Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Жизненный путь Демокрита



Точных свидетельств о годах жизни Демокрита нет. Считают, что

он начал писать примерно в 428 или 425 г. до н.э. (но вряд ли позже).

Полагают, что Демокрит был настоящим долгожителем: умер он, воз-

можно, в 370 г., т.е. уже в другом столетии, прожив более ста лет.

Родина его - Абдеры на Фракийском побережье. Во время греко-

персидских войн, когда многие древнегреческие полисы страдали от

персидского нашествия и объединялись в борьбе с ним, абдеряне, ре-

шив, что им выгоднее дружить с персами, принялись задабривать их.

Жители Абдер боялись в то время не столько персов, сколько власти

соседнего греческого острова Фасос. Непосредственно с событиями

греко-персидской войны доксографы связывают и судьбу семьи, из

которой вышел Демокрит.

Когда персидский царь Ксеркс, вторгшийся в Грецию, с большим

позором должен был ретироваться, при его отступлении произошел

такой эпизод: на обратном пути в Персию Ксеркс остановился в Абде-

рах, где был дружелюбно принят жителями. Греки потом никак не

могли простить абдерянам теплого приема, оказанного завоевателям.

И среди тех, кто особенно приветливо встречал Ксеркса, был отец

Демокрита - Демосид. Ксеркс некоторое время погостил в Абдерах,

воспользовавшись и гостеприимством отца Демокрита. По преданию,

уезжая из Абдер, Ксеркс решил отблагодарить особенно гостеприим-

ных хозяев. В частности, в доме отца Демокрита персидский царь

оставил кого-то из своих магов и халдеев - тех самых мудрецов,

которые были хранителями восточной мудрости. Они занимались ма-

тематикой, астрономией, владели многими другими знаниями. Эти маги

и халдеи как будто и были первыми учителями детей Демосида, включая

Демокрита. Правда, потом Демокрит и сам посетил Древний Восток.

Некоторые интерпретаторы даже утверждают, что сама идея ато-

мизма была подсказана или рассказана Демокриту персидскими учите-

лями. И для такого предположения есть основания, потому что эта

идея, вероятно, еще в VII-VI вв. до н.э. вызревала на Древнем Восто-

ке. Но вряд ли из персидской мудрости Демокрит мог в чистом виде

заимствовать идею атомов. Думается, что гораздо большее влияние на

Демокрита должна была оказать логика размышлений, связанных с

развитием философии первоначала. При этом какая-то подсказка, при-

шедшая с Востока, могла сыграть здесь роль интеллектуального толчка.

Но все это предположения. Правда, об одном, по крайней мере, можно

говорить более точно: Демокрит обучался у хороших учителей и су-

мел накопить большие знания, которые относились к пранауке, вос-

точной и древнегреческой, а также к античной философии. Подтвер-

ждением этого могут служить его произведения.

Когда умер отец, оставив своим сыновьям наследство, то тут Демок-

рит, по мнению некоторых своих практичных сограждан, совершил

неразумный, просто необъяснимый поступок: из наследства он вы-

брал себе не землю, не дом, не рабов, а деньги, правда, по тем време-

нам немалые. Но ведь деньги, рассуждали недоумевающие согражда-

не, можно легко потерять. Однако Демокрит выбрал деньги отнюдь

не случайно: он совершенно точно знал, что с ними будет делать -

решил отправиться в дальние странствия. Около десятка лет Демок-

рит провел в путешествиях: его, конечно, интересовали другие стра-

ны, города, народы, но больше всего влекли к себе знания, которые

он мог получить в этих краях. Иными словами, Демокрит довольно

рано определил себя как личность, выбрав путь "человека знания",

мудреца, философа.

Возвратясь из путешествия, он не привез ни товаров, ни увеличив-

шейся суммы денег (по понятиям жителей Абдер, он вообще ничего не

привез, ибо приехал беднее, чем раньше). Тогда против него было

возбуждено судебное дело о растранжиренном наследстве. Но когда

на судебном процессе его спросили, что же он сделал с отцовскими

деньгами, что привез из путешествия и как оправдается, как защитит

себя, Демокрит прочитал судьям - либо частично, либо полностью -

свое сочинение <Мирострой>. Решение судей было неожиданным и

очень любопытным: они признали, что Демокрит взамен отцовского

наследства накопил мудрость, знания; за время путешествия он стал

мудрецом; книга, которая была прочитана судьям, это удостоверяет.

Демокрит по суду был оправдан.

Существует легенда, что Демокрит не единственный раз привле-

кался к суду. Во всяком случае, и потом сограждане весьма подозри-

тельно относились к его образу жизни. Не очень ясно, во время перво-

го процесса или несколько позже некоторые влиятельные жители Аб-

дер настояли на приглашении знаменитого врача Гиппократа для ос-

видетельствования философа, который вел себя очень странно. Дело

не в том, что бездомный Демокрит жил при храме: в Греции мудрецы,

философы, не имевшие никакого отношения к религиозной деятель-

ности нередко селились при храмах. Странным казалось другое: Демок

рит был настолько погружен в свои занятия, что иногда совершенно

забывал о людях, обдумывая какие-то идеи, вдруг разражался смехом

(по этой или по другой причине, но Демокрит получил прозвище Смею-

щийся. Быть может, его назвали так потому, что, по преданию, он

написал специальное сочинение о смехе). Как бы то ни было, Гиппо-

крат, приехав в Абдеры, согласно легенде, имел возможность доста-

точно долго беседовать с Демокритом. Ответ, который Гиппократ мог

дать жителям Абдер, скорее всего, звучал так: для внешнего взгляда

Демокрит ведет себя странно, но это вполне нормально для человека,

который погружен в свое дело, в творчество. Мыслит же он как вели-

кий человек - логично и стройно. Гиппократ не оставил никакого

сомнения в том, что странности Демокрита - это странности большо-

го таланта, может быть, странности настоящего гения, если вообще

можно признавать их странностями.

Гиппократ не просто оправдал Демокрита перед жителями Абдер.

Между философом и врачом потом как будто бы завязалась перепис-

ка; они обменивались письмами-сочинениями, т.е. поддерживали пло-

дотворную творческую дружбу. Хочется верить, что так оно и было:

дружба и сотрудничество двух великих людей греческого мира, созвучие

личностных типов помогает понять, как рождались и распространя-

лись великие идеи древнегреческой культуры.

Демокрит - в сохранившихся отрывках сочинений или доксогра-

фических свидетельствах - обнаруживает весьма основательное зна-

комство с древнегреческой наукой и философией. Математические ре-

шения, которые удовлетворяли Демокрита-математика, были как бы

параллельны, аналогичны рассуждениями на философском уровне,

идущим от милетской школы и элеатов. Демокрит, по свидетельствам,

неплохо знал их философию. И не случайно в качестве первого "авто-

ра" атомизма называют милетца Левкиппа.

Хотя личность Левкиппа полулегендарна, сейчас среди историков

философии утвердилось более или менее общее мнение, что такой фи-

лософ должен был существовать реально. Он переселился из Милета

в Элею, а потом в Абдеры, где с ним и встретился Демокрит. Левкипп

и был, как полагают, греческим учителем Демокрита. Идея атомизма

родилась в его уме; он передал ее Демокриту, который сам уже был

готов философски воспринять эту идею. Итак, через Левкиппа - а

быть может, не только через него - Демокрит познакомился с фило-

софией милетской школы и элеатов. Предполагают, что он слушал

еще одного видного греческого философа - Анаксагора. Свидетель-

ства подтверждают и то, что Демокрит был хорошо знаком с филосо-

фией софистов, даже вел полемику с ее создателями.

По свидетельствам древних, Демокрит очень интересовался круж-

ком Сократа, побывал в Афинах и как раз после пребывания в этом

знаменитом городе написал свою работу <О человеке>. Собственно,

осмысление проблемы возникновения культуры, языка, человеческо-

го общества, государства как будто и было навеяно путешествием Де-

мокрита в Афины. Современники считали Демокрита весьма осведом-

ленным также в учении Пифагора и пифагорейцев, которые, собст-

венно, первыми развили идею дробности мира, состоящего из недели-

мых в своей специфичности чисел, и в споре с которыми Парменид

отстаивал свою идею сплошного единого бытия. Одним словом, вряд

ли было что-то существенное в античной философской мысли, чем бы

специально не занимался, что бы не изучал, над чем бы не раздумы-

вал Демокрит и что так или иначе не повлияло бы на возникновение

его концепции.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 155 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...