Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 7. Испанский роман и национальный театр в эпоху Возрождения



1.Исторические судьбы Испании и Португалии в конце XV — середине XVI века. «Золотой век» испанской драмы: театр как национальное мироощущение.

В тот век, когда светская и церковная верхушка неуклонно ве­ла страну к катастрофе, в тот же самый век в театрах всей Испании ежедневно, кроме по­стов, некоторых праздников и недель траура, жила и утверждалась гуманистическая модель мира. Театр помогал сохранять до­стоинство, жить, бороться. Театр противосто­ял официальной церкви. Феодально-церков­ной, косной и лживой морали каждодневно про­тиводействовала гуманистическая мораль: и люди мечтали, любили согласно ее принципам. Испанский театр Золотого века активно ут­верждал гуманистический склад жизни, гуманистического героя; боролся комедией боль­ше, чем трагедией.

2.Драматургия Лопе де Веги и народная традиция.

С юности у Лопе установился постоянный контакт с гуманистической театрально-богемной средой, связанной с городскими низами, с «массовым зрителем» театра, перед которым приходилось пасовать королю и церкви. Лопе отличало во­сприятие национального исторического опыта, реалистическое видение мира, связь с народ­ной жизнью.

Лопе де Вега, по-видимому, был самым пло­довитым из поэтических гениев всех времен. Лопе был автором не под­дающегося точному учету числа драм, достиг­шего, согласно самому поэту, 1500, а по другим ут­верждениям — 1800.

Каждая такая комедия исходила из предпосылки, что естествен и реален полнокровный человек Возрождения, и таким образом осуждала контрреформационную схему как лживую, обреченную, а то и достойную осмеяния. Народно-революционные идеи встречаются во многих драмах Золотого века, но в «Фуэнте Овехуне» они воплощены с такой силой, что драма стала символом свободолюбия испанского народа. Гимну народу как единому целому вполне соответствует гимн отдельным людям из народа, причем не только их мужеству и чувству досто­инства, но и той их великой эмоциональной и интеллектуальной силе, которая поддержива­ла испанское Возрождение.

В историю мировой культуры Лопе вошел прежде всего как выразитель высшего этапа Возрождения в Испании, и — в плане истории всемирной литературы — как создатель, наряду с Шекспиром, одного из тех двух национальных театров, в которых ренессансные идеи нашли наиболее совершенное сценическое воплощение.

3.Испанское романсеро. Роман как ведущий жанр, «плутовской роман» и его герой. Ф. Кеведо и его продолжатели.

Романсеро — высшее выражение испанской народной культуры конца средневековья и раннего Возрождения, образное народное резюме героической истории Реконкисты, один из источников драматургии так называемого «золотого века» (связанного с Л. Ф. де Вега и его школой).

Плутовской, или пикарескный ро­ман — порождение и свидетельство кризиса Испании. Плутовской роман возник как своеобразная антитеза жанрам «высокой» ренессансной про­зы. Все, что в рыцарском и пасторальном ро­манах возвышалось и облагораживалось, в ро­мане пикарескном последовательно снижалось и вульгаризовалось. В ходе развития ренессан­сной прозы «высокое» и «низкое», долгое время в испанской литературе объединявшиеся в рам­ках повествовательных произведений, поляризовались, но лишь для того, чтобы слиться вновь в более органическом синтезе серванте­совского «Дон Кихота».

Демократическая направленность и реалистические тенденции творчества Ф. Кеведо проявились в романе «История жизни пройдохи по имени дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников», который был написан в 1606—1609 гг. Пикаро — это не жанровая выдумка, а социальный тип, пришедший в литературу из жизни. Принцип реалистической заданности, обусловленности героя средой и обстоятельствами предполагает изменение типовых черт пикаро в зависимости от новой среды и новых обстоятельств. Паблос — это плут, порождение действительности Испании, вступающей в новый век. Он существует как бы вне классов, общественных групп и прослоек. «История жизни пройдохи» своей критической направленностью связана с сатирическим творчеством Кеведо в целом и является одним из значительных памятников обличительной прозы не только в испанской, но и в мировой литературе.

Вопросы для самоконтроля.

1.Какую роль играл театр в Испании XVI века?

2.В какой драме Лопе де Веги наиболее полно воплощены народно-революционные идеи?

3.Чем плутовской роман отличается от рыцарского?

4.Что присуще герою плутовского романа Ф. Кеведо Паблосу?

5.В чем жанровая особенность «Дон Кихота» М. Сервантеса?

6.Как эволюционирует основная идея романа?

7.Как в романе воплощается ренессансный идеал?

Литература XVII—XVIII веков.

Литература XVII века.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 437 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...