Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
созерцании. Платонизм с его учением о примате созерцательной жиз-
ни естественным образом вбирает Аристотеля как свое достояние и
помещает его мыслящий себя ум на определенной ступени, выше кото-
рой уже нет места созерцанию, но есть место странному опыту прикос-
новения к единому-Благу и любви к нему.
"Видимый образ - только след того, что не имеет образа, и имен-
но оно рождает видимый образ, а не образ - его, причем рождает его,
когда подступит материя. А материя оказывается самым удаленным
от него, поскольку она от себя самой не обладает ни одним даже из
самых низших образов.
Если же то, что вызывает любовь, - не материя, но оформленное
благодаря виду, а вид в материи - от души, а душа - еще в большей
степени вид и еще в большей степени вызывает любовь, а ум - еще в
большей степени вид, чем она, и еще в большей степени вызывает
большую любовь, - то первую природу прекрасного следует считать
лишенной вида.
Поэтому не будем более удивляться, ежели то, что вызывает столь
томительную страсть, свободно даже от умопостигаемого образа..."
(38, VI 7, 33, 30-34, 2).
Так мы обретаем у Плотина еще один вертикальный срез бытия:
иерархию того, что вызывает любовь. Ее платоновская основа очевид-
на, однако у Плотина совершенно отсутствует несомненно знакомая
Платону реальная плотская страсть, лежащая в основе этой образно-
сти, как отсутствует у него реальное любование непосредственными
зримыми красотами этого мира. При всем том плотиновское острое
чувство и непосредственное переживание стихии жизни и двух ее
форм - вечности и времени - обеспечивает его спиритуализму ту
завораживающую реалистичность, которая дается человеку стоянием
в бытии, открытом для него целиком и сразу.
6. АМЕЛИЙ И ПОРФИРИЙ
Амелий Гентилиан, родом из Этрурии, был одним из первых
постоянных учеников Плотина: он начал посещать его занятия с 246
года, то есть через два года после прибытия Плотина в Рим. К этому
времени Амелий осознал свои философские интересы и предпочтения:
он чтит пифагорейца и платоника Нумения, собирает и переписывает
все его сочинения. Он также ведет записи бесед Плотина и правит
написанные им тексты. Выше речь шла о сочинениях, написанных
Амелием по просьбе Плотина. В 269 году Амелий покидает Рим и
перебирается в Апамею (Сирия) - родной город Нумения, где, веро-
ятно, основывает свою школу и умирает около 300 года.
Будучи в школе Плотина, Амелий написал <О справедливости
согласно Платону>, а также ряд толкований платоновских текстов из
<Тимея>, <Государства>, <Парменида> и <Филеба>. По-видимому,
Амелий придерживался плотиновской триады трех природ (единого,
ума и души). Ему принадлежит оригинальное толкование <II Пись-
ма> Платона о трех царях, под каковыми Амелий понимал три ума
(ум, который есть умопостигаемое, который обладает умопостигае-
мым и который созерцает умопостигаемое), которые суть в то же вре-
мя три демиурга. Интересно, что Амелию принадлежало толкование
<Евангелия от Иоанна>, Логос в прологе которого Амелий отождест-
влял с мировой душой.
Порфирий родился 5 октября 234 года в Тире (Палестина), учил-
ся в Афинах у Лонгина, знаменитого ритора, не чуждого философии,
который и нарек его Порфирием ("носящим порфиру", "царствен-
ным"), переведя так сирийское имя Малх (Мелех); затем - с 263 по
268 - он в Риме, у Плотина; одно время преподавал в Сицилии (в
Лилибее), куда уехал по совету Плотина ради излечения от депрес-
сии, толкавшей Порфирия к самоубийству. Между 301 и 305 годами
(вероятно, после смерти Амелия) Порфирий издал трактаты Плотина
и вскоре после этого умер.
Пребывание в Афинах не прошло для Порфирия даром: широко
образованный, он писал по грамматике, риторике, истории философии,
составил схолии к Гомеру. Как платоник Порфирий сформировался
под влиянием Плотина, сводкой мнений которого в значительной сте-
пени является сочинение Порфирия <Подступы к умопостигаемому>.
Для истории платонизма Порфирий важен прежде всего потому,
что именно он впервые всерьез включил аристотелевские тексты в
качестве пропедевтического курса к изучению Платона. Порфирию
принадлежало специальное сочинение <О единстве учений Платона и
Аристотеля>, он составил ряд комментариев к Аристотелю (к <Кате-
гориям>, <06 истолковании>, <Первой аналитике>, <Физике>, <Ме-
тафизике>, <О душе>), а его введение к чтению <Категорий> стало
одним из наиболее популярных и читаемых текстов по аристотелев-
ской логике в школах позднего платонизма и в Средние века. Порфирий
комментировал также <Гармонику> Птолемея и <Начала> Евклида,
что свидетельствует об его стремлении расширить круг читаемых в
платоновской школе текстов научного характера.
Порфирий составил также комментарии к диалогам Платона <Кра-
тил>, <Федон>, <Софист>, <Филеб>, <Парменид> и <Тимей>. Пор-
фирий толкует Платона исходя из наличия уже существующих толко-
ваний отдельных пассажей, но его еще не заботит согласование разных
толкований между собой и установление единообразного понимания
аллегорического смысла диалога в целом. Хотя до нас дошли только
фрагменты комментариев Порфирия к Платону и его комментарий к
<Категориям> Аристотеля, тем не менее именно эти сочинения важны
для понимания того пути, по которому пошло развитие позднего пла-
тонизма уже у ученика Порфирия Ямвлиха. Судя по тому, что ком-
ментарии к <Пармениду> были также у другого ученика Плотина,
Амелия, мы можем предположить, что какие-то предпосылки к вы-
движению толкования платоновских текстов на первый план школьной
жизни были уже в кружке Плотина, часть трактатов которого пред-
ставляют собой толкования отдельных платоновских текстов.
Обращает на себя внимание общая этическая направленность фи-
лософии Порфирия, проявившаяся, в частности, в дошедших до нас
трактатах <Воздержание от животной пищи> и <Увещание к Марцел-
ле>. В связи с этим специальным интересом к этической проблематике
Порфирий проявляет самостоятельность в разработке ряда проблем
души. Так, по сообщению Прокла, согласно Порфирию (и в отличие
от Плотина, специально разбиравшего этот вопрос), не ум, а душа
является демиургом. Что касается частной души, то Порфирий подчер-
кивает ее свободу воли. Рассуждая о том, как соединена душа с телом,
Порфирий усматривает ряд ее частичных воплощений, первым из кото-
рых является "дух воображения", занимающий среднее место между
чувствами и умом.
Несмотря на то что Порфирий как платоник был сформирован
Плотином, по дошедшим до нас его сочинениям и свидетельствам дру-
гих авторов легко судить, что он в значительной степени оставался на
позициях платонизма предшествующего периода. Огромная эрудиция
Порфирия отнюдь не всегда совмещалась со стремлением добиться
доктринальной четкости и единообразия в формулировке своей пози-
ции: школа для него прежде всего образ жизни, а не образ мысли.
Так, по дошедшим до нас двум произведениям Порфирия по философии
религии (<Философия, почерпнутая из оракулов> и <Письмо к Ане-
бону>) мы не можем с уверенностью сказать, принимал Порфирий
теургию или нет. Но при этом несомненно, что Порфирий с большим
интересом и доверием относился к самым разнообразным языческим
верованиям и культам и придавал серьезное значение проблемам спа-
сения души. Другой пример: в трактате <Философия, почерпнутая из
Оракулов> Порфирий отождествляет бога евреев с высшим началом,
а по другим свидетельствам он же отводил ему всего лишь второе
место в божественной иерархии. Поэтому наиболее знаменитые из его
учеников - Ямвлих и Феодор Азинский - были в то же время и его
оппонентами, а хорошо знавший его сочинения Прокл даже там, где
использует точку зрения Порфирия, делает оговорки и уточнения.
Порфирию принадлежит также сочинение <Против христиан>, вто-
рой после <Истинного слова> Кельса систематический выпад плато-
ников против христианства. В то же время Порфирий через Мария
Викторина оказал чрезвычайно сильное влияние на за-падную хри-
стианскую теологическую традицию, в частности, на Августина. Из-за
фрагментарности дошедшего до нас наследия Порфирия создать пол-
ное представление об его философии сложно, однако его исключитель-
ное значение для развития позднего платонизма становится все более
очевидным.
7. ЯМВЛИХ
Ямвлих был немного моложе своего учителя Порфирия: прини-
маемая последнее время дата его рождения - 250 (или даже 245 или
242) год. До Порфирия (в Риме) Ямвлих учился (в Александрии) у
одного из его первых учеников перипатетика Анатолия, написавшего
среди прочего трактат в 10 книгах по пифагорейской аритмологии.
Впоследствии Ямвлих перебирается в Апамею (в Сирии), где, вероят-
но, становится во главе школы, основанной там учеником Плотина
Амелием. Мы едва ли можем достоверно представить философское
развитие Ямвлиха и эволюцию его творчества. Но основные его дости-
жения, приведшие к существенному развитию и обогащению позднего
платонизма, мы может наметить совершенно определенно, несмотря
на фрагментарность дошедших до нас текстов Ямвлиха.
Ямвлих написал <Свод пифагорейских учений> в десяти книгах,
из которых до нас дошли <Протрептик>, <Жизнь Пифагора> и два
трактата по математике: <Общая математическая наука> и <Коммен-
тарий на "Введение в арифметику" Никомаха>. К своду относится
также <Теологумены арифметики> - ученический текст, едва ли при-
надлежащий Ямвлиху. Это стремление Ямвлиха популяризовать пи-
фагореизм лежит в русле еще среднеплатонических и неопифагорей-
ских тенденций (Евдор, Модерат, Никомах) подчеркнуть актуаль-
ность пифагореизма и включить его в платоновское учение.
Вместе с тем Ямвлих - в отличие от представителей Среднего
платонизма и Плотина, но в согласии с Порфирием - комментирует
Аристотеля.
Наконец, Ямвлих реформирует технику комментария к плато-
новским сочинениям и разрабатывает круг из двенадцати диалогов,
составляющий полный цикл обучения в платоновской школе. Обучение
делится на два этапа: первый включает в себя десять диалогов и позво-
ляет побудить к философии (<Алкивиад 1>), освоить платоновскую
этику (<Горгий>, <Федон>), логику (<Кратил>, <Теэтет>), физику
(<Софист>, <Политик>), теологию (<Федр>, <Пир>), а также рас-
смотреть сводку всех основных проблем платоновской философии
(<Филеб>); второй дает на более высокой ступени очерк физики
(<Тимей>) и теологии (<Парменид>).
Существо реформы комментария, проведенной Ямвлихом, состоя-
ло в установлении единственной цели диалога и подчинения ей всего
толкования. В отличие от Порфирия, считавшего возможным предла-
гать, например, этическую трактовку физического диалога (<Тимея>),
Ямвлих последовательно проводит единообразную - в данном случае
физическую - интерпретацию текста, а пассажи математические или
метафизические толкует исходя из того, что всякая низшая область
может рассматриваться как образ более высокой, а более высокая -
как прообраз более низкой. Аналогическое строение разных иерархичес-
ки соподчиненных уровней универсума позволяет как истолковать тот
или иной пассаж буквально, так и усмотреть его символическую
значимость в соответствии с общим характером диалога.
Помимо этого Ямвлих стремился ввести в русло ортодоксального
платонизма тексты, имевшие хождение у предшествующих платони-
ков, но не вошедшие в круг безусловно почитаемых. Прежде всего
необходимо назвать введенные в поле зрения платонизма еще Порфи-
рием <Халдейские оракулы>, ставшие предметом специального рас-
смотрения в <Халдейской теологии> Ямвлиха, а также в его трактате
<О богах>. Ямвлих несомненно знаком с корпусом сочинений, припи-
сываемых Гермесу Трисмегисту, на которого он ссылается в трактате
<О египетских мистериях>. Эти тексты оказались необходимы при
попытке уточнить структуру универсума, в особенности установить
иерархию божественных сущностей.
В этом также одно из важных достижений Ямвлиха: во-первых, он
по сравнению с Плотином и Порфирием уточняет и развивает пони-
мание иерархии универсума; во-вторых, он вводит в неоплатоничес-
кую школу в качестве ее обязательного элемента языческую религию
и языческие культы, в результате чего жизнь платонической школы
оказывается организована в трех основных сферах: (пифагорейская)
математика (и вообще совокупность "точных" наук), толкование свя-
щенных текстов (прежде всего Платона, но также и других божест-
венных теологов и - в качестве пропедевтики - Аристотеля) и рели-
гия (религиозная практика, отправление языческих культов, теургия).
Это привело к весьма важным последствиям как для самой плато-
новской школы, которая благодаря Ямвлиху вступила в пору послед-
него расцвета, так и для формирования христианского богословия и
самого типа европейской школы, которые развивались параллельно и
в отличие от язычества, закрывшегося для христианства, были откры-
ты к своему предшественнику и оппоненту. Рассмотрим и тот, и дру-
гой аспекты.
Если Плотин на основании платоновского Парменида различал еди-
ное как таковое, единое-сущее (= ум) и единое-и-сущее (= душа), то
Ямвлих различает единое, полностью неизреченное, добытийное, кото-
рое через пару противоположностей (предел и беспредельное) соеди-
нено с единым-сущим. В сфере ума Ямвлих твердо различает намечен-
ную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие-жизнь-ум, то
есть умопостигаемое бытие, мыслящий ум и тождество того и другого,
или жизнь, которая в триаде помещена между полюсами "немысляще-
го" бытия, и "не-сущего" мышления. Таким образом, Ямвлих наряду
с умопостигаемым космосом (косцов VOT)TO^) вводит космос мыслящий
(ко(7цо(; voepQi;) и, объединяя их в сфере ума, на этом основании свя-
зывает с умом и парадигматическую, и демиургическую функции.
Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над
всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго разли-
чал чины душ человеческих и душ животных и не допускал взаимопере-
хода душ из одного чина в другой. Классификацию богов, идущую от
Ямвлиха, можно представить по трактату одного из его последовате-
лей Саллюстия <О богах и о мире>. Саллюстий (по-видимому, адре-
сат послания императора Юлиана <Утешение к самому себе по поводу
отъезда Саллюстия>) делит богов на надкосмических (распределяя их
по сферам сущего, ума и души) и внутрикосмических (деля послед-
них на созидающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих).
Через Прокла Ямвлих повлиял на Дионисия Псевдо-Ареопагита
(трактаты <О божественных именах>, <Небесная иерархия>), а тем
самым на многовековую традицию христианского богословия. Само
же объединение трех сфер (научные занятия, толкование священных
текстов, религиозная практика) в платонических школах после Ямв-
лиха было чрезвычайно важно и значительно потому, что, во-первых,
это в очередной раз возвращает нас к моменту возникновения филосо-
фии; во-вторых, свидетельствует о том, что языческая школа достигла
своей полноты и тем самым предела, поскольку - объединив и за-
ключив в себе сферы интеллектуальную, духовную и мистическую -
она тем самым в структурном плане могла полностью опекать душу
ученика; и, в-третьих, это объединение трех достаточно разработан-
ных по отдельности сфер оказалось чрезвычайно перспективным для
всей последующей европейской культурной традиции.
Ямвлих с точки зрения институциональной оказал на развитие пла-
тонизма такое же примерно влияние, какое Плотин - с точки зрения
уяснения основных интуиций и доктринальных установок. Предшест-
вующий период, от которого не отошел еще Порфирий, для Ямвлиха
оказывается окончательно преодоленным, о чем можно судить, в час-
тности, по самой форме его текстов: у Ямвлиха наряду с древними
авторитетами появляются сводки мнений средних платоников и неопи-
фагорейцев, которых он называет по имени, а также Плотина, Амелия
и Порфирия, что показывает наличие у него самостоятельной плат-
формы, стоя на которой он сознательно и отстраненно пересматривает
и разбирает мнения своих предшественников. Еще у Плотина нет указа-
ния ни на одно имя его непосредственных предшественников периода
Среднего платонизма; и Порфирий, называя в жизнеописании Плотина
многих авторов, которых тот читал на занятиях, в своих собственных
сочинениях - во всяком случае, в полемике и увещаниях - избегает
ссылок на непосредственных предшественников, хотя специально соби-
рает их мнения по разным вопросам в сочинении <Смешанные иссле-
дования>. Ямвлих же, опираясь на того же Порфирия, уже совершенно
свободно и сознательно цитирует своих ближайших предшественников
и современников, создавая единое поле авторитетов от божественных
Орфея и Пифагора до божественного Плотина и своего наставника
Порфирия.
8. УЧЕНИКИ ЯМВЛИХА, ПЕРГАМСКАЯ ШКОЛА,
ИМПЕРАТОР ЮЛИАН
Из учеников Ямвлиха известны Феодор Азинский, Дексипп, Со-
патр Апамейский, Эдесий Каппадокийский. Непосредственные
ученики Ямвлиха не сумели использовать те необыкновенные преиму-
щества, которые давали новые установки и подходы Ямвлиха, но двое
последних сумели их вместить и сохранить труды учителя.
Феодор Азинский, учившийся, вероятно, и у Порфирия, критику-
ет Ямвлиха, в ряде положений возвращается к Порфирию и предлага-
ет курьезные толкования отдельных платоновских пассажей, а также
<Халдейских оракулов>, лежащие вне основного русла развития школь-
ного платонизма.
О Дексиппе мы можем судить только по дошедшему до нас напи-
санному в диалогической форме комментарию к <Категориям> Ари-
стотеля, в котором Дексипп, в частности, опирается на Порфирия.
Сопатр Апамейский, вероятно, стал главой философской школы в
Апамее после смерти Ямвлиха. Можно предположить, что все его
семейство чувствовало себя философски ангажированным: его дочь
принимала императора Юлиана в Гиераполисе в 363 году во время
персидского похода, из которого ему не суждено было вернуться; сын
Сопатра Гимерий своего сына назвал именем великого учителя отца, и
Ямвлих Младший впоследствии сыграл важную роль в сохранении
непрерывной традиции ямвлиховского платонизма.
Эдесий Каппадокийский - один из наиболее блестящих учеников
Ямвлиха - организовал собственную школу в Пергаме, где его учени-
ками были Максим Эфесский, Хрисанфий из Сард, Приск из Эпи-
ра, Евсевий из Минда.
Учеником Хрисанфия был Евнапий, автор сочинения <Жизнеопи-
сания философов>. Именно от Евнапия мы преимущественно и знаем
о представителях Пергамской школы, однако Евнапий сосредоточил
свое внимание не на их философских и научных занятиях (несмотря
на то что он отмечает диалектические способности Евсевия и чрез-
вычайную эрудированность Максима), а на их личных качествах и
фантастических эпизодах их биографий. Пергамская школа традицион-
но считается преимущественно религиозной, нежели философской. К за-
нятиям практической магией был склонен Максим, который был опы-
тен и в толковании оракулов; Хрисанфий также толковал оракулы и
предсказывал будущее.
Среди учеников Пергамской школы - будущий император Юли-
ан, которого Эдесий, сам будучи уже в преклонном возрасте, поручил
заботам Хрисанфия и Евсевия. Максим и Приск сопровождали импе-
ратора Юлиана в его персидском походе и присутствовали при его
кончине.
Флавий Клавдий Юлиан (331-26.6.363, император с 361) испы-
тал обаяние личности Эдесия и благодаря ему узнал и оценил сочине-
ния Ямвлиха. Однако его занятия философией - как и литературные
труды - носили фрагментарный характер. Сохранившиеся его сочине-
ния (речи, гимны, беседы, письма) часто полны энтузиазма и блеска.
Под сильным влиянием Ямвлиха написана речь Юлиана <К царю
Солнцу>, в духе аллегорического толкования мифа (сопоставимого с
мнением Саллюстия, утверждавшего, что миф есть мир и мир есть
миф) речь <К матери богов>, мифологии посвящена речь <Против
киника> Гераклия. Юлиану принадлежало также сочинение <Против
христиан>, где он рассуждал вообще о происхождении религии, спра-
ведливо отделяя мистическое чувство, посредством которого нам дает-
ся вера в бога, от приобретаемого научением знания о нем.
Энтузиастическое отношение к философии платонизма в его по-
стямвлиховском варианте побудило Юлиана, племянника Константи-
на Великого, к восстановлению языческих культов и к попытке возро-
дить политеизм в качестве новой государственной религии. Юлиан
избегал гонений на христиан, считал необходимым создать иерархию
жречества по образцу христианской церкви, намеревался разработать
символику и догматику новой религии и создать новое (платоничес-
кое) богословие.
Для этапа возвращения эта энергичная деятельность Юлиана, на-
правленная на буквальную реставрацию язычества, весьма показатель-
на, но она безусловно запоздала. То, что Ямвлих разработал для нужд
маленькой философской школы, Юлиан стремился распространить
на империю в целом, что, разумеется, было обречено на неуспех. Един-
ственно возможным и более плодотворным путем развития позднеан-
тичного платонизма - а также сохранения самого типа античной ду-
ховности - был путь передаваемой от учителя к ученику утонченной
веками культивируемой премудрости, и именно на этом пути задан-
ные Ямвлихом установки были реализованы Афинской школой, где
вновь после долгого перерыва пережил свой последний в античности
расцвет платонизм, родившийся здесь более 700 лет назад.
9. АФИНСКАЯ ШКОЛА ПЛАТОНИЗМА
После платоников П века, названных выше, разработка платонов-
ской философии в Афинах сменяется, видимо, общеобразовательны-
ми штудиями. Известен только один педагог в Афинах середины III
века, занятый проблемами платонизма: Порфирий сообщает в <Жиз-
ни Плотина> (гл. 20) о Евбуле, написавшем сочинение <О "Филебе",
"Горгии" и аристотелевские возражения на "Государство" Платона>;
Порфирий также говорит о сочинении Евбула <Платоновские вопросы>
______________________________________171
(гл. 15). Несмотря на то что в это время в Афинах знают сочинения
Плотина, учение Плотина не находит там отклика. В IV веке Афины
известны как центр риторики: Евнапий называет преподававших там
знаменитых риторов Юлиана Каппадокийского, Проэресия, Гимерия
из Прусы. Там в 336-340 годах учится Либаний, в 355 году будущий
император Юлиан, получивший у христиан прозвище Отступника,
знакомится в Афинах с обучающимися там будущими представителя-
ми каппадокийского кружка православного богословия Василием, ко-
торого назовут Великим, и Григорием, Богословом par excellence свя-
тоотеческой традиции. В 362 году там учится сам передавший эти
сведения Евнапий.
На основании одной из речей (48, 20-25) названного Гимерия можно
заключить о том, что в Афинах обучали не только риторике, но и
философии, причем не только Платона и Аристотеля, но также Зено-
на, Клеанфа и Хрисиппа, и даже знакомили с мнениями Демокрита и
Эпикура. К сожалению, на эти указания Гимерия нельзя безусловно
положиться. Однако по свидетельству другого ритора IV века Либа-
ния (письмо 390 года) можно заключить, что в Афинах в конце IV
века находился Приск, упоминавшийся выше ученик Эдесия, пред-
ставитель Пергамской школы. В свое время, став императором, Юли-
ан сделал Приска (вместе с Максимом Эфесским) своим придворным
философом. Еще раньше Юлиан обращался к Приску с просьбой под-
держать позицию Ямвлиха против Феодора Азинского, который был
очень популярен в Афинах во второй половине IV века. Поэтому мож-
но предположить, что Приск был тем философом, через которого при-
шли в Афины ямвлиховские идеи и, что гораздо важнее, тексты его
сочинений.
Помимо этого к концу того же IV века в Афинах находится внук
Сопатра Апамейского - упоминавшийся Ямвлих Младший. Из пере-
писки того же Либания можно заключить, что Ямвлих, серьезно зани-
мавшийся философией, побывал в Афинах еще в 357 и 362 годах; по-
видимому, здесь же он обретался с начала гонений императора Вален-
та против язычников в 371 году, во время которых, в частности, погиб
Максим Эфесский. Из писем того же Либания и Симмаха известно,
что он в Афинах и в 390-391 годах: он становится афинским гражда-
нином, и надпись на герме в его честь ок. 400 года отмечает его вклад
в восстановление городских стен и его мудрость, украсившую город.
Таким образом, благодаря ученику Эдесия Приску и внуку Сопатра
Ямвлиху платонизм возвращается в Афины, и город, давший миру
Платона, оказывается приобщен к философии реформатора платонизма
Ямвлиха, ученика Порфирия и знатока Плотина, а также к плато-
нической и пифагорейской традиции предшествующего периода.
Плутарх, Сириан, Прокл и его преемники
Первым философом-платоником, действительно вернувшимся к раз-
работке платоновской философии и так или иначе вместившим ямвли-
ховское влияние, был Плутарх Афинский (ум. ок. 432). Плутарх
был сыном Нестория, о котором мы ничего не знаем; однако известно,
что дед Плутарха, тоже Несторий, был жрецом в Афинах, а также
занимался астрологией и психотерапией. Марин в жизнеописании Про-
кла (гл. 12) сообщает, что с Плутархом Прокл прочел <О душе> Ари-
стотеля и <Федона> (или <О душе>) Платона. Помимо этого Плутарх
комментировал <Парменида> - вершину платоновского богословия.
К сожалению, мы очень мало знаем о Плутархе и не можем уверенно
говорить о его философских взглядах; однако чтение им в Академии
платоновских и аристотелевских текстов было той базой, на которой
очень быстро выросли две традиции школьного платонизма V века:
афинская и александрийская.
Учеником и преемником Плутарха в руководстве Академией был
Сириан (ок. 380-438). Марин сообщает (там же, гл. 13), что Прокл
под руководством Сириана прочел "все писания Аристотеля по логи-
ке, этике, политике, физике и превыше всего по богословию, а укре-
пившись в этом, словно в малых предварительных таинствах, присту-
пил он к истинным таинствам Платонова учения". Таким образом,
Сириан читал в Академии уже, по-видимому, полный курс аристоте-
левской и платоновской философии. О том, насколько остроумным и
глубоким толкователем философских текстов был Сириан, мы можем
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 141 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!