Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Диалектика в философии Гераклита



Гераклит знаменит не только интересными и глубокими размыш-

лениями о первоначале. Еще более славен он как великий древне-

греческий диалектик*. Те диалектические мысли и идеи, которые в

зародыше и стихийно заключены в концепции первоначала первых

греческих философов, получают у Гераклита более четкую артикуля-

цию, дальнейшее развитие. Диалектика у Гераклита, как и у его пред-

шественников, - это, прежде всего, констатация и фиксирование

вечности происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях,

характерная для самых первых греческих философов, у Гераклита

приобретает форму мысли всеобщей, т.е. философской идеи. Все из-

меняется, и изменяется постоянно; нет предела изменениям; они есть

всегда, везде и во всем - вот что спрессовано в знаменитой краткой

формуле, приписываемой Гераклиту: "Все течет, все изменяется". Ка-

кой бы простой и банальной ни казалась эта формула человеку сего-

дняшних дней, необычной, новаторской и мудрой она выглядела то-

гда, когда впервые в емкой, обобщенной форме представила результа-

ты тысячелетних наблюдений, раздумий человека об окружающем ми-

ре и своей собственной жизни. Переход здесь весьма тонкий. Скажем,

наблюдения за рекой легко могут склонить мыслящего человека к идее

изменений. У Гераклита же - река не более чем символ, благодаря

которому понятным для людей способом утверждается всеобщая мысль.

Такова же роль других гераклитовых символов - огня, войны (враж-

ды) и др. Повязанность мысли Гераклита с символами, образами -

специфическая черта его философии, да и всего древнегреческого лю-

бомудрия. Это диалектика изменений в образах и символах. Хотя

мысль об изменении то и дело приобретает в фрагментах, приписы-

ваемых Гераклиту, всеобщий, абстрактный характер, она объединяет-

ся с хорошо запоминающимися образами, делающими философскую

мудрость живой, понятной. Например, солнце Гераклит характеризу-

ет как "новое ежедневно, но и всегда и непрерывно новое" (58 (а);

225). В другом случае Гераклит говорит: "На входящих в те же са-

мые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды" (40

(а); 209). Поэтому, согласно Гераклиту, в одну и ту же реку нельзя

войти дважды.

Специфика диалектики Гераклита - еще и в том, что мысль об

изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противо-

положностей. Предвестником такого подхода, как уже упоминалось,

был Анаксимандр. Гераклит как бы извлекает из недр внутренней ло-

гики первоначала только брезжившую идею единства и борьбы проти-

воположностей и подробно, уже именно по-философски, развивает ее.

Идея Единого - и, стало быть, приведения к Одному, к единству -

* Слово <диалектика> употребляется здесь в значении, которое ему придали более

поздние философы. Аристотель же применяет слово "динамика", имея в виду

философов, начиная с Зенона. Но представляется оправданным употреблять его и применительно к рассуждениям более ранних авторов и особенно, конечно, Гераклита

соседствует с идеей раздвоения Единого, выделения из него противо-

положностей. "Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос), должно

признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно", - говорит,

согласно свидетельству Ипполита, Гераклит (26 (а); 199). Гераклит

утверждает не просто существование противоположностей, но их не-

избывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Эта

идея воплощается у Гераклита в некоторой космической, но также в

этической и эстетической формах. Ибо наличие противоположностей

для Гераклита - основа и существования, и гармонии мира. Противо-

речивость сближает - таков гераклитовский парадокс.

Еще одна диалектическая идея - борьба, "вражда" противопо-

ложностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противополож-

ностей как конструктивного философского начала. В изображении

Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рож-

дению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. "Должно знать,

что война общепринята, что вражда - обычный порядок вещей... и

что все возникает через вражду и заимообразно [= "за счет друго-

го"]" (28 (а); 201). В этой связи Гераклит снова вступает в полемику

с Гомером: ведь тот, молясь, "чтобы 'вражда сгинула меж богами и

меж людьми', сам того не ведая, накликает проклятье нарождение

всех {существ}", "ибо они рождаются в силу противоборства и

противодействия..." (свидетельство и комментарий Плутарха - 28

(t)3); 202).

Три основополагающие диалектические идеи, которые были выде-

лены из корпуса гераклитовских фрагментов, внутренне связаны друг

с другом, друг в друга переливаются, в чем также уже проявляется

диалектика - в ее облике диалектики философских идей. Раз мы

приняли, вместе с Гераклитом, идею-образ вечного изменения: в одну

и ту же реку нельзя войти дважды, то логично сделать вывод в не-

сколько иной форме: в ту же реку вступаем и не вступаем, существуем

и не существуем. Одно состояние уступает место другому, "холодное

нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее оро-

шается" (42 (а); 214). Так идея всеобщей изменчивости поворачива-

ет к нам другой свой лик - она переливается в тезис о единстве

противоположностей. Изменение и есть, по Гераклиту, совмещение

крайностей - прежде всего существования и несуществования, но также

уничтожения и возникновения. Ведь уничтожение одного есть возник-

новение другого.

Противоположности едины, неотрывны друг от друга. И эту неот-

рывность Гераклит пытается разъяснить и на трудных, непонятных, и

на простых примерах. Он говорит об обычных людях: "Они не пони-

мают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое

соединение (гармония), как лука и лиры" (27 (а); 199). Есть очень

много толкований этих гераклитовых образов. Вероятно, под "пере-

вернутым соединением (гармонией) лука и лиры" он имел в виду то,

что лук и лира - противоположности: "вражда" и единство уничто-

жения, смерти и красоты; разъединяющей войны, понимаемой в са-

мом широком смысле - как вражда, распря, и единящей красоты,

символизируемой образом лиры. Вместе с тем, каждая из этих вещей

(лук и лира) - символы единства двух зримо соединенных друг с

другом концов. Музыка, гармония рождается именно потому, что ли-

ра соединяет струны. Лук - изогнутая палка, у которой два конца

соединены. Иными словами, лишь тогда, когда две как бы противопо-

ложные части соединяются вместе, и существуют предметы. (Свиде-

тельство Порфирия: "...гармония натянута в противоположные сторо-

ны" и "стреляет из лука" посредством противоположностей. - 27

(е`4); 200.) Пользуясь этими наглядными образами, Гераклит и делает

"зримой" идею раздвоения единого и взаимодействия противополож-

ностей. Есть и более "конкретные" толкования гераклитова образа

лиры. Например, Платон считает (и к нему присоединяются многие

авторы), что этот образ символизирует возможность гармонии низких

и высоких звуков, которые, хотя и противоположны, мелодией могут

быть приведены в гармоническое согласие (27 (b); 199).

В своде фрагментов Гераклита встречаются образы, связанные с

техникой или наукой и символизирующие ту же идею. "У чесала путь

прямой и кривой "один и тот же". Иными словами, "у орудия,

называемого "улиткой" [= винтом], в мастерской валяльщика враще-

ние прямое и кривое, так как он идет одновременно вверх и по кругу"

(32 (а); 204). Та же идея заключена в фрагменте, связанном с геомет-

рией: "...совместны у (окружности) круга начало и конец" (34 (а);

206). "...Начертив круг, начала не сыскать", - комментирует Псевдо-

Гиппократ (34 b`2); 206).

Диалектика входила в историю философии и культуры, а потом

продвигалась вперед также и через рассуждения, которые демонстри-

ровали относительность представлений человека о мире и самом се-

бе, ставили философов и интересующихся философией людей пе-

ред мировоззренческими, логическими, математическими парадок-

сами, загадками, противоречиями, трудностями. Ко времени Герак-

лита философия уже накопила немало таких парадоксов, загадок. По-

добные формы мысли - по мере развития философии они усложня-

лись и видоизменялись - были не только свидетельствами накопив-

шихся в философском объяснении мира противоречий и затруднений,

но и своего рода точками роста диалектики. Это в такой же мере

относится к парадоксам Гераклита, апориям элейца Зенона и антино-

мия Канта.

Гераклит был отчаянным спорщиком. Слово "~бial`egomai" (спорю),

пожалуй, ближе всего связано как раз с гераклитовской диалектикой.

Кроме того, что Гераклит полемизирует с учениями предшественни-

ков, он в какой-то мере предчувствует, как бы "вычисляет" возмож-

ность зарождения такого способа философской мысли и публичного

диалога, который несколько позже воплотится в первоначальных

формах древнегреческой софистики. Предвосхищая мыслью что-то

подобное софистике или, быть может, уже и наблюдая зарождение

софистических парадоксов в практике древнегреческой жизни, всегда

наполненной полемикой, Гераклит сам не только формулирует

философские тезисы об относительности, субъективности мнений,

принципов, ценностей, но, предвидя их возможную разрушительную

силу, все же ставит в зависимость от нетленных для него идей логоса,

истины, единства, добра и красоты. Иногда эта черта гераклитовской

диалектики не принимается в расчет. В таких случаях из Гераклита

как бы делают глашатая древнегреческого релятивизма. Основанием

для такого подхода служат некоторые фрагменты эфесского мыслите-

ля, которые, однако, вырываются из более широкого контекста и от-

деляются от целостности его философии.

Гераклит в своих сочинениях, если судить по некоторым из сохра-

нившихся фрагментов, настраивал на готовность к познанию неожи-

данного, скрытого, обескураживающего и парадоксального. "Не чая

нечаянного, не выследишь неисследимого и недоступного", - гово-

рил, по свидетельству Климента Александрийского, Гераклит (II; 193).

"Нечаянным" же могло казаться и то, что привычные греку житей-

ские знания и понятия, согласно которым различные качественные

состояния несовместимы друг с другом. Гераклит находит возможным

соединить их с противоположностями. Отличается ли чистая вода от

грязной? Может ли одна и та же вода в одно и то же время быть и

чистой, пригодной для жизни и для питья, и грязной, для всего этого

непригодной? Грек, скорее всего, уверенно и однозначно отвечал на

подобные вопросы отрицательно, да еще, наверное, дивился, почему

кому-то приходит в голову их задавать. А у Гераклита наготове был

неожиданный, парадоксальный положительный ответ: "И грязное и

чистое, говорит [Гераклит], - одно и то же, и пригодное и непригод-

ное для питья - одно и то же. <Море, - говорит, - вода чистейшая

и грязнейшая: рыбам - питьевая и спасительная, людям - негод-

ная для питья и губительная>" (35 (а); 206). (Конечно, такое можно

было уверенно утверждать в эпоху, когда моря еще не сделались, как

в наше время, губительными и для рыб!) Так, сталкивая обыденное

сознание с философскими парадоксами, Гераклит снова и снова отстаи-

вал идею единства, тождества противоположностей. Польза или вред

чистой, казалось бы, только живительной или только губительной гряз-

ной воды оказывались относительными. Гераклит напоминал и о дру-

гих примерах: "...свиньи грязью наслаждаются больше, чем чистой

водой" (36 (а^); 206); "...птицы моются пылью" (36 (с'); 208); "ос-

лы солому предпочли бы золоту"(37 (а); 208); быки чувствуют себя

счастливыми, когда находят в корме горькую траву вику (38 (а); 208)"

и т.д.

Прекрасное или безобразное могут совмещаться в одной и той же

вещи, в одном и том же состоянии, человеке и т.д., в зависимости, так

сказать, от точки отсчета. Сказанное верно и в отношении жизни и

смерти, рождения и гибели. Чтобы убедиться в этом, людям доста-

точно поразмыслить о самих себе. "Рожденные жить, они обречены

на смерть (а точнее, на упокоение), да еще оставляют детей, чтобы

родилась {новая] смерть" (99 (а); 246). Желая уподобить смену чело-

веческой жизни смертью превращениям "мерами вспыхивающего" и

"мерами угасающего" огня, Гераклит изрекает: "Человек - сеет в

ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни,

умерев, словно как вспыхивает к бодрствованию, уснув" (48 (а);

216). Смерть одного состояния - момент рождения чего-то другого.

Этот парадокс помогает подтвердить идею взаимопревращения тел,

состояний, стихий, в свою очередь питающую идею бесконечности из-

менений. "Душам смерть - воды рожденье, воде смерть - земли

рожденье..." (66 (а); 229). Мысль древних о взаимопревращениях,

переливах друг в друга противоположных вещей, состояний, стихий

Гераклит, таким образом, тоже предпочитал зафиксировать в виде

диалектического парадокса. Казалось бы, что может быть несовмести-

мее, чем Солнце и ночь? Если светит Солнце, то это заведомо значит,

что нет ночи. Однако и здесь Гераклит заготовил свой парадокс: "Не

будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь" (60 (0); 226).

Парадоксы, загадки, ирония Гераклита всегда побуждали к спо-

рам и поиску разгадок. Так, эфесский мыслитель изрек, что Солнце,

которое "правит космосом", "шириной {всего лишь} в ступню чело-

веческую" (57; 224). Загадка тут в том, что другие фрагменты из

Гераклита свидетельствуют о его "почтительном" отношении к Солнцу

как главному среди небесных тел. "Солнце же, будучи их эпистатом

[распорядителем] и судьей, дабы определять, регулировать, знаме-

новать и объявлять перемены и времена года, которые все порожда-

ют..." (64 (а); 228). Почему же судья, распорядитель, правитель

космоса так иронически "унижен": шириной он всего лишь в чело-

веческую ступню? Через парадокс - Солнце и вознесено над миром,

человеком, и приближено к ним - Гераклит утверждает по крайней

мере две важнейшие философские идеи. Во-первых, при всем "приви-

легированном" положении Солнца в космосе не дано ему нарушить

естественный порядок Вселенной, что, собственно, разъясняет сам Ге-

раклит: Солнце "не преступает положенных границ, ибо если оно

<преступит> должные сроки, его разыщут Эринии, <союзницы Прав-

ды^' (57; 224. 52; 220). Во-вторых, величина Солнца тут поставлена

в рамки человеческого Видения и наблюдения, субъективных мерок

жизнедеятельности человека, борьбы таких противоположностей, как

размышление и чувственное наблюдение. 06 этом верно сказал Сене-

ка, комментируя интересующий нас гераклитовский фрагмент: "Хотя

разум доказывает, что Солнце больше Земли, взор наш сократил его

до таких размеров, что мудрые мужи утверждали, будто оно величиной

в ступню" (57 (d); 225).

Аристотель считал, что гераклитовская диалектика оказала огром-

ное влияние на Платона. Трудно не верить Аристотелю - ведь он был

учеником Платона. В интеллектуальной судьбе многих последующих

философов, причем таких несхожих, как Гегель и Ницше, можно

обнаружить глубокое воздействие гераклитовских идей и образов. Итак,

непреходящая заслуга Гераклита в том, что он, представив мир множе-

ственных, смертных вещей, человеческий мир подвижным, изменчивым,

текучим, разделенным на противоположности, в то же время удер-

жал идею единства и закономерного порядка в неизмеримом, всегда

задающем загадки, до конца не познанном и непознаваемом космосе.

Иначе обстояло дело в философии элеатов - тоже великой свои-

ми открытиями, интеллектуальными новшествами. Именно она выве-

ла античную мысль к одной из самых грандиозных идей - философ-

ской идее бытия. Но не смогла, натолкнувшись на глубочайшие мыс-

лительные трудности противоречия, объединить бытие и движение.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 268 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...