Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 1. Между Ренессансом и Просвещением: век классицизма в истории европейской культуры



1.XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Феодальный мир и формирующийся буржуазный уклад европейской жизни.

XVII в. — сложная, бурная, противоречивая и в то же время очень важная эпоха в развитии общества. Чтобы оценить достижения западноевропейской науки, достаточно вспомнить, такие имена, как Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон или Лейбниц.

В истории большинства западноевропейских литератур XVII век представляет собой само­стоятельную, особую эпоху, по своему содержа­нию отличную и от предшествующей эпохи Ре­нессанса, и от последующего века Просвещения. Острые противоречия исторического процесса XVII столетия, выявляющиеся в ходе борьбы за социальное пере­устройство, служат источником примечатель­ных художественных открытий.

2.Классицизм как объединительный фактор национального литературного процесса.

Классицизм как художественный метод сочета­ет в себе ориентацию на античную культуру и ее эстетические идеалы с глубоким проникнове­нием в душевную жизнь героя, призванного ре­шать острые проблемы, выдвигаемые действительностью.

Классицисты сузили рамки реалистического видения мира, они подчинили изображаемый мир заранее взятой теоретической тенденции, заставили отбирать жизненный материал и организовывать его по строго установленным принципам. Критикуя теорию классицизма, нельзя не видеть в ней и определенных здоровых черт, а также ее исторической необходимости для Франции времен расцвета абсолютизма.

3.Другие направления и стили. Характер реализма XVII века.

Для творчества таких писателей, как Мильтон в Англии, Кальдерон в Испании. Кор­нель, Расин и Мольер во Франции, Гриммельсгаузен в Германии, показательны поиски объективных закономерностей, управляющих человеческой судьбой. Иногда, чаще всего в произведениях так называемых «низ­ких» жанров, в комедии или романе, эти поиски перерастают в изображение социальной среды и материальных условий, воздействующих на формирование личности. Тем самым закладыва­ются предпосылки становления того нового типа реализма, который получает свое развитие в XVIII—XIX вв.

4.Барокко и его проблемы в литературоведении.

Литература барокко пытается широко использоватъ распространенные в художествен­ной культуре средневековья символы, эмблемы и аллегории и вдохновляется зачастую идеала­ми, почерпнутыми из рыцарских романов. Од­нако это обращение к доренессансной традиции сочетается в лучших произведениях барокко с острой актуальностью их проблематики, с пате­тическим осмыслением жизненных проблем века. Термин барокко впервые был употреблен Й. Винкельманом в нега­тивном смысле для обозначения эффектных художественных форм (как странный, отклоняющийся от нор­мы). Как нейтральный художественно-исторический термин применитель­но к искусству XVII в. понятие барокко ввел Г. Вельфлин.

1.Творчество Ж.-Б. Мольера и жанр «высокой комедии».

Жан-Батист Мольер (Поклен) родился в Париже 15 января 1622 года.

Вначале он лишь переделывал итальянские фарсы, приспосабливая их к французским условиям, потом стал все более отдаляться от итальянских образцов, смелее вводить в них оригинальный элемент и, наконец, совсем отбросил их ради самостоятельного творчества. По мнению Мольера, две задачи стоят перед комедией. Первая и главная задача — поучать людей, вторая и второстепенная — развлекать их. В начале 1660-х он создал новый комедийный жанр — высокую комедию, отвечающую классицистическим правилам: пятиактная структура, стихотворная форма, единство времени, места и действия, интрига, основанная на столкновении взглядов, интеллектуальные персонажи. Сущностной чертой высокой комедии был элемент трагического, наиболее ярко проявившийся в Мизантропе, которую иногда называют трагикомедией и даже трагедией. Творчество Мольера, великого комедиографа, создателя классицистической комедии, оказало огромное влияние не только на драматургическое искусство Франции, но и на всю мировую драматургию.

Умер он внезапно, на пятьдесят втором году жизни.

2.Стихотворные новеллы и басни Ж.Лафонтена. «Спор древних и новых» как кризис классицизма XVII столетия.

Имя Жана де Лафонтена (1621—1695) прославлено его знаменитыми баснями. Однако Ж. Лафонтен не только баснописец: он был значительным поэтом XVII столетия, писавшим в разнообразных поэтических жанрах. «Сказки» Лафонтена — книга веселая и озорная, многие из сказок имеют несколько вольные сюжеты. Лафонтен сознательно обратился к эротической тематике Возрождения для борьбы с лицемерным аскетизмом.

Жанр басни имел глубоко народные корни, которые Лафонтен сумел по достоинству оценить. Кроме того, он черпал материал у своих литературных предшественников. По мысли Лафонтена, счастье заключается в спокойствии духа, в умиротворенности желаний; счастье рядом, надо только суметь увидеть его. В «Баснях» Лафонтен не только выразил свое понимание счастья, но и указал пути его достижения. При этом он исходил из представления о природе человека, его психологии и морали. Наиболее основательную и надежную гарантию благополучия Лафонтен видит в трудовой практике людей. По своим эстетическим воззрениям Лафонтен был убежденным классицистом. Он выбрал жанр басни, потому что она не только развлекала, но и наставляла читателя, потому что басня забавна, как сказка, и поучительна, как проповедь. Лафонтен чрезвычайно расширил возможности басни как литературного жанра. Его уроками пользовались в дальнейшем все, кто работал в этом жанре.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие знаменитые ученые внесли свой вклад в западноевропейскую науку XVII века?

2. На что ориентирован классицизм как художественный метод?

3. В чем недостаток теории классицизма?

4. Для какой исторической эпохи был необходим классицизм?

5. Каким образом в XVII в. закладывались предпосылки нового типа реализма?

6. К какой традиции обращалась литература барокко?

7. В каком смысле первоначально был употреблен термин «барокко»?

8. Какие задачи, по Ж.-Б. Мольеру, стоят перед комедией?

9. В чем особенности созданного им жанра «высокой комедии»?

10. Какие морально-философские идеи высказана в баснях Ж. Лафонтена?

11. Каковы эстетические воззрения Ж. Лафонтена?

Лекция 3. Литература английской революции.

1.Английская литература и общество накануне революции. Кризис традиционалистской эстетики, придворная поэзия и театр.

Семнадцатый век в Англии был веком революционной ломки, коренных изменений в структуре власти в результате кризиса абсолютизма, буржуазной революции и как следствие — провозглашения республики. Общественная борьба нашла отражение и в литературе, оказав влияние на ее развитие. Литература XVII века развивалась в обстановке ожесточенной идеологической и социальной борьбы, в тесной связи с событиями своего времени.

2.Пуританское движение и развитие публицистики; идеология пуританства, отношение к искусству.

Отличительной особенностью этого времени являлось сочетание социально-политической борьбы с религиозной. Религию использовали как оружие в политической борьбе.

Библия стала пропагандистским документом английской революции, а пуритане возглавили идеологическую часть революционной борьбы.

Из-за того, что эта эпоха была кризисной для истории Англии, люди стремились найти объяснение политических изменений в области религии, и в результате многие обращались к Библии как к некоему авторитету за разъяснением причин происходящих событий.

3.Жизнь и творческий путь Дж. Мильтона. Поэзия и ранняя публицистика.

Джон Мильтон (1608—1674) родился в Лондоне, в семье преуспевающего нотариуса, музыканта-любителя, человека разносторонне образованного.

После мучительных размышлений Мильтон решил отказаться от церковной карьеры. В двадцать четыре года он оставил Кембридж и уехал в отцовское имение, где провел шесть лет. Из написанного за шесть лет по меньшей мере четыре стихотворных произведения обеспечили Мильтону место в анналах английской поэзии. «L"Allegro» (итал. «радостный») и «Il Penseroso» (итал. «задумчивый»; написаны, вероятно, ок. 1632) — небольшие идиллии, исследующие полярные темпераменты; «Комус» (1634) — «маска», т.е. наполовину драматическое произведение; в 1637 Мильтон написал пасторальную элегию в память университетского товарища «Люсидас».

Однако очень скоро его увлекли более насущные проблемы. В 1641 он обнародовал свой первый прозаический памфлет — трактат «О реформации в Англии». В том же году в свет вышли трактаты «О епископском достоинстве высшего священства» и «Порицания по поводу защиты увещевателя», затем последовали «Рассуждение об управлении церковью» (1641—1642) и «Оправдание Смектимнууса» (1642). В марте 1649 Мильтон назначается секретарем для переписки на иностранных языках при Государственном совете. К концу 1649 возмущенные отклики на казнь Карла звучали в Европе все громче, и потребовались новые ясные и убедительные оправдания цареубийства. Мильтон написал на латыни три апологии казни короля: «Защита английского народа» (1651), «Повторная защита» (1654) и «Оправдание для себя» (1655). Воцарение Карла II стало для Мильтона катастрофой. На какое-то время его заключили в тюрьму, даже жизнь его была в опасности.

4.Замысел и его художественное воплощение в «Потерянном рае». Роль библейских образов, поэтика, политические идеи.

Еще в начале своего творческого пути, в студенческие годы Мильтон задумал создать эпическое произведение, которое прославило бы Англию и ее литературу и стало бы национальным эпосом. Выбор Мильтона пал на библейский сюжет не случайно. Отчасти он был обусловлен идеологией пуритан, к числу которых принадлежал и сам поэт.

Главным вопросом, к которому приковано внимание автора и читателя в поэме, является вопрос о природе и причине существования Зла в мире. Поэт подошел к решению этого вопроса с религиозной позиции. История грехопадения послужила основой для философских размышлений автора о судьбах человечества, о борьбе в мире Добра и Зла, о причинах и следствиях их существования.

Действующими лицами поэмы являются Первые Люди, а также Бог, Сатана и их слуги — небесные и падшие ангелы. Формально Мильтон следует сюжетам Священного Писания, имевшим цель показать торжество Добра над силами Зла. Но поэт подвергал переосмыслению содержание Библии, демонстрируя этим индивидуальность своего творческого подхода к решению вопросов относительно Бытия Человека. Мильтон расширяет и дополняет содержание библейского мифа, подвергая толкованию Ветхий Завет и предвосхищая развитие событий Нового Завета.

Считается, что в поэме нашла отражение бурная политическая жизнь в Англии и судьба автора.

Бесчисленные поэтические красоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорящие о непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь эпопее XVII века.

5.Поэма «Возвращенный рай» в контексте литературы эпохи Реставрации. Мильтон в национальной и мировой литературе.

Хотя «Возвращенный рай» (1671) нередко и слывет своего рода продолжением Потерянного рая, на самом деле это вполне самостоятельное произведение, и поэмы почти не связаны друг с другом. Если «Потерянный рай» — образец пространного эпоса, то «Возвращенный рай» — образец сжатого эпоса. «Возвращенный Рай» передает историю искушения Иисуса Христа духом зла и написана более холодно и искусственно. Вторая поэма слабее, хотя и в ней содержится идея борьбы. Творческий путь Мильтон закончил блестящей трагедией «Самсон-борец» (1671), славящей неисчерпаемые силы народного сопротивления тирании.

Вера Джона Мильтона в величие Человека сближала его с гуманистами Возрождения — Томасом Мором и Эразмом Роттердамским. Воздействие Мильтона на развитие европейской поэзии прослеживается вплоть до 30-х гг. XIX в. Английского поэта и мыслителя знали и высоко ценили в России XVIII—XIX вв.

Вопросы для самоконтроля.

1.Что характерно для английского общества в XVII веке?

2.Каким образом политическая борьба была связана с религией?

3.Зачем в эту эпоху люди обращались к Библии?

4.Каковы наиболее известные поэтические произведения Дж. Мильтона?

5.Чему посвящена публицистика Дж. Мильтона?

6.Какой главный вопрос решает поэт в «Потерянном рае»?

7.Кто яывляется действующими лицами поэмы?

8.Как поэт относится к библейскому мифу?

9.В чем особенности поэмы «Возвращенный рай»?

Лекция 5. Немецкая литература XVII века.

1.Влияние общеевропейских культурных процессов и национально-исторические особенности.

Ренессансные устремления к гармонии и упорядочению мира, призывы к разуму и надежды на всепобеждающий здравый смысл рухнули, не достигнув в Германии подлинного возрождения. «Железный» XVII век — трагическая эпоха и немецкой истории: контрреформация и Тридцатилетняя война (1618—1648), унесшая две трети населения Германии, междоусобные распри и антифеодальные крестьянские мятежи погрузили страну в нищету, страх и отчаяние. Трагическое осознание кризиса ренессансных идеалов и представлений создало духовную и культурную ситуацию, характер которой выражен определением «эпоха барокко» (так нередко именуют XVII в. в истории немецкой культуры). В отличие от Франции, где в XVII в. классицизм достиг расцвета, в Германии он развивался в тени барокко.

2.Поэзия времен Тридцатилетней войны: М. Опиц, А. Грифиус, Ф. Логау.

Мартин Опиц (1597—1639), автор первой поэтики, написанной на немецком языке: «Книга о немецком стихотворстве» (1624). Несмотря на то что трактат М. Опица в целом соответствовал классицистической традиции французских и итальянских теоретиков XVII в., дальнейшая разработка поэтической теории и художественная практика немецких поэтов развивались в духе эстетики барокко.

Опиц высоко ставил место поэта в жизни общества, предъявлял к поэтам и поэзии строгие нравственные и профессиональные требования. Пользуясь при жизни огромной славой, связанный со многими государственными и политическими деятелями Европы, Опиц был одной из самых заметных фигур немецкой истории XVII века. Современники ценили лирические стихотворения Опица, наполненные отзвуками античной и европейской ренессансной поэзии. Но в мир человеческих радостей ворвалась бесчеловечная война, и Опиц стал писать о горе отчизны, о горе народном. В своем наиболее значительном творении, в «Слове утешения средь бедствий войны» (1620—1621), он низводит муз с облаков на истерзанную немецкую землю. Обещая говорить суровую правду о жестокой войне, он не скрывает того, что сердце его переполнено великой скорбью. Быть стойким в несчастиях и испытаниях, не отрекаться от добродетели, всегда сохранять нерушимую верность богу и отчизне — вот что достойно настоящего человека. Вот к чему призывает своих соотечественников поэт. И в других своих монументальных произведениях Опиц выступает как трибун и наставник. Опиц не может не говорить о войне, как не могли не говорить о ней другие поэты, близко к сердцу принимавшие страдания отчизны.

Андреас Грифиус (1616—1664), немецкий поэт и драматург эпохи барокко, один из самых известных немецких сочинителей сонетов в XVII веке. Андреас Грифиус написал и опубликовал при жизни пять трагедий, считающихся ныне вершиной немецкой барочной драматургии, несколько книг сонетов, од и эпиграмм.

Фридрих фон Логау (1604—1655), выдающийся поэт-сатирик, в своих эпиграммах (сборники 1638 и 1654) проклинает Тридцатилетнюю войну, опустошившую страну и принесшую выгоду лишь иноземцам, бичует пороки господствующих сословий, с насмешкой пишет о церкви и религиозных суевериях. Он не стремился приукрашивать жизнь, но со скорбью и негодованием говорил суровую правду о своей злополучной отчизне, превратившейся в страну страха и ужаса, в которой торжествуют злоба, зависть, коварство, лицемерие, насилие, разбой и убийство. Чаще всего эпиграммы Логау представляют собой сжатые рифмованные изречения

3.Творчество Г. Гриммельсгаузена. Роман «Симплициссимус»: проблема метода, национальный характер героя.

Крупнейшим представителем демократической линии романа был Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен (ок. 1622—1676). Подростком он был затянут в водоворот Тридцатилетней войны. За время своих странствий писатель накопил не только богатый жизненный опыт, но и солидную эрудицию. В 1668 г. вышел из печати роман «Затейливый Симплициус Симплициссимус». Гриммельсгаузен, как ни один другой немецкий писатель XVII в., был связан с жизнью и судьбой немецкого народа и явился выразителем подлинного народного мировоззрения. Творчество Гриммельсгаузена представляет собой художественный синтез всего предшествующего развития немецкой повествовательной прозы и разнообразных иноязычных литературных влияний, прежде всего испанского плутовского романа. Романы Гриммельсгаузена — яркий пример своеобразия немецкого барокко. Роман «Симплициссимус» написан в форме автобиографии героя-рассказчика. Автобиографическая форма служит созданию у читателя иллюзии правдивого рассказа о непосредственно пережитом. Судьба героя становится философской притчей о жизни человеческой.

Вопросы для самоконтроля

1.Что определялодуховную и культурную ситуацию в Германии в первой половине XVII века?

2.Автором какого теоретического трактата был М. Опиц?

3.Чему посвящена поэзия М. Опица времен Тридцатилетней войны?

4.В каком жанре писал Ф. Логау?

5.Какой иноязычный литературный жанр повлиял на творчество Г. Гриммельсгаузена?

6.В какой форме написан роман Гриммельсгаузена «Симплициссимус»?





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1063 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...