Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава VI. Почему полезна неясность Писания, Переданного через тропы и фигуры



7. Но те, кто читает безрассудно, принимая одно за другое, часто
обманываются многообразными неясностями и двусмысленностями
(ambiguitas), а в некоторых местах ничего не находят, или они рассма-
тривают их неверно. Таким образом нечто неясно выраженное наво-
дит густейший туман. Не сомневаюсь, что в этом — высшее попечение
ради обуздания гордыни трудом и отвлечением от брезгливости ин-
теллекта, для которого по большей части теряет цену то, что легко от-
крыть. Как, спрашиваю, насчет того, что кто-то может [просто] ска-
зать, что святы и совершенны те люди, чья жизнь и моральная при-
надлежность к христианской церкви отвращает от каких бы то ни
было суеверий тех, кто к ней приходит, и делает их членами ее тела
(incorporo) благодаря подражанию добрым [делам], люди, которые
как добрые верующие и истинные рабы Божьи, сложившие с себя за-
боты мирские, пришли к святой купели Крещения и затем, возвышен-
ные приятием Св. Духа, дают плод двойной любви — к Богу и к ближ-
нему? Это, следовательно, есть вот что: если бы кто-нибудь такое ска-
зал [некоему] слушателю, это ему понравилось бы менее, чем если бы
он использовал в том же смысле то место из Песни песней, где о Церк-
ви, похваляемой, как некая прекрасная жена, сказано: «зубы твои, как
стадо выстриженных [овец], выходящих из купальни, из которых у
каждой пара [ягнят], и бесплодной нет между ними» (Песн. П. 4, 2)?
Разве человек при этом узнает иное, чем если бы услышал то же са-
мое, [но] выраженное самыми плоскими словами, не прибегая к подо-
бию? И, однако, не знаю почему, а мне взирать на святых приятнее,
когда я вижу, что они, как зубы Церкви, отделяют людей от заблужде-
ний, и, смягчивши жестокость, преобразуют (transfero) в ее тело, как
вкушенную пережеванную пищу. Я также с наибольшим удовольст-
вием признаю «выстриженных овец», сбросивших с себя заботы све-
та, как овечью шерсть, «выходящих из купальни», то есть после кре-
щения, чтобы всем создавать «пары», то есть две заповеди любви; и я
вижу, что «бесплодной нет* от того святого плода.


 

 



8. Но почему мне это гораздо приятнее, чем если бы ни одного
такого подобия не было, бы заимствовано из божественных книг,
хотя и вещь одна и та же, и одно и то же знание о ней? Трудно ска-
зать, и это другой вопрос. Теперь, однако, никто не сомневается ни
в том, что кое-что охотнее познается через подобия, ни в том, что
гораздо приятнее обнаружить искомое, сопряженное с некоторою
трудностью. Ибо, кто вовсе не находит того, что ищет, — тот томит-
ся голодом; а кто не ищет, потому что живет на всем готовом, тот
часто вянет от пресыщения. В обоих случаях надо опасаться без-
действия. Следовательно, Святой Дух достойно и благотворно мо-
дифицировал Священное Писание таким образом, чтобы оно с по-
мощью более ясных мест утоляло [душевный] голод, а с помощью
более темных истребляло небрежение. Ибо из этих неясностей не
выкапывается почти ничего из того, что не открылось бы как выра-
женное самым ясным образом в другом месте.

Глава VII. Поступательное движение к мудрости:

первая ступень — страх, вторая — благочестие,
третья — знание, четвертая — отвага, пятая ступень — совет,





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 176 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...