Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Самобытность и оригинальность духовной жизни русского народа можно проследить через изучение основных этапов развития русской философии и ее идей.
Зарождение древнерусской мудрости, философского мировоззрения и связанного с ним взгляда на мир во многом определились и зависели от славяно-русского язычества, древнеболгарской книжности и восточно-христианской патристики.
Книга Б.А.Рыбакова "Язычество древней Руси" свидетельствует о попытке князя Владимира и его окружения уже накануне крещения Руси реформировать верования так, чтобы их можно было использовать в интересах создания сильной княжеской власти. Прежде чем решиться принять такую развитую религию, как христианство, князь попытался создать новый пантеон богов на базе древних языческих представлений. Известный богослов и философ Г.В.Флоровский в "Путях русского богословия" писал даже о двух культурах: дневной (христианской) и ночной (языческой). Языческое наследие играло большую роль в жизни народа, в его обычаях и психологии, но своеобразие философской мысли древней Руси определялось и интеллектуальной традицией, полученной Русью от Византии.
Через христианство Русь вступает в творческое культурное общение не только с Византией. Просветительская деятельность болгарских братьев Кирилла (827 - 869) и Мефодия (815 - 885) - создателей славянской азбуки-кириллицы и проповедников христианства - многое определила в стиле и содержании русской мысли. Философию Кирилл понимал как поиск и безраздельное служение истине, высокий духовный, подвиг, любовь к Софии Премудрости. Он считал, что мудрость и красота неразделимы. Духовный подвиг Кирилла и Мефодия навсегда остался в памяти болгарского и русского народов, которые торжественно отмечают их память 24 мая каждого года.
Философские взгляды славянских просветителей были во многих отношениях близки к мировоззренческой позиции капподакийцев. В становлении восточно-христианской патристики и православия особую роль играли ученые епископы Каппопакии-малоазииской области Восточной Римской империи четвертого века. Внимание капподакийцев (Василия Великого, Григория Нисского, Григория Назианзина или Богослова, и Иоанна Златоуста и продолжателя их традиции Иоанна Дамаскина) привлекали в первую очередь философские системы стоицизма и неоплатонизма. Через духовный опыт патристики достигалось не только донимание основополагающих принципов древнегреческого любомудрия, но и понимание как теории и как образа жизни самой философии. Силлогизмы Дамаскина (675 -750) к содержанию философии как познания природы сущего и его первых начал добавляют существенное требование познания не только вещей человеческих, но и вещей божественных. Требуется внимание философии к праведному образу жизни, главным содержанием которого становится постоянное нравственное самосовершенствование, борьба с соблазнами и греховными помыслами, постоянная сосредоточенность на "духовном подвиге", словом, все то, что получит название "умного делания".
В период перехода от культуры древнерусской к средневековой сильное влияние на русскую мысль оказал исихазм (от греческого "исихия" - безмолвие) - религиозное движение, включавшее в себя монашескую практику безмолвной ("умной") молитвы, учение, восходящее к раннеехристианским отшельникам. Восстановил его основные идеи в XIV веке греческий философ Григорий Палама. Исихасты отрицали возможность познания божественной сущности. Они различали "сущность" и "энергию", которая пронизывает все сотворенное бытие и дает возможность познания бога через творение. Синтез неоплатонического поиска "единого", "начала всех начал" и античного учения о совечной богу первоматерии позволил рассматривать стихии мира (земля, вода, воздух, огонь) как компоненты человеческого тела, что приводило к пониманию человека как "микрокосма", отражающего в себе мир природы - "макрокосм". С включением души в союз с телесной субстанцией (душа вне видимых, телесных проявлений не познаваема, как и бог без творения) начинается углубленное изучение человеческой душевной природы.
На ранних этапах своего развития русская философская мысль зависела не только от религиозного сознания и религиозной традиции. Как и всякая "первая" философия, она была в значительной мере растворена в своеобразном мире древнерусской духовной культуры. Душа культуры нашла свое выражение в "умозрении в красках", (Е.Н.Трубецкой о творчестве русских иконописцев), в архитектуре и иных формах культурного творчества.
Если славянское язычество и византийская религиозная и философская мысль воздействовали на русскую философию через русскую культуру в целом, то европейский рационализм во множестве своих проявлений непосредственно определял идейное развитие русских мыслителей.
Это влияние началось еще до реформ Петра 1. Оно шло через западную часть российского государства (Польшу, Украину, Белоруссию). Примером творческого освоения европейской философии и выдвижения собственных идей является Г.С.Сковорода (1722-1794). В учении о сердце как средоточии духовного и телесного бытия человека и в антропологии Сковороды присутствуют не только мотивы характерные для средневековой русской мысли, но и черты мистического направления европейской мысли (М.Экхарт, XIV в.). Влияние неоплатонизма чувствуется, например, в обосновании им роли "эроса" в эстетических переживаниях человека ("не любит сердце, не видя красоты") и в том, что сама любовь предполагает "сродство" с ее предметом - изначальную метафизическую предрасположенность сердца.
Особенно сильное влияние на мировоззрение образованных слоев русского общества оказала философия французского просвещения, в частности вольтерианство с его вольнодумством (критическое отношение к религии и вере, деизм); масонство (раскрытие иных, не церковных духовных традиций); просветительство (распространение естественнонаучных знаний, светской образованности).
В научно-исследовательских и учебных изданиях по русской философии достаточно распространенной является точка зрения о том, что вплоть до конца XIX- начала XX веков русская философия не сформировалась как органическое целое, что предпосылки для нее (историческое сознание и самосознание народа) еще не само явление, они лишь подготавливают рождение и развитие. В творчестве мыслителей XIX столетия Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Вл. Соловьева философское самосознание народа заявило о себе "на весь мир" уже не как подражание Западу (византийцам, французам, немцам), а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою тему в человеческую цивилизацию.
Остановив внимание на основных истоках русской философии и факторах, обусловивших ее развитие, перейдем к рассмотрению этапов ее развития.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 197 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!