Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского



Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) родился на Украине, возле села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье. В 17 лет он стал учителем начальной школы. В 1939 г. закончил Полтавский педагогический институт по специальности украинский язык и литература. В Великую Отечественную войну был тяжело ранен – осколки снаряда остались у него в груди навсегда. В 1947 г. вернулся в родные края и стал директором Павлышской средней сельской школы. Она помещалась в небольшом и неказистом здании, построенном в начале XX в. Здесь же размешались и квартира, где В.А. Сухомлинский жил с семьей. Павлышская школа, ставшая знаменитой в 60 – 70-е гг., объединяла уже несколько зданий, оранжерею, сад, пасеку, виноградник, опытные участки. Здесь В.А. Сухомлинским было написано 38 книг и десятки неопубликованный рукописей. Свою школу он называл «школой радости», «островом чудес», «уголком красоты». До самой смерти в 1970 г. проработал В.А. Сухомлинский директором Павлышской школы и назвал эти годы «большим, ни с чем не сравнимым счастьем».

В конце 60-х гг. В.А. Сухомлинский выходит на новый уровень творчества – создает произведения «Сердце отдаю детям», «Наша добрая семья», «Рождение гражданина».

1967 г. стал для Василия Александровича Сухомлинского временем, когда его имя оказалось в центре внимания педагогической общественности, но совсем не в том плане как ему хотелось бы. Он выступил объектом образцово-показательной травли. На страницах «Учительской газеты» В.А. Сухомлинский (к этому времени уже кандидат педагогических наук, член-корреспондент АПН РСФСР, заслуженный учитель, кавалер ордена Ленина) был пригвожден к «всенародному» позорному столбу, подвергнут оскорбительным и опасным идеологическим обвинениям в «абстрактном гуманизме».

В.А. Сухомлинский был убежден, что духовную полноту и насыщенность жизни могут дать только широкое, разностороннее образование, активное стремление к знанию. Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему плохо или скучно, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть, школьной наукой. Сделать ребенка счастливым – значит прежде всего помочь ему учиться.

Возникающее у детей нежелание учиться происходит от непосильной учебной работы, а она, в свою очередь, является следствием перегрузки. Огромный поток информации, обрушивающийся на ученика на уроках и вне школы, не только не развивает, но нередко подавляет детский ум. В.А. Сухомлинский писал о том, какими последствиями грозит перегрузка и связанное с ней преждевременное прерывание детскости. Разумному режиму дня, посильной умственной нагрузке в чередовании с физической он всегда придавал первостепенное значение. Именно это больше всего поражало при знакомстве с его школой.

Но перегрузка – это не только объем материала. «Перегрузка получается там, где умственный труд имеет односторонний характер: ученик только заучивает», от него требуется не размышление, догадка, а лишь запоминание учебного материала. Поэтому «устранение перегрузки зависит не от механического уменьшения круга знаний, предусмотренных программой, а от содержания, характера интеллектуальной жизни ученика». Важен не объем материала, а его качество, установка не на зубрежку, а на поиск ответа на вопрос. Мышление ученика развивается тогда, когда у него появляется потребность ответить на вопрос. Умение вызвать такую потребность – верный показатель педагогического мастерства.

Перегрузка ученика – следствие и недостаточного мастерства педагога. Учитель забывает о том, что учение – это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда во многом определяется теми отношениями, которые складываются между ним и учащимися. Единственным источником, питающим огонек пытливости, является радость успеха. Спокойная обстановка целенаправленного труда, без спешки и рывков, отсутствие раздражительности, ровные, товарищеские взаимоотношения создают душевное равновесие, без которого невозможно работать в школе. Излагая факты, учитель предлагает мысленно анализировать их, а ученик приходит сам к обобщающим выводам, и этот процесс – победа и торжество ученика. Научить ученика думать – самая важная задача учителя. Успех в учении школьника определяет и оценка результатов его труда. Мудрость педагога заключается в том, чтобы не допустить потери ребенком веры в себя, не позволить ему потерять свое достоинство.

Уникальным был своеобразный эксперимент В.А. Сухомлинского – «Павлышские сказки». Детские сказки составили 45 рукописных томов, в них собрано несколько тысяч лучших сказок, сочиненных детьми. В.А. Сухомлинский вместе с учителями разработали многоступенчатую систему подготовки школьников к созданию собственных сказок.

В Павлышской школе учебный труд подкреплялся внеучебными занятиями в кружках (их число достигало 80), в них изучались химия, металлургия, электротехника, автоматика и др. Ребята в этой школе постоянно строили и мастерили: станки, движущиеся модели, микролитражный автомобиль, приборы для физического кабинета, радиоприемники. Вообще многое в школе было создано руками школьников – от зданий мастерской до станков и инструментов. Здесь было соединение физического и умственного труда, работая в кружках, школьник испытывал радость успеха, что сказывалось и на его учебе. В.А. Сухомлинский при этом вел своих учеников к почти невозможному. Так, например, он рекомендует давать детям опытный участок не с плодородной почвой, где они смогут вырастить хороший урожай, а со скудной землей; тогда появляется необходимость в книгах, в теории, в эксперименте. Тогда и развивается старательность, усердие, укрепляется характер – все это отразится и на учении в школе.

Процесс учения для детей – это и процесс самообразования и самовоспитания. В школе В.А. Сухомлинского была создана «Комната мысли», где собраны «самые умные» книги. «Комната мысли» располагалась в тихом уголке школьного сада. Здесь учитель читал детям стихотворения, и у них возникало желание выучить их и самим, в результате школьники знали их много. В «Уголке мечты» читали «с продолжением» – любимый вид чтения для подростков.

Таким образом, по мнению В.А. Сухомлинского, сделать процесс учения для ученика радостным, а не изнурительно-тяжелым можно, если:

- ученик будет изучать факты, делать из них самостоятельные выводы, совершать «открытия», а не заучивать обобщения из учебника;

- ученик будет находиться в постоянном поиске и творчестве;

- обучение будет побуждать ребенка заниматься самообразованием;

- ученика и учителя связывают доверительные, деловые и спокойные отношения;

- оценка не угнетает ученика.

Подлинная школа, по В.А. Сухомлинскому, это царство деятельной мысли, в которой ученик испытывает радость успеха и приобретает любовь к тяжелому умственному труду.

Большое внимание В.А. Сухомлинский уделял вопросам нравственного воспитания. Нравственный идеал в его понимании включает в себя следующие черты личности:

- гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;

- богатство духовного мира, интересов и потребностей;

- потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;

- чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, чуткость к оценке собственного поведения окружающими, стремление к нравственному совершенству;

- любовь к труду, высокая нравственность трудовых отношений;

- открытость сердца радостям и горестям других людей.

В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств; детство и отрочество должны стать школой доброты, человечности, чуткости. Уже в детские годы ребенка педагогу нужно добиваться того, чтобы воспитанника волновали гражданские мысли, чувства, тревоги, у него вырабатывалось чувство гражданской ответственности – это тоже одна из граней нравственного воспитания.

Программа моральных привычек, выработанных в Павлышской школе, включала в себя такие привычки: доводить начатое дело до конца; выполнять работу не как-нибудь, а только хорошо; никогда не перекладывать свою работу на других и не пользоваться плодами труда других людей; помогать старым, слабым, одиноким независимо от того, близкие это люди или «чужие»; согласовывать свои желания с моральным правом на удовлетворение желаний; никогда не допускать, чтобы, удовлетворяя мои желания, родители в чем-то ограничивали себя или создавали для себя трудности; согласовывать свои радости, удовольствия, развлечения с потребностями других людей, не допускать, чтобы мои радости доставляли кому-то заботы или боль; не скрывать своих предосудительных поступков, иметь мужество откровенно сказать о них тому, кому считаете необходимым сказать.

В.А. Сухомлинский разработал методику нравственного воспитания, в которой выделил разделы: любовь к Родине, гражданственность; отношение к людям и долг перед ними; отношение к родителям и близким; понимание добра и др. Выработку нравственности с самого начала школьной жизни ребенка нужно начинать с близкого и дорогого ему. Самое святое и прекрасное в жизни человека – это его мама.

Нравственное развитие ребенка – не изолированная задача, которую можно решить как-то особо, только педагогическими методами. Каждое из занятий ребенка: учение, труд, игра, чтение, праздник – оставляет свой отпечаток в его душе и, в конце концов, определяет его жизненную устремленность, поведение среди людей.

Особо подчеркивал В.А. Сухомлинский роль учителя. Хороший учитель, по его мнению, это, во-первых, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком. Во-вторых, это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее новейшие открытия и достижения. Гордостью школы становится учитель, который к тому же обладает способностью к самостоятельному исследованию. В-третьих, хороший учитель – это человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно. В-четвертых – человек владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела.

Сам В.А. Сухомлинский являл собой пример кропотливого, скрупулезного отношения к делу, соединяемого с творчеством, многогранным интересом, окрыленностью, выдумкой.

Библиография по теме «Развитие отечественной школы





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 4162 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...