Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1.Крестьянская война и «Священная Римская империя германской нации». Специфика и проблемы «северного Возрождения». Гуманизм и Реформация. Идеология и социальные проблемы: публицистическая и сатирическая линии в литературе.
Гуманизм в Германии и Нидерландах развивался в эпоху социальных и духовных битв, накануне Реформации и Крестьянской войны, которые формировали его характер и национальное своеобразие. Возрождение в Германии и Нидерландах представляло собой одну из первых ступеней Реформации. Воинственный характер немецкого гуманизма проявился уже в конце XV в. Эта тенденция выражена, в частности, в заметно преобладающей в немецкой литературе сатирической направленности. Сатириками были почти все значительные немецкие писатели-гуманисты. В их творчестве особенно большое место занимала антиклерикальная сатира. Их публицистика и художественное творчество являют сотой попытку синтеза античного и христианско-бюргерского идеала, в котором значительно перевешивали бюргерские ценности и устремления.
2.Бюргерская литература и «Корабль дураков» С. Бранта.
Литература о дураках — это уникальное явление немецкой литературы, прочная и продуктивная литературная традиция, возникшая в конце XV в. на стыке клерикальной и народной культур в результате взаимодействия их художественных форм и тенденций. Вся немецкая гуманистическая литература о дураках так или иначе восходит к первому произведению этого ряда — сатирико-дидактическому зерцалу «Корабль дураков» Себастиана Бранта (1494). В «Корабле дураков» ясно проявилось то качество немецкой «дурацкой литературы», которым она существенно отличается от площадного карнавала, — ее проповедничество.
Вопросы для самоконтроля.
1.В чем специфичность «северного Возрождения»?
2.К какому произведению восходит немецкая литература о дураках?
Лекция 5. Литература английского Возрождения.
1.Реформация и Возрождение в Англии, специфика гуманистического переворота в условиях становления абсолютизма.
Предпосылки прогрессивного переворота в области общественной и культурной жизни появились в Англии рано, на исходе XIV в., но реализовались они медленно. Развернулась деятельность епископа Джона Виклифа, выступившего с проектом церковной реформы, в основу которого было положено представление о церкви, очищенной от пороков, свободной от подчинения папе и пользующейся для богослужения не латынью, а общеупотребительным языком. Борьба между старыми и новыми традициями на исходе XIV в. так или иначе связана с обострением общественной борьбы.
2.От У. Ленгленда к Дж. Чосеру: эволюция национальной традиции.
В духе средневековой традиции была создана и поэма «Видение Уильяма о Петре Пахаре» Уильяма Ленгленда.
Поэма написана традиционным аллитерационным нерифмованным стихом. Интерес к ней возрос в период Реформации и в годы Английской буржуазной революции XVII в. Ленгленд охотно прибегает к аллегориям и другим характерным приемам поэзии Позднего Средневековья.
Было бы чрезвычайно важно сопоставить поэму Ленгленда с основным произведением английской литературы переходной поры от Средневековья к Возрождению, с «Кентерберийскими рассказами» Джеффри Чосера. Будучи подлинной энциклопедией английской жизни XIV в., показанной на пути к новому и еще неясному будущему, «Кентерберийские рассказы» вместе с тем — энциклопедия поэтических жанров своего времени.
3.Завершение артуровского цикла.
Литературный процесс в Англии XV в. являет собой пестрое зрелище. В кругах знати по-прежнему в почете рыцарская литература. Но эти романы все чаще появляются в форме прозаического повествования, в котором на первый план выступают именно авантюрные, развлекательные или куртуазно-поучительные мотивы. В ходу и более родственные слушателям сюжеты, восходящие к донормандскому, англосаксонскому эпическому пласту. И тот же дух Предвозрождения витает над книгой рыцаря Т. Мэлори «Смерть Артура» (1485). «Смерть Артура» — подробнейшее повествование о том, как под властью легендарного повелителя бриттов собрались разрозненные силы британского воинства, как возникло братство Круглого Стола, принимавшее в свои ряды только тех, кто полностью отвечал канонам идеального рыцарства. Резким и принципиальным отличием этого произведения от рыцарских романов XII — XIII вв. было не только то, что «Смерть Артура» написана отличной прозой, а не стихом, но и то, что весь мир романа — мир, ушедший в прошлое.
4.Томас Мор и его трагическая эпоха. Жизненнный путь Т. Мора, его «Золотая книжечка», противоречия утопического идеала. Т. Мор и английская поэзия и драматургия. Значение гуманистической традиции в развитии английской литературы.
В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515—1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Уже при жизни это сочинение, кратко называемое «Утопией», принесло Мору всемирную славу.
В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире. «Утопия» задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского «Государства» — как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так, как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном — общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире.
Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т.д. стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об «идеальном государстве».
Вопросы для самоконтроля.
1.Какой проект предложил епископ Джон Виклиф?
2.О чем повествуется в «Смерти Артура» Т. Мэлори?
3.В чем основные отличия этой книги от предшествующих рыцарских романов?
4.О чем рассказано в «Утопии» Т. Мора?
5.Своеобразным продолжением какого произведения является эта книга?
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 442 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!