Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Эпикур
Эпикур жил в конце четвертого, начале пятого века до н.э., написал около трехсот трудов, которые были уничтожены в основном в эпоху средневековья. Тому были две основные причины:
• отрицание роли богов, их влияния на человеческую жизнь, подчеркивание независимости этики от религиозного и государственного авторитета;
• проповедь гедонизма, признававшего удовольствие критерием нравственного поступка.
Учение Эпикура включает три основных раздела: физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику.
Во взглядах на природу Эпикур придерживался атомистической концепции Демокрита. но были и различия.
Различия между взглядами Демокрита и Эпикура состоят в следующем:
• к характеристике атома добавляется новая величина - вес (тяжесть). Тяжесть рассматривается как причина движения, именно под ее влиянием атомы движутся сверху вниз. Отсюда следует, что они движутся параллельно и траектории их не пересекаются, к тому же скорость движения у всех атомов одинаковая. Исходя из этой теории столкновение атомов невозможно;
• второе отличие от Демокрита - это введение категории случайности. Благодаря случайности атомы могут отклоняться от прямой и сталкиваться с другими атомами, вследствие чего и возникает беспорядочное движение. Демокрит причинность отождествляет с необходимостью, Эпикур вводит элемент вероятности, которая объективна в том смысле, что природные процессы детерминированы не жестко однозначными связями, а вероятностными;
• третье отличие заключается в том, что любая вещь по Эпикуру это не простая сумма атомов, а свойства целого не сводятся к свойствам частей, т.е. атомов. Отсюда следует, что предмет может обладать такими свойствами, которыми не обладают атомы его составляющие. Значит цвет, вкус, запах и т.д., так же объективно присущи предмету, как и его форма и не зависят от субъекта, как это утверждал Демокрит.
В теории познания Эпикур придерживался взгляда, согласно которому материальные "образы" вещей, входя в органы чувств, дают восприятие действительное, а внедряясь в поры тела, фантастическое. Образ предмета состоит из частиц, устроенных таким образом, что они способны к тому, чтобы возбуждать соответствующий орган. Поэтому чувства нас никогда не обманывают, а источником заблуждения является разум.
В этике Эпикур разрабатывал проблему счастья, которую понимал как неограниченное ничем удовольствие. Обосновал он это естественным стремлением человека к удовольствиям и отвращением к страданию. Однако Эпикур призывал людей в их стремлении к удовольствию действовать таким образом, чтобы не мешать другим людям и тем более не приносить им страдания.
Стоики
Параллельно с эпикуреизмом развивался и стоицизм. Основание школы относится к концу IV века до н.э. и связано с именем Зенона из Китиона. Система стоической философии состояла из трех частей: логики, физики и этики. Особенностью стоического учения является то, что оно было одним из самых массовых учений по числу последователей, среди которых были представители самых различных слоев, от рабов и вольноотпущенников, до высших государственных чинов и императоров. Среди идеологов стоицизма был вольноотпущенник Эпиктет и император Марк Аврелий. На определенном этапе развития этика стоицизма стала этическим идеалом римского гражданина. Идеал стоика это идеал человека, который безропотно, но мужественно и с достоинством повинуется неизбежности, судьбе и воле богов, зная, что противостоять судьбе бессмысленно; она ведет желающего, нежелающего тащит. Этическое учение стоиков глубоко противоречиво. С одной стороны мы видим идеал неподвластного обстоятельствам человека с достоинством, мужественно превращающего безнадежность в торжество над обстоятельствами, у которого внешняя покорность сочетается с внутренней свободой. С другой стороны, все предрешено, изменить ничего нельзя, за исключением своего эмоционального отношения к обстоятельствам. И такой возвышенный трагизм доминирует на философской арене на протяжении пятисот лет.
Высшее благо стоиков состоит в том, чтобы жить согласно с добродетелью, в соответствии с природой, а злом, в противоположность добродетели, является порок. Все остальное безразлично. Благо стоика сводится к четырем основным добродетелям: благоразумию, справедливости, умеренности и мужеству. Пороков тоже четыре - это неразумие, необузданность, несправедливость и трусость. Добродетель и порок зависят от человека и выбираются добровольно и свободно, все остальное от человека не зависит, а зависит от судьбы: жизнь и смерть, богатство и бедность, слава и бесславие.
Стоики говорят о позитивных и негативных психологических состояниях. К позитивным относятся радость, осторожность, воля, а к негативным скорбь, страх, наслаждение.
Стоическая этика, по всей видимости, нужна была для адаптации человека к существующей действительности и соответствовала умонастроению общества. Стоики утверждали равенство людей, в том числе мужчин и женщин, рабов и господ, так как и тем и другим были присущи и добродетели и пороки. Известный стоик Сенека сформулировал "Золотое правило" морали. Оно звучит так: "обходись со стоящими ниже тебя так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше". Сенека пытался ликвидировать угнетение человека человеком в духовной области. Ему принадлежат слова: "Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается: ее лучшая часть изъята отсюда. Только тело и принадлежит господину, дух же сам себе господин". Не менее известно и данное Сенекой определение свободы, которое с небольшими изменениями было принято Спинозой, а затем марксизмом. Для Сенеки свобода может состоять только в подчинении разумной необходимости, во всех иных случаях она - рабство. Марксизм принимает свободу как осознанную необходимость.
Натурфилософия стоиков имеет материалистическую окраску. Они считают, что существуют только тела, а все бестелесное - пустота, время, место - существует лишь в связи с материей. Они признают четыре субстанциональные начала: огонь, воздух, воду и землю. Огонь - разумное начало, он одновременно и разум, и логос, и бог, а остальные начала пассивные.
Стоики придерживаются в своих взглядах на мироздание жесткого детерминизма, доводя его до фатализма. Развитие мира имеет начало и конец во времени, все подчиняется закону вечного возвращения: так и мир, исчерпав возможности своего развития, погибает в мировом пожаре и превращается в огонь, чтобы возродиться вновь.
В теории познания стоики - сенсуалисты. Они считают, что всякое знание исходи из ощущений, а уже потом возникают понятия. Процесс познания начинается с восприятия и через логическое постижение вновь возвращается к восприятию.
В логике стоики разработали первый вариант теории значений слов и выражений человеческого языка.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 240 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!