Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Психологический анализ детского рисунка



Существует множество точек зрения на процесс детского изобразительного творчества. Ж.Пиаже рассматривает детский рисунок как особый вид подражания, развивающийся по общим законам подражания и выражающий особенности складывающихся у ребёнка умственных образов. Он считает, что в процессе рисования у ребёнка взамен смутно похожего символа возникает адекватный предмету образ, который представляет собой частный случай этого символа. Детское рисование выступает в его концепции как одно из проявлений образно-символического мышления ребёнка. Д.Н.Узнадзе считает, что ребёнок не присматривается к оригиналу и рисует без натуры, т.е. рисует не то, что он непосредственно воспринимает, а то, что у него в представлении. И хотя у восприятия и представления одна природа – зрительный образ предмета, в действительности ребёнок рисует что-то другое, совсем не то, что рисует взрослый. Ш. Райс считает, что для маленьких детей характерен выбор формы окружности, что отражает предпочтение простой круглой формы.

Многие исследователи подчёркивают, что детский рисунок является своего рода рассказом о том, что в нём изображается, и по существу не отличается от словесного. Это рассказ, выполненный в образной форме, который надо уметь прочесть.

Становление детской изобразительной деятельности проходит ряд стадий. Первая – стадия «марания». Ребёнка привлекает то, что из движений карандашом что-то выходит. Это процесс творчества, основа творческой психологии. Психолог Зеньковский характеризует эту стадию как «доэстетическую», так как значительная часть детского рисования подчинена не красоте, нет эстетической задачи. А.А. Смирнов характеризует эту стадию как стадию лишённых смысла штрихов. Это результат подражания взрослым. Часто эту стадию сравнивают с гулением. К.Бюлер назвал эту стадию «фонетикой рисования».

Стадия «марания» продолжительна и неоднородна. Внутри неё выделяются следующие этапы:

v подражание взрослым;

v разглядывание каракулей;

v орнамент (овладение первичной формой);

v появление изображения.

Вторая стадия появляется тогда, когда случайная удача «привязывает» ребёнка к чему-то очень похожему на образ. У ребёнка появляется умение нарисовать некоторые формы: неровные круги и т.д. В них дети закладывают свой смысл, который дают в своих пояснениях к рисунку.

В 4-5 лет наступает третья стадия - схематическое изображение. Например, человек сначала изображается крайне упрощённо – «головоног». При этом сначала идёт изображение анфас, и постепенно появляется профиль. Важно отметить, что на этой стадии дети часто отмечают и те части тела, которые невидны. В рисунках нет пропорций. Также схематично изображаются животные, деревья, дома и т.д.

Любимые темы детей: люди, животные, дома. Деревья дети рисуют тогда, когда они связаны с любимыми темами. Ребёнка привлекает динамизм. Даже у дома есть крыша с трубой, из которой идёт дым. По мнению Л.С. Выготского, детский рисунок – это своеобразная «графическая речь», в которой используются символы первого порядка. Они обозначают предметы или действия. Пока нет символов второго порядка, когда создаются письменные знаки для устных символов – слов.

Четвёртая стадия – стадия «правдоподобных изображений» характеризуется постепенным отказом от схем. В рисунке человека появляются сгибы рук, ног, волосы, одежда. У животных ребёнок рисует рога, вымя, шею. В изображении дома появляются крыши, крытые соломой, дверь, крылечко, окна с занавесками и т.д. Обогащаются темы рисунков, появляются пейзажи, внутренние планы домов, железнодорожные рельсы, паровозы и т.д.

Необходимо отметить ещё одну особенность рисунка на этой стадии: ошибки, как правило, не исправляются, а чаще ребёнок просто переходит к новому изображению или присоединению новых деталей. Это повествовательное изображение.

Таким образом, в 6 лет обычно рисунки детей схематичны, к 11 годам схема чередуется и дополняется правдоподобными изображениями, с 13 лет рисунок здорового ребёнка правдоподобен.

Особое место надо отвести особенностям рисунков детей старшего дошкольного возраста. Остановимся на обсуждении содержания детских рисунков на свободную тему. К 6 годам дети, учившиеся рисовать в детском саду, в студии или под руководством своих рисующих родителей, на самом деле отображают в своих свободных рисунках решительно все. Здесь и природа во всем ее многообразии, и мир людей с трудовой деятельностью и самыми разными отношениями. Рисунки шестилетних — многоцветные рассказы обо всем многообразии жизни.

Тематика детских рисунков зависит от многих условий. Одно из них — принадлежность ребенка к определенному полу. Идентификация со своим полом придает определенное содержание и рисункам ребенка: мальчики рисуют строительство домов, дороги с машинами разных марок, самолеты в небе, корабли в море, а также войну, драки. Девочки рисуют принцесс, балерин, цветы, дочек и мам и другое в том же духе.

Тематику детских рисунков определяет также принадлежность ребенка к той или иной нации, народности. К моменту поступления в школу ребенок уже усвоил культурные стереотипы и эстетические идеалы своего народа и старается передать их в рисунке. Поэтому ребенок саами нарисует оленье стадо в тундре, русский — березы, а армянин — Арарат. Этот выбор отражает духовные ценностные ориентации нации, к которой принадлежит ребенок.

Если ребенок растет в семье, то он не может не рисовать членов своей семьи. Родные нередко объект изображения ребенка. Когда ребенок приступает к изображению своей семьи, то чаще всего он не забывает никого и представляет в своем рисунке все семейство.

Дети рисуют и самих себя. Учитель может дать специальное задание: нарисовать автопортрет. Такие работы могут много дать учителю. Здесь, возможно, откроется самооценка ребенка и его проблемы. Когда ребенок рисует себя в трудных ситуациях обыденной жизни или часто рисует свои страшные сны, это сигнал об его эмоциональном неблагополучии. Фактором, обусловливающим направленность содержания детских рисунков, является степень ориентации ребенка на реальную и воображаемую действительность.

По содержательной направленности детских рисунков детей можно условно разделить на реалистов и мечтателей: первые изображают виденные ими предметы и явления природы, реальные события обыденной жизни людей; вторые — свои неосуществленные еще желания, мечты и грезы. Кроме того, можно указать на интерес детей к миру фантастики. Упыри, духи, черти, водяные, колдуны, а также феи и сказочные принцы и принцессы определяют, так же как и реальные существа, душевную работу и самочувствие ребенка.

Особое место в рисунках детей занимает проблема войны и мира. Шести - семилетние малыши нередко берутся изображать свой замысел с позиции отношения к войне и миру. Мир как прекрасное условие жизни изображается старательно и обязательно теплыми, чистыми цветами. Война как безобразное изображается темными, грязными красками. В этом возрасте дети уже знают о символах войны и мира.

Нормально развитый ребенок к шестилетнему возрасту хорошо понимает, что картина или рисунок есть отображение действительности. Поэтому он пытается соотнести картины и рисунки с действительностью, увидеть то, что в них изображено. Рассматривая рисунок, копию картины или саму картину, ребенок шести лет, приученный к изобразительному искусству, уже не воспринимает используемую художником многоцветную палитру как грязь, он уже верит, что мир действительно состоит из бесконечного числа сверкающих красок. Ребенок уже умеет правильно оценивать перспективное изображение, так как он знает, что один и тот же предмет, расположенный далеко, выглядит на рисунке маленьким, а близко — гораздо больше. Поэтому он пристально всматривается, соотносит изображения одних предметов с другими. Дети любят рассматривать изображения — ведь это рассказы о жизни, которую они так стремятся постичь.

Очень важно для детей, чтобы их изобразительные работы были представлены на специальном выставочном стенде. Экспозиция должна при этом быть хорошо оформлена: рисунок окантован бумажной или картонной рамочкой и сопровожден аккуратной подписью. Должны быть указаны имя, фамилия, возраст, класс, а также название к рисунку.

Любой рисунок, любое графическое построение есть знак, если этому построению приписывается значение заместителя реального предмета. В своем рисовании ребенок может поставить элементарный знак, который будет иметь значение и смысл только для него самого,— это индивидуальные условные знаки. Такие знаки не имеют ничего общего с обозначаемым предметом, они не годятся для изображения, а пригодны лишь для ситуативного обозначения (для памяти). Совсем другое дело графические построения, которые в известной мере сходны с обозначаемым, воспроизводят в своей материальной структуре важнейшие чувственно ощутимые свойства предмета — форму, цвет, пропорции. Это знаки-копии (или их еще называют иконические знаки).

В своей изобразительной деятельности ребенок учится с помощью предлагаемых ему учителем графических образцов (которые представляют собой знаки-копии) способам преображений разных предметов окружающего его мира. Усваивая особенности построения знаков-копий, ребенок с интересом стремится отобразить с их помощью реальные предметы. При этом он всматри­вается в натуру, пытаясь соотнести воспринимаемое с освоенным графическим построением. Шестилетнему ребенку пока еще не удается рисование с натуры, когда можно в полной мере полагаться на ее особенности. Он легко соскальзывает на рисование освоенных графических знаков-копий.

Создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графические построения, вносить в них новые элементы, приближающие изображение к натуре. Однако детскому рисованию присуща известная тенденция к закреплению привычных графических построений — знаков-копий. При определенных условиях эти знаки превращаются в застывшие шаблоны. Если в письме и математике совершенно необходимы определенные, неизменные знаки (стереотипное, соответствующее сложившимся требованиям написание букв и цифр), то в изобразительной деятельности важно, чтобы изобразительные знаки, сохраняя свою опорную основу, не доминировали бы в рисунке. Застывшие изобразительные знаки — шаблоны — представляют собой весьма прочные образования, так как они отвечают элементарным требованиям изображения и находят признание у окружающих людей. Распространенными шаблонами являются изображения домиков, цветов, деревьев и пр., которые дети постоянно переносят из одного рисунка в другой. Только специально сформулированная учителем задача организует ребенка на преодоление шаблонов. Особенности методов обучения также определяют, как будет развиваться рисование. Обучение, основанное на копировании готовых образцов, способствует образованию шаблонов. Обучение, направленное на совершенствование способов передачи свойств натуры в изображении, разрушает шаблоны и совершенствует графический образ. Без вдумчивого руководства со стороны учителя изобразительная деятельность развиваться не будет.

Далее остановимся на особенностях рисунков детей с отставанием в развитии и некоторыми заболеваниями. Для олигофренов в стадии имбецильности характерно недоразвитие моторики, особенно тонких дифференцированных движений рук. Эти дети пассивны. Каракули не ассоциируются с реальными предметами. Особо «тяжёлые» дети вообще не могут повторить даже простые движения, нарисовать линию. Сложные изображения, где несколько различных движений, у них вообще не получаются. При рисовании по представлению таким детям требуется длительное обучение, но даже и в этом случае они повторяют заученные движения без осмысления. В результате одно изображение смещается влево, другое – вправо, нет целостности. При выполнении рисунка с образца наблюдается та же картина.

Рисунки детей-дебилов схематичны, но без существенных подробностей, как у нормальных детей. Характерная черта таких рисунков – повторяемость элементов. При рисовании орнаментов дети - дебилы с трудом воспроизводят последовательные элементы. Им не удаются простые графические структуры, где стереотипно чередуются действия (н-р, –о-о-о- и т.п.). При рисовании орнаментов дети могут изобразить простые, сложные – нет.

В целом, в рисунках умственно отсталых детей можно отметить следующие характерные особенности:

· отсутствует активное чёркание;

· отмечается запаздывание в появлении соотнесения рисунка и предмета;

· копирование образца идёт по разрозненным линиям, не связанным в целостное изображение;

· затруднения в объяснении нарисованного.

· - нелогичность, нелепость;

· - неадекватность, беспорядочное использование цвета;

· - несообразность пропорций;

· - сексуальная выраженность.

Для рисунков детей с подозрением на шизофрению характерно следующее:

· - незавершенность;

· - отсутствие основных частей:

· - геометризация;

· - вычурность;

· - нагромождения

· -несогласование замысла с размером;

· -боязнь рисовать далеко от края;

· - уплощение рисунка.

Рисунки детей с эпилепсией отличает:

· - чрезмерная тщательность;

· - скурпулёзность;

· - медлительность;

· - трудность переключения;

· - застревание на вырисовывание отдельных несуществующих деталей;

· - рисунки стереотипны.

Эти особенности позволяют использовать рисунок как средство диагностики задержек и отставаний в умственном развитии детей. Однако при всём при этом рисование может быть также и эффективной формой коррекции в работе с детьми с отставанием в развитии. Оно развивает внимание, представления, координацию движений, мелкую моторику и т.д.[16,24,153,166].

Вопросы для самопроверки.

1.Какова точка зрения Ж.Пиаже на детский рисунок.

2.Что характерно для детского рисунка, по мнению Ш. Райса?

3. Назовите стадии становления детского изобразительного творчества.

4.Охарактеризуйте особенности рисунка ребёнка 6 лет.

5. Что характерно для рисунков умственно отсталых детей?

Литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.

2. Болдырева С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, боль­ных шизофренией. - М., 1974.

3. ВенгерА.Л. Психологические рисуночные тесты. - М., 2003.

4. Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И. Г., Щербинина СВ. Развиваем руки — чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. — Яро­славль: Академия развития, 1997.

5. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2—4 лет рисова­нию, лепке, аппликации в игре. — М.: Просвещение, 1992.

6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/Ред. Н. П.Сакулина, Т.С.Комарова.— М.: Просвещение, 1979.

7. Романова ЕС, Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 1881 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...