область пространства, ни череда дней ему не принадлежит.
Но когда и те, кто хочет стать художником, посвящает себя изуче-
нию искусства, свое тело они приводят в движение в пространстве
и во времени, а душу — во времени; ведь с течением времени они
становятся искусней. Обратись, следовательно, к душе художника,
чтобы увидеть вечное число: и тотчас мудрость засияет тебе из са-
мого сокровенного тайника и из самого потаенного пристанища
истины. Если это отвратит твой все еще слабый взгляд, обрати ум-
ственное око на тот путь, где оно благосклонно явилось1. Помни,
что ты рассеял видение, которое ты, став более сильным и креп-
ким, повторишь.
43. Увы тем, кто оставляет тебя, водительницу, и обходит сле-
ды твои, кто ловит твои знаки вместо тебя и забывает то, на что
ты указываешь, о мудрость, сладчайший свет чистого ума! Ведь
ты не перестаешь давать нам знаки, какая ты и сколь ты велика,
и знаки твои суть вся красота творений. Ведь и художник созер-
цающему его работу некоторым образом дает знак от самой красо-
ты произведения, чтобы он полностью не останавливался на этом,
но вид созданного предмета так пробегал глазами, чтобы с чувст-
вом обратиться к тому, кто его создал.
Но любящие вместо тебя то, что ты производишь, подобны тем,
кто слушая какого-нибудь красноречивого мудреца, пока жадно
внимают безмерной сладости его голоса и порядку удачно разме-
щенных слогов, упускают основу этих мыслей, — словно знаки2 ее
прозвучали те слова. Увы тем, кто отворачивается от твоего света
и сладостно предается своему помрачению! Ведь поворачиваясь
к тебе словно бы спиной, они утверждаются в плотских занятиях,
как будто бы в своей тени, и, однако, даже там то, что их все еще
радует, они получают от сияния твоего света. Но тень, пока ее лю-
бят, делает духовное око более слабым и неспособным переносить
твой вид. А потому человека все более и более окутывает тьма, по-
ка он охотнее следует за тем, что с большей терпимостью принима-
ет менее твердого. Отчего он становится неспособным увидеть то,
что превыше всего, и считает злом все непредвиденное, что обма-
нывает, или недостойное, что соблазняет, или достигнутое, что му-
чает, поскольку это заслуженно вызывает его отвращение и ничто
справедливое не может быть злом.
' Что, возможно, значит: начни все с начала, найди те числа, что рассыпа-
ны по тварному миру, как говорится выше в тексте.
2 Возможно, автобиографическое воспоминание, связанное с риторским
профессиональным опытом в Милане.
44. Следовательно, если ты обратишь внимание на что-нибудь
изменчивое, ты не можешь постичь его ни при помощи телесного
чувства, ни благодаря духовному созерцанию, если оно не сохра-
няется некоей формой чисел и обращается в ничто, если ее изъ-
ять, не сомневайся — пусть это изменчивое не прекращается,
но путем размеренных движений и благодаря определенному раз-
нообразию форм, словно некие повороты времени, проходит, —
[не сомневайся], что существует некая вечная и неизменная фор-
ма, которая не заключается и как бы распространяется в прост-
ранстве и не разворачивается и изменяется во времени, но по-
средством которой все это может формироваться и исполнять
в своем роде, и выражать числа пространства и времени.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 121 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!