Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классическая античная философия



Сократ (469-399 гг. до н.э.)

Сократ первый философ афинянин, для которого жизнь стаяла воплощением соб­ственного учения. В центре внимания Сократа, как и софистов, был человек, и его не интересовали вопросы мироздания, физики, субстанции. Главными вопросами для Со­крата были проблемы самопознания человека как общественного и нравственного су­щества. Поэтому философия Сократа получила название этического антропологизма.

В подходе к проблеме истинного знания Сократ придерживается противополож­ного софистам мнения. Он считает, что каждый человек имеет свое мнение, но истина для всех должна быть одной. Для достижения истинного знания Сократ разработал ме­тод, который назвал "майевтика", что дословно переводится как повивальное искусст­во. С помощью этого метода он помогал родиться истине в душе своего собеседника. Инструментом для этой цели выступает диалог, а точнее наводящие вопросы Сократа. Выступать в роли своеобразного поводыря людей на их пути к истинному знанию Со­крат мог, благодаря уверенности в своем превосходстве над другими людьми, которую он сформулировал так: "Знаю, что ничего не знаю". Другие же люди не умны потому, 410 уверены в своих знаниях. Эта уверенность и является препятствием в достижении ими истинного знания, они находятся в духовной спячке и заботятся о своих делах больше, чем о самих себе (т.е. о своей душе, о своем духовном, нравственном облике).

Цель майевтики - всестороннее обсуждение какого-либо предмета, определенного понятия. Сократ первым возвел знание на понятийный уровень. Введение понятия и его дефиниция достигались посредством индукции, наведения, восхождения от частного к общему. Это происходило в процессе диалога между Сократ ом и человеком, который [10 своему роду деятельности был уверен в обладании истинным знанием по какому-либо вопросу (к примеру, понятие мужества следует обсуждать с военным человеком и т.п.). Сам диалог имеет как бы два этапа. На первом необходимо было показать собе­седнику с помощью наводящих вопросов, что его знание о данном предмете или явле­нии далеко от истины, а на втором этапе опять же наводящими вопросами надо подвес­ти человека к формулировке определенного понятия. По мнению Сократа, истинное знание содержится в определении понятия потому, что в нем сформулированы сущностные характеристики предмета или явления.

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Платон родился в городе Эгине. Его настоящее имя Аристокл. Происходил он из рода последнего афинского царя Корда. Платон был одним из ближайших учеников и друзей Сократа. После казни Сократа тяжело переживавший это Платон надолго по­кидает Афины. За годы странствий он побывал в Мегарах, Кирене, Египте, Финикии, Персии, Ассирии, Вавилонии. За попытки навязать сиракузским тиранам свою соци­ально-политическую программу государственного устройства философ был дважды продан в рабство, но выкуплен своими учениками и друзьями. Возвратившись в Афи­ны, Платон открыл свою школу, получившую название Платоновской академии и про­существовавшую 915 лет.

Философская концепция Платона представляет собой систему, куда входят онто­логия (учение о бытии), теология (учение о боге), космология (учение о мире), космого­ния (учение о происхождении мира), психология (учение о душе), гносеология (учение о познании), этика (учение о нравственности) и социология (учение об обществе).

Наибольшее влияние на формирование философских взглядов Платона оказали диалектические идеи Гераклита, учение о бытии элеатов и сократовская концепция вы­работки определений общих понятий. Учение Платона - это система объективного идеализма, выработанная как сознательная реакция на античный материализм и атеизм вообще, и материализм и атеизм Демокрита в частности. Своей теорией он пытался подорвать наивно-реалистическую веру в реальность чувственного, вещного мира. Од­нако в основе критики демокритовской теории познания и в основе собственной мисти­ческой теории лежит тот факт из познавательной деятельности людей, согласно кото­рому рациональное познание не происходит непосредственно из чувственности. Оно предполагает предварительное, во многом бессознательное накопление, суммирование и практическое применение чувственных данных, опыта. Без сократовского учения о понятиях и платоновского учения об идеях была бы невозможна формальная логика Аристотеля.

Основой учения Платона является теория идей. Идея (в греческом варианте эйдос) означает существующее само по себе. Идеи вечны и неизменны, они составляют то ду­ховное множество, которое Платон именует бытием. Число идей велико, но не беско­нечно, их столько, сколько множеств существенно схожих вещей, явлений, процессов, состояний, качеств, количеств, отношений и т.д. Платоновский мир идей - это иерархи­чески упорядоченная и расчлененная структура. Идеи не просто сосуществуют друг с другом, а находятся в отношении подчинения и соподчинения. Идеи могут быть более и менее общими, находиться в отношениях рода и вида. Например: идея кошки и идея собаки (как общие понятия) входят в идею четвероногого и в свою очередь подчинены более общей идее млекопитающего и т.д. На вершине иерархии стоит идея Бога, кото­рая является причиной знания и познаваемости истины. Благо, как таковое, человече­ский ум постичь не может, благо постигается через красоту, соразмерность и истину.

В своем учении об идеях Платон отталкивается от сократовской позиции, что чув­ственные вещи изменчивы, и что знание содержится в понятиях, которые и выражают неизменное, существенное. Но Платон не остановился на этом, он стал искать для по­нятий особые объекты помимо чувственных вещей и назвал их идеями. Таким образом, он утвердил особые сущности - идеи, как предметы, или объекты понятий. Они являют­ся причинами существования вещей, их идеальными образцами-парадигмами, а также целями, к которым стремятся земные вещи. В свою очередь вещи причастны к идеям, они воплощают их в себе.

Для решения проблемы взаимоотношения реального мира и вещественного мира Платон вводит понятие материи. Материя (хора) есть некое пространство, некоторый вид - незримый, бесформенный, неуловимый. Она тождественна сама себе и в то же вре­мя пластична, она способна принимать различные формы, становиться оформленной материей. Она способна к восприятию всех тех ограничений и пределов, которые на нее налагаются. Отношение идей к вещам определяется тремя вариантами: подражанием, причастностью и присутствием. Иначе говоря, вещи возникают, "подражая" идее, стремясь к ней как к цели: возникнув, вещь становится причастной к идее; наконец, чув­ственные вещи становятся сходными с идеями только тогда, когда идеи "присутствуют" в них. Каким образом это становится возможным Платон не объясняет. Итак, всякая вещь есть индивидуальное воплощение соответствующей идеи в материи, точнее множества идей. Идеи - образцы и прообразы вещей, вещи - тени идей, их эхо, их отобра­жение.

Наряду с идеями и материей Платон вводит третью реальность - мировую душу или душу космоса. Душа космоса объемлет мир идей и мир вещей, связывает их. Она заставляет вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. Это по сути дела бог, который и является мерой всех вещей.

Платоновское учение о строении вещества строиться на основе пифагореизма. Ло­гика здесь в том, что простейшая связь идеи и вещи является воплощением в последней, математической структуре первой. Платон подходит к вопросам естествознания не со стороны материальных структур вещества, а от их числовых закономерностей, от зако­нов бытия. Так огонь состоит из телец, имеющих форму пирамиды (тэтраэдров), воздух из октаэдров (восьмигранников), вода из икосаэдров (двадцатигранников). Переход одних стихий в другие основан на принципе соотношения объемов правильных много­угольников. Вслед за Пифагором он математизирует физику, пытаясь обнаружить ма­тематические закономерности строения вещества.

Нравственность по Платону присуща душе и обусловлена ее божественной приро­дой. Душа вечна и до вселения в человеческое тело пребывала в мире идей, где и созер­цала истинное знание, а человеческое познание есть не что иное, как воспоминание.

Платон выделяет четыре вида добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Им допускаются угрозы и наказания для поддержания нравственности Эффективной он считает идею загробного воздаяния и наказания за земные поступки. Основными произведениями Платона являются: "Государство", "Политик", "Софист. "Горгий". "Парменид", ''Критий", "Гиппий Больший", "Менон", ''Федр". "Тимей "Законы".

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Аристотель родился в полисе Стагира, недалеко от Македонии. На протяжении: четырех лет был учителем Александра Македонского. В пятидесятилетнем возрасте возвращается в Афины и открывает здесь философскую школу Ликей. Сохранившиеся произведения Аристотеля можно разбить на восемь тематических групп: логические, общефилософские, физические, биологические, этические, политэкономические и искусствоведческие.

Аристотель колебался между материализмом и идеализмом. Он отождес-твляет мышление и бытие, а формы мышления для него есть одновременно и формы бытия.

Основной закон бытия у Аристотеля запрещает существование небытия. Небытие не существует само по себе, оно в относительном смысле существует в некоторых катего­риях (не белый, нигде, никогда). В отличие от Платона, чувственный мир для Аристоте­ля вполне реален, но в то же время он не согласен с убеждением наивного обыденного реализма, утверждавшего, что сущее исчерпывается его чувственной картиной.

Не разделяет Аристотель и теорию идей Платона. Для него каждая единичная вещь имеет свою суть (или сущность), т.е. то, что делает ее именно этой вещью. Эта суть не доступна для постижения чувствами, постигнуть ее можно только умом. Имен­но это познание сутей является предметом наук. Суть вечна и в себе неизменна и непод­вижна. Совокупность сутей (иди сущностей) образует высший, сверхчувствительный уровень бытия, на котором бытия больше, чем на уровне чувственных, единичных ве­щей, т.е. на уровне природы. В противоположность платоновскому миру идей и миру вещей у Аристотеля мир сутей (сущностей) существует внутри мира природы. Уровень сутей это не идеальный мир, а уровень сущностей явлений и вещей самой природы.

Ядром аристотелевской философии является учение о четырех первоначалах: форме, материи, цели и движении.

Для Аристотеля существование каждой вещи обусловлено четырьмя причинами. Первая причина - это суть вещи, благодаря которой вещь такова, какова она есть -причина формальная. Вторая причина существования вещи - это лежащий в ее основе субстрат - причина материальная. Третья причина существования вещи - это то, откуда идет начало движения - причина действующая или действия. Четвертая причина суще­ствования вещи - это то, ради чего существует вещь - причина целевая.

Вещь сама по себе сложна и потому не может быть признана первичной. Первич­ной является форма как сущность бытия в собственном смысле. Аристотелевские фор­мы, как и платоновские идеи, неизменны, вечны и всеобщи.

Материя - второе первоначало - тоже вечна, но она постоянно меняется, переходя из одного состояния в другое под действием формы. Материя вне всякой формы - это "первоматерия", которую Аристотель определяет следующим образом: "то, что само по себе не обозначает ни как определенное по существу, ни как определенное по коли­честву, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определе­но сущее". "Первая материя" обладает только возможностью стать оформленной мате­рией, т.е. из возможности она может стать действительностью, а форма уже сама по себе есть действительность как таковая. Отсюда, кирпич есть действительность глины, т.е. ее форма и одновременно кирпич - это дом в возможности. Материя в широком смысле слова - это то, из чего вещь состоит и то, из чего вещь возникает.

"Первая материя" является носителем возможности. Оформляясь, "первая мате­рия" переходит из состояния возможности в состояние действительности и тем утрачи­вает свою возможность стать иной. Но и сама последняя материя сохраняет, тем не ме­нее, какую-то возможность стать иной, но уже в пределах определенного вида (так ре­бенок вначале становиться взрослым, потом стареет, но остается человеком).

Третье первоначало - движение. Аристотель различает четыре вида движения или изменения - это:

возникновение и уничтожение;

• изменение свойства (качественное изменение):

• увеличение и уменьшение (количественные изменения);

• перемещение, перемена мест.

Движению одновременно присуща способность изменяться и внутренняя тенден­ция к завершенности. Цель заложена в самой вещи и выступает ее внутренней движу­щей силой. Аристотель называет ее энтелехией, ее можно назвать и программой изме­нения.

Бог для Аристотеля - это совершенное бытие, форма форм, он движет миром и яв­ляется его целью.

В учении о душе Аристотель пишет, что всякое естественное тело обладает душой. Душа - это форма тела, свидетельство его завершенности. Он различает три вида души, две из которых растительная и животная, не могут существовать без материи, а третья, разумная или метафизическая, может существовать как с материей, так и вне нее. Чело­век обладает всеми тремя типами души.

Человеческая душа, по Аристотелю, делится на рассудок и разум, иначе говоря, де­лится на разум практический и теоретический. Душе присущи как добродетели, так и пороки. Добродетели в свою очередь делятся на дианоэтические, развивающиеся по преимуществу через обучение, и этические, складывающиеся через привычки.

В этике Аристотель сформулировал правило золотой середины, согласно которо­му этические добродетели определяются как середина между пороками. Порок он оха­рактеризовал как преступление границы должного в действиях и чувствах по отноше­нию как к избытку, так и к недостатку. Отсюда щедрость - середина между скупостью и мотовством, мужество есть середина между безрассудной отвагой и трусостью, велико­душие - середина между тщеславием и малодушием. Философ писал, что нравственные действия опираются на разум, а это подразумевает свободный выбор между добром и злом. Отсюда каждый в известном отношении виновник своего характера, своей судь­бы. Он возлагал большие надежды на обучение и воспитание и считал это задачей го­сударства. Основными философскими произведениями Аристотеля являются: "Метафизика". "Органон", "Политика", "Никомахова этика", "Категории", "Топика". "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Опровержение софизмов".





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 320 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...