Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 2. Итальянское Возрождение



1.Периодизация и проблемы. Предвозрождение как переходный период в литературе. «Новый сладостный стиль».

Периодизация Возрождения выглядит так:

1) вводный период, Предвозрождение, ок.1260-1320, частично совпадающий с периодом дученто (XII—XII вв.) и треченто (XIII—XIV вв.),

2) раннее Возрождение (кватроченто XIV—XV вв.),

3) высокое и позднее Возрождение (чинквеченто XV—XVI вв

В итальянской культуре XIII — XIV вв. стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Предвозрождением. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. «Новый сладостный стиль» («стильновизм») — поэтическая школа, зародившаяся в Болонье и оформившаяся во Флоренции в конце XIII в.Новым в поэзии «стильновизма» были прежде всего поэтика и художественный стиль. Поэты этой школы создали поэтический язык, во многом подготовивший итальянский язык «Божественной Комедии».

2.Данте и Флоренция его времени; Беатриче в жизни поэта.

В городе, а тогда он являл собой целое государство — малую купеческую республику, шла борьба между богатыми («жирными») и бедняками («тощими»). Данте, а он занимал одну из высоких выборных должностей при правлении белых гвельфов, подвергается репрессиям. Дом его сжигают, сам же он становится изгнанником.

В «Новой жизни» Данте рассказал о своей великой любви к Беатриче Портинари, юной флорентийской даме, бывшей замужем и умершей в июне 1290 г., когда ей не исполнилось и двадцати пяти лет.Он впервые увидел ее девяти лет от роду. Она была моложе его на несколько месяцев.

3.Замысел и структура «Божественной Комедии». Проблема жанра и смысл названия. Аллегоризм и геометрическая гармония текста.

Поэма делится на три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В каждой части 33 песни, не считая вступительной песни «Ада». Таким образом в «Божественной Комедии» сто песен, т. е. квадрат 10 — совершенного числа в поэзии Данте. Данте назвал свое произведение «Комедией» сообразно с риторикой своего времени. Трагедией являлось бы произведение высокого стиля, написанное по-латыни. «Комедия» соответствует «среднему стилю» В сущности Данте не остановился в своей поэме перед смешением всех стилей. Начиная от Боккаччо, к заглавию «Комедия» стал прибавляться эпитет «божественная». Истинный сюжет «Комедии» составляет приобщение человечества к мировой гармонии через преодоление всего того, что связано с греховностью, безобразием и общественным и политическим хаосом земного, материального мира.

Данте стремился к гармонии пропорций, у него все предвидено. Великий поэт назвал самого себя геометром. Единство «Комедии» заметно представлено в геометрической пропорциональности ее построения и в той роли, какую играет в ней символика чисел. Тут внутренняя соразмерность выступает на поверхность

4.Художественные образы, роль автора и фигуры Вергилия. Слава Данте и судьбы его творения.

В результате духовного кризиса на смену пророку-философу пришел поэт — судья мира и человечества, равный в своей исторической миссии императорам и папам. Беатриче и некоторые другие герои «Комедии», будучи теологическими аллегориями, одновременно имеют самостоятельное значение и выступают как исторические лица, не будучи ввиду этого символами. Вергилий олицетворяет человеческий разум, он «мудрый язычник, знающий все». Вместе с тем он поэт. И не просто древний поэт, а поэт классический, образец для подражания.

Стремление к абсолютной гармонии получило в «Божественной Комедии» художественную реализацию. В этом смысле она уникальное произведение в истории европейской литературы. Для грядущих времен Данте открыл новые бездны и новые выси человеческого духа, ищущего правды и справедливости как в небесах, так и на земле.

5.Зарождение и развитие жанра новеллы. Итальянская новеллистика: «Декамерон» Дж. Боккаччо и его последователи и подражатели.

Дж. Боккаччо создал новеллу Возрождения. Сто новелл «Декамерона» рассказываются в течение десяти дней в обществе десяти молодых людей и юных дам. В качестве сюжетного материала Боккаччо в равной мере использовал анекдоты, составлявшие значительную часть городского фольклора, и религиозно-нравоучительные «примеры», которыми уснащали проповеди прославленные служители церкви, французские фаблио и восточные сказки, «Метаморфозы» Апулея и устные рассказы современных ему флорентийцев. Рассказы в «Декамероне», как правило, начинаются с указания на реальный факт или на какое-нибудь распространенное мнение, подлежащее общественному рассмотрению и осмыслению. Главным в «Декамероне» оказались новые идеи. Система нравственно-эстетических оценок реальности была реализована не только в новеллах, но и в обрамлении «Декамерона». «Декамерон» — не сборник разрозненных рассказов, а цельное, внутренне законченное произведение.

В «Декамероне» Боккаччо обогнал свой век. Книга имела колоссальный успех и была почти сразу переведена на многие языки. Однако прошло более ста лет, прежде чем идеи, язык и стиль нового общества «Декамерона» стали идеями, языком, стилем новой итальянской прозы. Подражателей у Боккаччо в XIV в. было мало, и революционные эстетические концепции «Декамерона» оказались им не по плечу.

Вопросы для самоконтроля.

1.На какие периоды можно разделить эпоху Возрождения?

2.Что такое «новый сладостный стиль»?

3.Чему посвящена «Новая жизнь Данте?

4.Что означает заглавие «Божественная Комедия»?

5.Какова структура поэмы?

6.Каково смысловое значение образа Вергилия в поэме?

7.Что послужило сюжетным источником новелл «Декамерона» Боккаччо?





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 612 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...