Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 6. Трагическая муза испанского барокко



1.Специфика развития испанской литературы эпохи кризиса абсолютизма.

XVII век — ломка отношений, поиск выхода из духовного и политического кризиса, утверждение человека в мире как личности, начало процесса самопознания. В Европе в это время шел процесс поиска свободы, истины и того идеала, который служил бы дальнейшему развитию человечества. Многие страны отказывались от монархической формы правления и стремились к республиканской. А Испанская королевская монархия постепенно начинала приходить в экономический упадок. В этот период начались кровопролитные войны с Англией, в которых Испания утратила свое могущество и гегемонию на море. А в начале XVIII века началась война за испанское наследство… Но именно в этот период, названный эпохой барокко, неожиданно произошел всплеск испанского искусства и литературы, которые отозвались на время перемен строгостью форм, причудливостью образов и стремлением к тайне и даже мистицизму.

2.Барокко и его влияние на испанское искусство; проблема ренессансных традиций.

Литература барокко, как и все движение, отличается тенденцией к сложности форм и стремлением к величавости и пышности. Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного. Многое кажется странным и в то же время очень притягательным. В барочной литературе осмысляется дисгармония мира и человека, их трагическое противостояние, как и внутренние борения в душе отдельного человека. В силу этого видение мира и человека чаще всего пессимистично. Вместе с тем барокко в целом и его литературу в частности пронизывает вера в реальность духовного начала, величие Бога. Возникновение барокко определялось новым мироощущением, кризисом ренессансного миросозерцания, отказом от его великой идеи гармоничной и грандиозной универсальной личности.

3.Л. Гонгора, Ф. Кеведо и национальная поэтическая школа.

В испанской поэзии XVIII в. барокко породило два течения, боровшиеся между собой — культеранизм и консептизм.

Раньше всего барокко проявилось в творчестве Луиса де Гонгора-и-Арготе, чьи сочинения были напечатаны только после его смерти («Сочинения в стихах испанского Гомера», 1627) и принесли ему славу величайшего поэта Испании. Крупнейший мастер испанского барокко, он — основатель культеранизма с его учеными латинскими словами и сложностью форм при очень простых сюжетах. Поэтика Гонгоры отличалась стремлением к многосмыслию, стиль его изобилует метафорами и гиперболами. Он достигает исключительной виртуозности, и темы его обычно просты, но раскрыты предельно усложнено; сложность, по мысли поэта, является художественным средством усиления воздействия поэзии на читателя, причем не только на его чувства, но и на интеллект. В своих произведениях он создал стиль испанского барокко.

Не менее значительно для развития испанского барокко поэтическое и прозаическое наследие Франсиско Кеведо (1580—1645), оставившего большое количество сатирических произведений, где показан отвратительный безобразный мир, приобретающий искаженный характер благодаря использованию гротеска. Мир этот находится в состоянии движения, фантастичен, ирреален и убог.

Вопросы для самоконтроля

1.В каких общественно-политических условиях в Испании возникла литература барокко?

2.Что характерно для испанского барокко?

3.Какие течения возникли в испанской барочной поэзии?

4.Каковы художественные особенности поэзии Л. Гонгоры?

5.Каково творческое наследие Ф. Кеведо?

Литература XVII — XVIII веков.

Литература XVIII века.

Лекция 1. Литература эпохи Просвещения.

1.Исторические особенности XVIII столетия. Национальное своеобразие литературных процессов.

XVIII век в истории европейских литератур ознаменован выдающимися художественными открытиями. В первой половине века происходят существенные перемены в литературах Англии, Франции, Германии, Дании, а вскоре обнаруживается единое направление этих изменений, очевидное сходство эстетических требований и критериев, выдвигаемых писателями и теоретиками. При очень резких различиях в национальном развитии отдельных стран в XVIII в. нетрудно выделить общую идейно-эстетическую платформу. Своеобразие XVIII в. состоит в том, что идеологическое наступление против феодализма приобрело фронтальный, всеобъемлющий характер. Сложилась стройная система антифеодальных взглядов, оформилось мощное идейное движение — Просвещение, определившее весь ход литературного развития в большинстве европейских стран.

2.Западноевропейское Просвещение: идеология иллюзий и оптимизма. Литературные направления эпохи и их просветительская окрашенность.

Как в свое время гуманизм Возрождения, Просвещение — это не литературное направление, а философская, социальная и этическая концепция, нашедшая полное и многогранное отражение в искусстве и литературе. Прошлое в большинстве случаев осуждалось как неразумное. Будущее энергично утверждалось, ибо просветители верили, что их усилиями путем воспитания, убеждения, непрерывных реформ можно создать наконец «царство разума». Борьба за новый, буржуазный порядок представлялась как возвращение к разумности и естественности.

3.Характер нового рационализма и его отражение в эстетике искусства эпохи и в поэтике художественной литературы.

В системе философских и социологических суждений важнейшими для мыслителей и писателей были понятия Разума и Природы. Никогда еще литература не была так открыто, тесно и органично связана с философией. Понятая как «наука о счастье» и экономическом благосостоянии человечества, философия вторгалась во все области жизни, и литература Просвещения стала передовым плацдармом, где проверялись новые, смелые воззрения на человека и общество.

4.Трансформация жанровых форм и типов героя. Сюжеты и персонажи просветительского романа и философской повести.

В просветительской литературе XVIII в. прежде всего поражает ее тематическое богатство и жанровое многообразие. Стираются прежние жесткие границы между философскими, публицистическими и собственно художественными жанрами. Это особенно заметно в жанре эссе, получившем наиболее широкое распространение в литературе раннего Просвещения.

И все же жанры развиваются неравномерно. XVIII век — это по преимуществу век прозы. Крупные художественные победы прежде всего связаны с жанром романа. Кафедрой и трибуной для просветителей был театр. XVIII век открыл мещанскую драму, новый жанр, отразивший процесс демократизации театра.

Вопросы для самоконтроля

1.В чем состоит своеобразие XVIII века?

2.Что такое Просвещение?

3.Каково отношение просветителей к прошлому и будущему?

4.Как понималась философия в эпоху Просвещения?

5.Какие понятия были наиболее важными в философии просветителей?

6.Что характерно для жанровой системы литературы Просвещения?

7.Какие жанры преимущественно развивались в эту эпоху?





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 422 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...