Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 2. Вольтер и его современники



1.Первые французские просветители. Аббат Ф. Прево и Ш. Монтескье.

Антуан Прево (1697—1763) прожил трудную, полную приключений жизнь. Перу Прево принадлежат многотомные романы. Автор этих произведений близок по своим взглядам к первому поколению просветителей. Однако мировая слава Прево связана с произведениями иного жанра. Помимо этих многотомных книг, Прево создал несколько небольших остросюжетных психологических романов. Таков роман «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731). «Манон Леско» отличает двуплановость структуры. При этом Прево приходит к изображению диалектики человеческой души, полутонам, к изображению сложного переплетения добра и зла. Писатель как бы обгоняет свое время и сближается с поздним Просвещением. Более того, этот роман во многом предваряет Стендаля, психологическую прозу XIX—XX вв.

Шарль-Луи де Монтескье (1689—1755) был одним из крупнейших мыслителей и идеологов раннего Просвещения во Франции. Основное художественное произведение Монтескье, его «Персидские письма» (1721), представляют собой один из наиболее значительных романов французского Просвещения. В этой остроумной, иронической книге дана широкая и резкая критика современного писателю общества и государства. Максимальная отдаленность героев от современного европейского общества позволяет подвергнуть это общество уничтожающей критике как бы со стороны. Смелый политический мыслитель и философ, Монтескье высказывает в «Персидских письмах» и свои положительные идеалы.

2.Творческий путь Вольтера; его мировоззрение. Вольтер и церковь. Социально-политические убеждения и их противоречивость.

Уже в первой половине XVIII столетия творчеству Вольтера принадлежит во французской литературе одно из первых мест. Подлинным же властителем дум всей просвещенной Европы писатель стал в середине и второй половине столетия, после появления своих самых значительных книг.

Франсуа-Мари Аруэ (1694—1778), прославившийся под псевдонимом Вольтер, стал олицетворением передовой философии и литературы своего времени не потому, что он был самый радикальный мыслитель. Напротив, воззрения писателя, отмеченные определенной умеренностью, по глубине и смелости явно уступали взглядам таких его современников, как Дидро или Руссо. Важно было как то, какие идеи он пропагандировал, так и то, кому эту пропаганду он адресовал. Известно, что идеи Вольтера в той или иной мере устраивали многих — и третьесословных интеллигентов, и фрондирующих аристократов, и философствующих самодержцев. Писатель нередко противоречил сам себе. Такие знаменитые фразы, как «раздавить гадину» (т. е. католическую церковь) и «если бы бога не было, его следовало бы выдумать», в его устах симптоматичны. Ирония и скепсис Вольтера распространялись даже на передовые идеи, которые он сам разделял. Писатель зло издевался над церковью, обличал мракобесие, тиранию, религиозный фанатизм.

3.Проблема творческого метода: соотношение классицизма и реализма. «Генриада» и «Орлеанская девственница».

С ранними историческими работами Вольтера перекликается и поэма «Генриада» (1728). В концепции автора Генрих IV — идеальный монарх, активный, деятельный, покровительствующий просвещению и ведущий борьбу с папским Римом. Классицистическая по форме, поэма Вольтера была пронизана раннепросветительскими идеями, в частности концепцией просвещенного абсолютизма.

Историческая проблематика легла в основу и другого произведения Вольтера, его знаменитой поэмы «Орлеанская девственница». Работая над ней, Вольтер старательно изучал исторические материалы, но по своей концепции поэма была призвана опровергнуть большинство из суждений хронистов и историков. Но опровергал и высмеивал Вольтер не подлинную суть событий, не сам подвиг Жанны д'Арк, а сплетенную вокруг этого подвига церковную легенду, богобоязненную и сусальную. Литература эпохи классицизма знала, конечно, веселую эротику и лукавый смех. У Вольтера, однако, сделан в этом шутливом жанре новый шаг вперед: у него ирония и пародия, жизнерадостная проповедь чувственных наслаждений, вообще рассказ о происшествиях комичных и нелепых служит важным идейным и художественным задачам. Таким образом, поэма Вольтера далеко уходит от классицистического метода; последний обогащается теперь ренессансными традициями комических эпопей. Но главное отличие «Орлеанской девственницы» — это ее просветительская направленность.

Серьезную трансформацию классицизма обнаруживаем мы и в драматургии Вольтера, глубоко осознавшего и развившего традиции своих предшественников — Корнеля и Расина. Вольтер стал создателем просветительского классицизма во французской драматургии, отличного от классицизма XVII столетия.

4.Философские повести Вольтера. Вольтер и европейская культура.

Наиболее значительным явлением в последнее тридцатилетие творчества Вольтера и едва ли не самым примечательным в области французской прозы, отмеченной чертами просветительского классицизма, были повести, рассказы, сказки-притчи писателя. И в обширных произведениях, в таких, как, скажем, «Кандид» или «Простодушный», и в трехстраничных миниатюрах в центре повествования обычно оказывается то или иное философское положение, которое лишь иллюстрируется сюжетом; недаром повести Вольтера называют «философскими». Их трудно отнести к той или иной жанровой разновидности. Их жанровая неопределенность связана с тем, что они обладают признаками сразу нескольких жанров. Его повести возникли на скрещении разнородных традиций и сложились в очень специфический, типично просветительский жанр — жанр философской повести.

Авторитет Вольтера был огромным, а влияние всеобъемлющим и длительным. У него было немало подражателей и учеников. Но, как уже говорилось, Вольтер, как мыслитель, больше разрушал, чем создавал. Как художник, он завершал определенный этап развития литературы и открывал перед ней новые пути.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие романы принесли славу Ф. Прево?

2.В чем новаторство писателя?

3.Чему посвящены «Персидские письма» Ш. Монтескье?

4.В чем особенность мировоззрения Вольтера?

5.Как сочетаются классицизм и просветительство в поэме Вольтера «Генриада»?

6.Как обогащается классицистический метод в «Орлеансой девственнице»?

7.Почему повести Вольтера называют «философскими»?

8.Почему их трудно отнести к конкретной жанровой разновидности?





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 991 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...