Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Натурфилософия



Принято считать, что философия в Элладе возникает как мировоззрение торгово-промышленного городского класса, борющегося за власть против земледельческой аристократии. Это новое мировоззрение основывалось на принципах рационализма в противовес мифологии, и социальную жизнь пыталось подчинять писанным законам, а не обычаям и традициям.

Античная философия, в отличие от древнеиндийской и древнекитайской, возникает не как этика, а как натурфилософия. Ее характеризует связь с науками, гармоничное соотношение мировоззренческого и социально-системного аспектов, развитие внутри ее логического аппарата, что позволило ей четко отчлениться от предфилософии. Однако на раннем этапе античная философия широко использует образы мифологии, несмотря на свое противостояние мифологическому мировоззрению. Этот парадокс связан как с отсутствием на начальных этапах собственной научной терминологии отсутствием устоявшихся понятий, так и, по всей видимости, с традицией эзотерического знания, где мифологический образ является одновременно символическим выражениемопределенного знания.

Уже для ранней античной философии характерна определенная системность воззрений, ведется поиск первоначала всего сущего (субстанции). В то же время ей свойственна созерцательность и умозрительность, отсутствие непосредственной связи с практикой, ее характеризует наличие элементов антропологизма, пантеизма, представление физических процессов в контексте моральной проблематики.

Название многих философских школ античности связано с местом их нахождения. Уже в шестом веке греческие города-полисы распространились далеко за пределы Балканского полуострова на юг Аппенинского полуострова, на северное побережье Черного моря, которое тогда называлось Понт, (но особенно много их было в Ионии) на островах в Эгейском море и на западном побережье Малой Азии. Именно в Ионии на острове Самос находился город Милет - родина первого греческого философа Фалеса и его последователей, чья философия получила название милетской,

Фалес был первым математиком и физиком Ионии, Ему приписывается открытие годового движения солнца, установление продолжительности года в 365 дней, опреде­ление времени солнцестояний и равноденствии, понимание того, что Луна светит не своим, а отраженным светом. Также с его именем связывают ряд открытий в области геометрии - он первым вписал треугольник в круг, установил равенство углов при ос­новании равнобедренного треугольника.

По другой версии, Фалес просто открыл часть тайного знания, в которое был по­священ во время своего пребывания в Египте, Лидии, где, по всей вероятности, и по­знакомился с вавилонской астрономией.

Началом всего сущего, т.е. субстанцией Фалес считал воду. С позиции сегодняшне­го дня это кажется примитивным. Но если этот тезис толковать символически, то на самом деле вода основной элемент, без которого невозможна органическая жизнь, и в этом смысле вода. Конечно, первооснова жизни.

Кроме Фалеса к Милетской школе принадлежат Анаксимандр и Анаксимен. Анаксимандр пытался объяснить происхождение и устойчивость мира из внутрен­них причин и из одного материально-вещественного начала. Этим началом является у него апейрон. Апейрон безграничен, бесконечен, неуничтожим, находится в вечном движении. Его беспредельность лежит в основе взаимопревращения стихий - воды, зем­ли, воздуха и огня. Эти стихии превращаются друг в друга, а это означает наличие у них общего, что само по себе не является ни одним из этих элементов. Это общее и есть апейрон. Он находится в вечном движении, в процессе которого являет противополож­ности: влажное и сухое, холодное и теплое и т.д., а это, в свою очередь, является осно­вой для других соединений.

Анаксимандр утверждал, что наука должна уйти дальше непосредственного со­зерцания и указывал на разницу между чувственной картиной мира и реальной. Соз­данная им картина мироздания объясняет происхождение земли, воды. Луны, звезд и Солнца естественным путем, без божественной воли. Так же естественно зарождается на Земле жизнь. Она возникает на границе суши и моря под воздействием небесного огня. Эта точка зрения, но уже с научной терминологей и с доказательствами, востор­жествовала через 24 века.

Третий представитель Милетской школы. Анаксимен, сводил все многообразие форм природы к одной субстанции - воздуху. Согласно его теории, все возникает из воздуха через его разрежение и сгущение. Разрежаясь, воздух становиться сначала ог­нем, затем эфиром, а сгущаясь - ветром, облаками, водой, землей, камнем. В XIX веке Гегель сформулировал три закона диалектики, в одном из которых говорится о перехо­де количественных изменений в качественные и этот процесс носит скачкообразный характер. Едва ли можно рассматривать Анаксимена предшественником гегелевской диалектики, но определенную аналогию между теориями можно отметить.

Анаксимен не отрицал богов, как это делал Анаксимандр, и считал, что они явля­ются модификацией материальной субстанции и подобно всему в мире, состоят из воз­духа. Он придерживался геоцентрической системы мироздания, где Земля неподвижна, а другие светила движутся вокруг нее благодаря небесным вихрям. Солнце, по его мне­нию, такая же Земля, только раскалившаяся от быстрого движения. Наиболее близко к Земле расположены Луна, затем Солнце и только потом уже звезды.

Другой представитель периода, натурфилософии - Гераклит. Родился он в середине VI века в городе Эфесе, принадлежал к царско-жреческому роду. От его произведений до наших дней ничего не дошло. Реконструкция учений Гераклита представляет боль­шую сложность, так как всю информацию о нем можно получить только из произведе­ний других авторов античности. Его цитировали Платон, Аристотель. Диоген Лаэртский. Марк Аврелий и многие другие. Известно, что еще при жизни его прозвали "темным" за речь, богатую метафорами, сравнениями, мифологизмами. Есть сведения, что Сократ, прочитав Гераклита, сказал, что все, что он понял, превосходно и он пола-гает, что таково и то, чего он не понял.

Гераклит во многом продолжает традицию милетских философов. В своих произ­ведениях он рассматривает вопрос об устройстве вселенной (или о мироздании), о бо­жествах, о субстанции. Субстанцией для него является огонь, который одновременно и основа и причина всего сущего. Огот для него не просто физическая реальность, он еще и живая, разумная сила. Гераклит вводит понятие огнелогоса. Сам термин логос означает слово, а точнее разумное слово или разумная необходимость, закон. Отсюда огнелогос есть единство двух понятий - огня сущего и логоса, разумной необходимости, закона, что вместе должно пониматься как закон мироздания. Единство огня и логоса есть выражение различных аспектов одного и того же сущего. Огонь выражает качест­венную и изменчивую сторону сущего, логос - структурную. Недаром Гераклит сравни­вает огонь с золотом (деньгами), а логос с законами города,

Человек имеет непосредственное отношение к закону мироздания, так как герак-литовский огнелогос присущ человеческой душе. Душа является единством противопо­ложностей, она сочетает в себе влажное и огненное. Наилучшей или мудрейшей явля­ется сухая душа. У человека больного, пьяного или преданного чувственным удоволь­ствиям, душа влажная. Это означает, что состояние души есть плата за неправильный образ жизни.

Однако широкую популярность в последующие века Гераклит завоевал себе не учением о субстанции, а своей диалектикой. Он исходит из того, что в мироздании нет ничего неизменного (все течет, все изменяется и нельзя войти дважды в одну и ту же реку). Ничто не может в мире повторяться, все абсолютно изменчиво, все и все прехо­дяще, даже одно и то же обладает противоположными качествами в разных отношени­ях. Примером тому может служить высказывание, что прекраснейшая из обезьян без­образна, если ее сравнить с родом человеческим.

Борьба по Гераклиту - главный закон мироздания, причина всякого возникнове­ния. Борьба носит всеобщий характер, все возникает или рождается по необходимости и благодаря борьбе.

Но учение Гераклита имеет принципиальные отличил от Милетской школы. Ге­раклит строго разграничивает мировоззренческое познание и специальное знание, ко­торое позже получило название естественно-научного. Во-вторых, представители ми­летской школы основное внимание акцентируют на изучении природы, а Гераклит большое внимание уделяет этической проблематике.

Типичным представителем натурфилософии является Пифагор. Родом он с остро­ва Самоса, как и Фалес, но его активная деятельность в качестве основателя и главы Пифагорейского союза связана с Южной Италией с городами Кротоном и Сицилией. Эта территория принадлежала Греции, а философские школы, расположенные в этом регионе, получили название италийских.

Пифагора объединяет с Фалесом то, что он был знаком с содержанием восточных и западных эзотерических учений. По всей вероятности он был посвященным в Элев-сипские мистерии Греции, в мистерии Исиды в Фивах, в мистерии Адониса в Финикии и Сирии, перенял секретную мудрость халдеев, учился в Вавилонии. Мидии, Персии, и Индии, где и был инициирован в брамины Элефанта и Эллора- Френк Хиггинс считает, что имя Пифагора хранится в летописи браминов под термином Ионийский учитель. После 34-летнего обучения и странствий он оказался в Кротоне, где основал свою шко­лу - пифагорейский союз. Пифагорейский союз был тайной организацией и принцип посвящения в тайное знание был приблизительно таким же, как и в мистериях, а раз­глашение тайного знания каралось смертью. В пифагорейском союзе было несколько ступеней или степеней посвящения. Первая ступень - Акусматика, где предполагалось догматическое усвоение знаний. На этой ступени испытуемый должен был доказан свою способность к усвоению математики, геометрии, музыки и астрономии. Неспо­собность овладеть материалом рассматривалась как признак невежества, и человек из­гонялся из союза. Вторая ступень - Математика, занималась более сложными вопроса­ми, которые преподавались с обоснованием. Там были те, кто допускался к секретной мудрости.

Пифагорейский союз был своего рода орденом, где были обязательны молчание, секретность и безусловное повиновение. В союзе существовал культ дружбы и товари­щества. Сюда принимались представители обоего пола, отсутствовала частная или личная собственность, и при вступлении в союз все имущество сдавайтесь специальным экономам.

Образ жизни и распорядок дня в союзе носил во многом черты языческого моно­теизма. Поклонение солнцу, как универсальному огню и божеству, было основой рас­порядка дня. Это дало повод некоторым ученым рассматривать Пифагора учеником Зороастра, что не имеет никаких подтверждений. В то же время в его учении можно найти идеи брахманизма (теория трансмиграции - переселения душ и перевоплощения) и кое-что из магической практики.

Пифагор продолжает традиции предыдущих философов в вопросе поиска перво­основы всего сущего - субстанции. Для него такой основой мира является число. Осно­ванием для такого вывода был реальный факт. Боэций рассказывает, что, проходя од­нажды мимо кузницы, Пифагор заметил, что совпадающие удары не одинаковых по весу молотков производят различные гармонические созвучия и пришел к выводу, что качественная характеристика звука определяется через вес молота. Отсюда знаменитый вывод Пифагора - число правит миром. Пифагору принадлежит идея числового коди­рования слов (замену букв алфавита цифрами); с его именем связана практика шифров­ки и дешифровки криптограмм (криптография - тайнопись). Есть основания считать Пифагора основоположником символической философии.

Большое внимание уделял Пифагор музыке и цвету. Для него гармония и упоря­доченность - необходимые условия бытия (хотя этот термин им не применялся), самое большое преступление - это анархия. Гармония - это есть добро, а красота есть гармо­ния, появляющаяся в мире формы. Наименьшая степень добра предполагает и наименьшую степень гармонии и красоты. Пифагору принадлежит теория гармонических интересов. Он рассматривает музыку как производную от математики, так как ее гар­монии жестко контролировались математическими пропорциями. Согласно пифагорей­скому учению математика демонстрирует метод, которым бог установил и утвердил вселенную, поэтому и музыка и астрономия являются точными науками. Свое учение о гармонии Пифагор распространил на законы природы. В современной химии сущест­вует закон октавы, где элементы, расположенные по восходящей в зависимости от атомных весов, заметно повторяются в своих свойствах на каждом восьмом элементе.

Пифагор утверждал, что музыка может иметь терапевтическое значение и состав­лял различные специальные гармонии для различных болезней. Хорошо был знаком Пифагор и с теорией спектра.

Большой интерес представляет пифагорейская система мироздания. Эта теория провозглашает отказ от геоцентризма, признает шарообразную форму земли, ее суточ­ное вращение вокруг центрального огня. Луна рассматривается как причина солнечных затмений, а смена времен года объясняется наклоном Земной орбиты по отношению к солнечной.

В пифагорейском союзе большое внимание уделялось правилам общежития (взаимоотношения людей), которые строились на авторитете божества, закона и отцов­ских обычаев. Большое внимание уделялось этическим проблемам.

Философская школа Элеатов возникла в "Великой Греции" (Южная Италия) в Элее. Главные представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Учение Элеатов - это шаг вперед в становлении древнегреческой философии. Прежде всего, элеаты дают качест­венно новую трактовку понятия субстанции. У ионийцев субстанция физична, у пифа­горейцев математична, у элеатов она уже философична, ибо эта субстанция - бытие. Более того, элеаты ставят чисто философский вопрос о соотношении мышления и бы­тия и тем подводят черту под протофилософией.

Основал философскую школу в Элес Ксеиофан, но по своим взглядам он более близок к ионийцам, чем к Пармениду и Зенону. Субстанционально-генетическим нача­лом мироздания по Ксенофану является земля.

Ксенофан первым из греческих мыслителей ставит вопрос о возможностях челове­ческого познания. Ощущения он считает ложными и тем самым обесценивает чувствен­ную ступень познания. Возможности разума тоже ограничены, и он часто обманывает человека. Ксенофан не отрицает возможность познания истины, но такое познание но­сит случайный характер, его правильнее было бы назвать интуитивным. Ксенофан утверждал, что, "если бы и случилось кому-нибудь высказать совершенное знание, он сам не знал бы этого. Ибо только мнение - удел всех".

Ксенофан получил широкую известность благодаря своей критике религии, точнее политеистического антропоморфизма с позиции монотеизма и даже пантеизма. Именно он впервые высказал мысль о том, что боги-творение человека. Люди создают богов по своему образу и подобию, поэтому у эфиопов боги курчавы и черны, а у фракийцев голубоглазы и рыжеволосы. "Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли ими рисовать и создавать произведения искусства, подобно людям, то лошади бы изобра­жали богов похожими на лошадей, быки на быков и придавали бы им тела такого рода, каков телесный облик у них самих". Бог, согласно Ксенофану, не подобен смертным ни телом, ни мыслью: его бог некий космический философ, богофилософ, который правит лишь силой своей мысли без всякого физического усилия. Бог не подобен человеку, а то, чему он подобен, сводится лишь к всемогуществу мысли.

Основой философии элеатов стало учение Парменида. Именно Парменид развил понятие единого миробога Ксенофана в понятие единого бытия и поставил вопрос о соотношении бытия и мышления. Будучи современником Гераклита, он отрицал его стихийную диалектику природы, придерживался метафизических взглядов и обосновал неизменность бытия.

Основное сочинение Парменида - поэма "О природе вещей", состоящая из проло­га и двух частей, которые называются "Путь истины" и "Путь мнения". В главе "Путь истины" рассматриваются две важнейшие философские проблемы:

• вопрос об отношении бытия и небытия;

• вопрос об отношении мышления и бытия.

Согласно Пармениду оба эти вопроса могут быть решены только разумом, так как чувства не дают нам истинной картины мира.

Важной особенностью философии элеатов является то, что они впервые в истории античной философии прибегают к доказательству философского тезиса. До Парменида философы не обращались к доказательству, в лучшем случае они опирались на анало­гии и метафоры.

Первый тезис, доказываемый Парменидом, звучит так: бытие существует, небытия не существует. Доказательство этого положения начинается с утверждения тождества бытия и мышления, а это означает, что мысль о предмете и предмет мысли одно и тоже. По-другому можно сказать так - все, что мыслимо, существует и наоборот - все, что существует мыслимо. Парменид рассуждает следующим образом, что если мысль о предмете и предмет мысли одно и тоже, то небытие не существует потому, что оно не мыслимо. А не мыслимо оно потому, что сама мысль о небытии делает небытие бытием в качестве предмета мысли. Таким образом получается, что если мысль о небытии су­ществует, то существует и то, что мыслится в мысли о небытии, т.е. небытие, а все, что существует, есть бытие. Следовательно, небытия нет.

Второй тезис, доказываемый Парменидом, звучит так: бытие едино и бытие не­подвижно. Доказываются эти тезисы следующим образом. Разделить бытие на части могло лишь небытие, но его нет. Отсюда следует, что бытие едино. Неподвижность бы­тия доказывается так. Всякое изменение предполагает, что нечто исчезает и что-то по­является, но на уровне бытия нечто может исчезнуть лишь в небытии и появиться лишь из небытия. Но так как известно, что небытия нет, то нет ни изменения, ни движения.

Зенон, приемный сын Парменида и его ученик получил известность благодаря своим апориям (своеобразным по форме доказательствам). Все апории Зенона были посвящены доказательству двух тезисов Парменида:

• бытие едино:

• бытие неподвижно (получили название апорий против множественности сущего и апорий против движения).

Прием, применяемый Зеноном для доказательства указанных положений, был на­зван Аристотелем диалектикой, а сам Зенон изобретателем диалектики. Искусство диа­лектического рассуждения и спора в дальнейшем стало называться субъективной диа­лектикой в противовес объективной диалектике - диалектике природы.

Метод Зенона не был методом прямого доказательства. Он доказывал все от про­тивного, сводя к абсурду точку зрения противника, противоположную его собственной, и на основании этого провозглашал истинность собственного тезиса.

Доказательство тезиса "бытие едино". Метод Зенона предполагал свести к абсур­ду противоположный тезис, т.е. "бытие множественно". Для этого он доказывал одно­временную истинность двух тезисов. Сущее конечно по числу и сущее по числу беско­нечно, что означает А есть В и А не есть В.

Доказательство тезиса, что сущее по числу конечно (А есть В). Если существует много вещей, то их должно быть ровно столько, сколько их есть, отнюдь не больше и не меньше, чем сколько их есть. Если же их столько, сколько их есть, то число их ограничено.

Доказательство тезиса "сущее по числу бесконечно (А не есть В). Если существует много вещей, то сущее по числу беспредельно, ибо между отдельными вещами всегда

находятся другие вещи, а между этими опять другие и так до бесконечности. Таким об­разом сущее не ограничено по числу.

Но если два противоположных высказывания А есть В и А не есть В одинаково доказуемы и оба истинны, то это абсурдно. Следовательно, ложен и сам тезис о мно­жестве бытия, а истинным является противоположный тезис о том, что бытие едино.

Доказывая тезис о неподвижности бытия, Зенон исходил из того, что физический мир противоречив, а потому не может быть истинным. Истинным может быть только сверхчувствительный мир, постигаемый разумом. Поэтому чувственный факт движения не есть доказательство наличия в природе движения как такового.

Зенон сформулировал много апорий против движения. Наиболее популярные из них получили названия «Дихотомии», т.е. деление надвое. Суть этих апорий сводится к тому, что движение не может закончиться, так как прежде чем движущееся тело достиг­нет конечного пункта, оно должно достичь половины пути, а прежде чем достигнет по­ловины-половины половины и т.д. до бесконечности. Точно по такой же причине дви­жение не может начаться.

Другая известная апория против движения-"Летящая стрела". Летящая стрела по­коится, ибо движущийся предмет в каждый конкретный момент всегда занимает равное себе место, т.е. покоится, а движение не может сложиться из суммы состояний покоя.

В апориях Зенона, как следует отметить, получила отражение объективная проти­воположность пространства, времени, движения, в них отразились и трудности форми­рования аппарата науки, поэтому они до сих пор интересны для математиков, логиков, философов.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.)

Учение Демокрита по праву считается вершиной античного материализма, а эпоха Демокрита и Платона - эпохой зрелости античной философии. Демокрит рассматрива­ется в этом разделе по одной причине - основные тезисы учения атомистов являются антитезисами учения элеатов.

Как уже говорилось, элеаты считали чувственную картину мира ложной, а атомисты поставили перед собой задачу создать учение, соответствующее той картине мира, которая открывается человеческим чувствам.

Атомисты признают два равноценных начала в мироздании: бытие и небытие. Бытие для них - материя, небытие - пустота. Это первый антиэлеатовский тезис. Для элеатов бытие едино, а для атомистов множественно, они трактуют бытие как бесконечное множество атомов. Это второй антиэлеатовский тезис. Атом - это самостоя­тельная частица вещества, невидимая вследствие, своей малой величины, а также неде­лимая, совершенно плотная, не содержащая в себе никакой пустоты. Внутри этой час­тицы не происходит никаких движений, изменений, она не имеет частей. Атом вечен, неизменен, непроницаем, тождественен самому себе. Сам термин атом в переводе с греческого означает неделимый.

Внешняя форма атомов различна. Они бывают шарообразными, округлыми, уг­ловатыми, крючкообразными, якореобразными, вогнутыми, выпуклыми. Бесконечное разнообразие явлений природы атомисты объясняют бесконечным числом форм ато­мов. Но не только форма атомов является причиной природного многообразия. Поря­док и положение атомов-важная причина разнообразия соседних атомов, т.е. причина качественной характеристики вещей. В этом учении атомистов можно заметить зачатки учения о молекуле.

Атомы лишены каких бы то ни было чувственных свойств - цвета, вкуса, запаха. Все эти качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Таким образом, атомисты впервые поставили вопрос о субъективности данных органов чувств.

Атомисты признают движение, условием существования которого является пусто­та (небытие). Это третий антиэлеатовский тезис. Сама пустота неподвижна и беспре­дельна. Она не оказывает никакого влияния на бытие. Допустить существование пусто­ты атомистов заставали наблюдения над обыденными явлениями (разница в весе рав­ных по объему тел, например, ведро золы принимает в себя ведро воды).

В теории познания атомисты создали наивноматериалистическую концепцию, со­гласно которой от всех тел постоянно отделяются тончайшие копии и проникают в организм человека сквозь органы чувств, что дает людям истинную картину мира.

В основе теории происхождения мира лежит факт различной плотности атомов в пространстве. Там, где плотность атомов выше, больше возможностей для столкнове­ния, что в свою очередь приводит к образованию вихря (кругообразного движения). В результате этого движения более крупные и, следовательно, более тяжелые атомы на­капливаются в центре, а более мелкие и более легкие вытесняются к периферии. Так образуются земля, вода, воздух и т.д.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 680 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...