Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Известный исследователь летописных источников по истории древней Руси В.О.Ключевский (1841-1911) установил, что самые ранние воспоминания нашего народа о себе относятся к рубежу У1-У11 веков, когда он "гнездился" в Карпатском крае. Из общеславянского гнезда люди разошлись в разные стороны: одни - в направлении Днепра, другие - на Балканский полуостров, третьи - к Висле и Балтийскому морю. В У111-1Х веках в Моравии (она раньше, чем Русь приняла христианство) появляется славянская письменность. В IX веке мы уже имеем дело с древнерусским, иди Киевским государством. В XI веке появляются первые письменные произведения - летописные своды, включающие в себя не только исторические факты, но попытки сознательного философствования.
По мнению исследователей русской философии, древнерусская философия имеет следующие особенности:
• прежде всего, это ее софийность, т.е. преклонение перед мудростью как высшей духовной ценностью:
• для нее характерны сократовский и платоновский типы философствования. Нравственно-практический метод, условно называемый сократовским, был воплощен на Руси в деятельности многих подвижников духа, представлявших как канонические, так и еретические течения. Метод художественного творчества (платоновский) реализовал себя в творчестве многочисленных писателей, публицистов, деятелей культуры. Аристотелевский же метод логического анализа не нашел широкого распространения в древней Руси, но в определенной мере присутствует в древнерусской мысли. Центральными проблемами для древнерусской философии выступают нравственно-этические и эстетические проблемы:
• большое внимание в ней уделяется историософским проблемам судьбы и предназначения русского народа и русского государства во вселенской истории;
• на Руси философы ради истины отказывались от любых мирских благ и привилегий и очень часто платили за нее своей свободой и жизнью. Такое существование на пределе духовных сил, на грани жизни и смерти, не только отражалось на их творчестве, но и существенным образом влияло на нравственность и менталитет русского народа.
Становление философской мысли в Киевской Руси (Х-Х11 вв.)
Философские идеи выдвигались и обсуждались не в философских трактатах, а в разного рода нравственно-назидательных произведениях религиозной литературы ("поучениях", "словах", "молениях", притчах). Центральной темой и главным сюжетом, которые проходят сквозной линией через большинство литературных произведений того времени является мировая история и место в ней Руси, единство русской земли, смысл человеческой жизни.
Первым древнерусским философом можно, пожалуй, считать киевского митрополита Илариона (период княжения Ярослава Мудрого). В своем "Слове о законе и благодати..." он с помощью метода символического толкования Ветхого завета построил богословско-историческую концепцию, обосновывающую включенность "русской земли" в общемировой процесс торжества божественного "света" (т.е. Христа, называемого "благодатью" и "истиной") над "тьмой" язычества. Согласно его историософским воззрениям, важнейшим событием мировой истории является смена эпохи закона эрой благодати как духовного дара, обретение которого возможно для человека независимо от его национальной принадлежности. Но и духовная свобода, связанная с христианством, и истина, обретенная через благодать, требуют немалых усилий для их утверждения и защиты. Для этого требуются как интеллектуальные усилия, предполагающие "благие помыслы и остроумие", так и государственно-политические: необходимо, чтобы "благочестие" сопряжено было с властью. В сочинении Илариона мы можем видеть уже вполне ясно выраженный идеал Святой Руси, имевший огромное значение для русского религиозного сознания на протяжении многих столетий.
Выдающееся место среди философских произведений Киевской Руси занимает Изборник Святослава (1073 г.), вторая по древности рукописная книга, которую называют первой русской энциклопедией. В "Изборнике" рассматриваются категории "сущность" и "естество" (работы Максима Исповедника), основные философские категории и понятия, написанные на основе своеобразного синтеза аристотелевского "Органона" и "Введения в "Категории" Аристотеля" известного греческого философа-неоплатоника Порфирия Тирского, жившего в III веке (трактат Теодора Ратдисского); содержатся отрывки из работ отцов и иерархов православной церкви - Василия Великого, Афанасия Александрийского. Иоанна Дамаскина и многих других; дается толкование и сложнейших философско-богословских понятий - "Троица", "Святой Дух" и других. Знакомство образованных людей с Изборником, и особенно с содержащейся в нем темой и образом Софии Премудрости, оказало значительное влияние на их философское образование и форму философского мышления.
Своеобразное соединение христианских принципов со здравым смыслом и личным опытом доносит до нас памятник древнерусской мысли XII века "Поучение" князя Владимира Мономаха. Князь пытается осмыслить такие понятия, как "закон", "правда", "добро", размышляет об уникальности человека, о том, что объединяет его с другими людьми, и считает, что труд высшее мерило богоугодности человека. Правда требует от властителя стать на защиту слабых ("не давайте сильным погубите человека") и даже не допускать смертной казни. Придерживаться высоких и благородных принципов учит Мономах своих потомков, ибо, "если весь мир собрать вместе, никто не окажется в один образ, но каждый со своим образом, по мудрости божьей". Кирилл Туровский (епископ Туровский) и Климент Смолятич, ставший вторым после Илариона русским (не греческим) митрополитом Киева, развивают темы, традиционные для русской религиозной мысли, начиная с митрополита Илариона и Феодосия Печерского, Это и аллегорическое истолкование Священного Писания, и пафос отвержения материальных ценностей, и выделение важнейших христианских добродетелей на пути спасения единственно существенной цели человеческого бытия. Как и для Климента Смолятича, человек для Кирилла Туровского - центральная фигура мироздания, "венец творения". Он наделен свободой воли и сам должен принять "правду", возвещенную Христом. Опираясь на традицию патристики, русский мыслитель развивал учение о "стройном разуме" как возможном для человека духовном состоянии, при котором достигается гармония между мышлением и верой и которое неразрывно связано с духовно-нравственным опытом личности. Идея "стройного разума" имела своим истоком смиренномудрие как одно из фундаментальных понятий в системе христианской сотериологии, учении о спасении.
Одним из самых интересных памятников отечественной литературы XII - начала XIII в. является "Моление" или "Слово" Даниила Заточника. Если все русские книжники, о которых речь шла ранее, принадлежали к духовному сословию, то автор "Моления" по различным предположениям о его социальной принадлежности: княжеский дружинник, ремесленник, холоп. Им достаточно четко осознается и формулируется идеал единства Истины, Добра и Красоты. В ею мысли впервые представляется величие человека не только как божьего творения, но и самого по себе, как субъекта познающего и творческого. Таким образом, антропологическая тема, выходящая на уровень антропоцентризма еще в рамках религиозного мировоззрения, в дальнейшем развитии русской мысли не раз будет служить одним из источников философских исканий.
Подводя итоги, мы можем сказать, что философская мысль в эпоху расцвета Киевской Руси и начавшегося процесса феодальной раздробленности сформировалась и начала успешно развиваться в различных своих формах. Были заложены основы философского мышления, сложились основные понятия и категории, усвоены и творчески переработаны элементы византийской, а через нее эллинской и восточной философской культуры.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 807 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!