Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Софисты. Софисты проповедовали релятивизм - учение о том, что все в мире относительно



В настоящее время слово софист часто используется в предосудительном смысле, что означает умение представить черное белым или наоборот. Конечно, софисты были мудрецами особого рода потому, что истина их не интересовала. Они учили побеждать противника в споре, что особенно было важно в судебных разбирательствах, так как адвокатов тогда не было. Софистов не интересовала природа, строение мироздания, проблема субстанции. Их внимание привлекла проблема человека, а также проблемы общества и знания. Они создали науку о слове; нарушение законов логики способство­вало их открытию. Затем это было сделано Аристотелем.

Софисты проповедовали релятивизм - учение о том, что все в мире относительно. Относительность рассматривалась как подлинная форма существования всего. На фоне относительности бытия оказываются относительными, текучими и изменчивыми все понятия, варьирующиеся в зависимости от состояния, как материи, так и субъекта. Но релятивизм имеет одну положительную черту, он антидогматичен.

В гносеологии релятивизм означает, что истина относительна, что она зависит от условий, от места и времени, от обстоятельств, от человека. В своем учении они оттал­кивались от практики спора, где все средства хороши: и, прежде всего, гибкость, пла­стичность, изменчивость, противоречивость используемых средств и методов.

Софисты отрицали объективную истину и признавали истины относительные, но об этом чуть позже.

Одна из самых известных фигур среди софистов - это Протагор, профессиональ­ный преподаватель искусства речи и искусства спора (Риторики и Эристики). Он сфор­мулировал три тезиса, согласно которым абсолютной изменчивости подвергается и ма­терия и познающий ее субъект:

и субъект и материя непрерывно изменяются:

• ничто не существует само по себе, а все существует и возникает лишь в отноше­нии к другому:

• все изменяется не как попало, а так, что все сущее в мире постоянно приходит в противоположное себе. Поэтому всякая вещь содержит в себе противоположное.

Из третьего тезиса следует, что если все меняется и переходит в противоположное себе, то о каждой вещи возможны два противоположных мнения и Протагор делает вывод, что оба этих мнения истинны, соответственно истинны и все мнения, лежащие между противоположными позициями.

Главный тезис Протагора выглядит следующим образом. Раз в любой ситуации возможны два и более истинных мнения и надо выбирать между ними, то этот выбор совершает человек, принимая одно и отбрасывая другое. Человек свободен в своем вы­боре. Он мера всех вещей. Поэтому, какими человеку представляются вещи и явления, такими они и будут для него. Таким образом, нет не только объективного тепла и хо­лода, но и добра и зла. Все относительно. При определении того, что хорошо, а что плохо, софисты советуют исходить из своей пользы и выгоды, или личной, или и в луч­шем случае государственной.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...