Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Вспомним, что "раскол" на категории сущего, существования и
бытия возник из двойственности учения о первоначале. Как было по-
казано ранее, первоначало и связано с сущими, со сферами сущего, и
выводит к абстрактным проблемам всеобщего. Если иметь в виду ве-
щи природы, человека как природное существо и ставить вопрос об их
существовании, разговор о возникновении-уничтожении, частях-целом,
конечном-бесконечном вполне имеет смысл. Но представим, что фило-
софское размышление, не переставая относить первоначало к миру,
сосредоточивается на логике и сущности самого первоначала. Что есть
и как "есть" вода Фалеса или огонь Гераклита? Ясно, что к ним уже
не относятся характеристики, справедливые в отношении воды какой-
то реки или огня какого-либо очага. Да и те объективные всеобщие
связи мира, те сущие, которые как бы сконцентрированы "за" философ-
скими категориями, принципиально отличны от преходящих, конечных
предметов, процессов, предметных целостностей. Бытие в этом двойном
толковании (всеобщая связь и философское ее понимание), действи-
тельно, не имеет физических частей, не может быть - в обычном смыс-
ле - делимо, подвергнуто конкретному изменению и т. д.
Бытие не имеет степеней сравнения, размеров (не может быть
"маленьким", "большим", "средним"), качеств (не может быть зеленым
или красным) и т.д. Не очевидно ли это? Философия элеатов подтолк-
нула к тому, чтобы рядом с очевидностями повседневного чувственно-
предметного опыта поставить и очевидности интеллектуального рассуж-
дения и усмотрения. Она стала защищать право ученых и философов
на работу с абстрактными "мирами", которые с точки зрения обыден-
ного сознания могут представляться странными, причудливыми, ир-
реальными, фантастическими. Но ведь работа эта чем дальше, тем
больше превращалась в важнейшую составляющую человеческой куль-
туры, а причудливые "вечные миры" религии, математики и самой
философии неожиданно оказались для множества людей по крайней
мере не менее нужными и близкими, чем мир вещей природы или
общественных институтов. Общие и всеобщие идеи (единства, движе-
ния, места и времени, делимости сущего, бытия и т.д.) - вот над чем
вслед за предшественниками и в остром, ярком споре с ними начина-
ют, но только начинают трудиться элеаты. И, пожалуй, как раз непо-
средственно от них символическая эстафетная палочка размышления
и спора передается великому Платону. Но мы несколько повременим
с ее передачей, рассказав перед этим еще об одной Новаторской ре-
форме, начатой в философии античности.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 168 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!