Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В России в первой половине XIX века



В первой половине XIX века в развитии школы и педагогики России наступает важный этап. В 1802 г. Александр I учредил Министерство народного просвещения, что положило начало формированию системы народного образования в стране. В 1804 г. принимается «Устав учебных заведений, подведомых университетам»,в соответствии с которым основными звеньями системы стали уездные и приходские училища, гимназии, университеты.

В основу системы российского просвещения были положены три принципа: бесплатность, бессословность, преемственность всех типов школ. Вместе с тем в гимназию и университет запрещалось принимать крепостных крестьян. По Уставу 1804 г. Россия разделялась на 6 учебных округов во главе с университетами: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Во главе учебного округа стоял попечитель, который осуществлял руководство всеми учебными заведениями округа через ректора университета. Ректор университета избирался профессорами на общем собрании вуза, подчинялся попечителю и управлял учебными заведениями своего округа. Директор гимназии управлял гимназией и всеми школами губернии. Смотрители не только управляли уездными училищами, но и руководили всеми приходскими училищами.

Приходские училища с одногодичным сроком обучения могли открываться в селениях при церковных приходах, в уездных и губернских городах. В них могли обучаться бесплатно как мальчики, так и девочки. Приходские училища рассматривались как низшее звено светских школ, однако преподавали в них главным образом священники. Преподавались Закон Божий, нравоучение, чтение, письмо, четыре действия арифметики. Государственная казна не предусматривала средств на содержание приходских училищ. Считалось, что содержать их должны либо сами крестьяне, либо помещики и церковь.

Уездные училища с 2-летним сроком обучения создавались по одному в губернских и уездных городах. Цель их – подготовка к поступлению в гимназии, сообщение детям непривилегированных сословий «необходимых познаний, сообразных состоянию их и промышленности». Курс уездного училища продолжал курс приходского училища и включал Закон Божий, Священную историю, изучение книги «О должностях человека и гражданина», русскую грамматику и грамматику родного языка, чистописание, всеобщую и русскую историю, арифметику, начальные сведения по геометрии, физике, естественной истории, рисование. Уездное училище представляло собой начальную школу повышенного типа и готовило учащихся к поступлению в гимназию.

В каждом губернском городе создавалась гимназия, дававшая законченное среднее образование и право поступления в университет. Гимназический курс обучения насчитывал 4 года. Программа обучения отличалась энциклопедичностью и обширностью. Она предусматривала изучение языков (латинский, греческий, немецкий, французский), географии, истории, статистики, курса философских (метафизика, логика, нравоучение) и изящных наук (словесность, история поэзии, эстетика), математики (алгебра, геометрия, тригонометрия), физики, естественных наук (минералогия, ботаника, зоология), теории коммерции, технологии и рисования. В учебном плане гимназии отсутствовал Закон Божий, русский язык и отечественная литература.

На университеты возлагалась задача подготовки чиновников для всех родов государственной службы. Помимо научных и учебных университетам предписывалось выполнение и административно-хозяйственных функций, т.е. управление всеми учебными заведениями своего округа. Профессора университетов одновременно выполняли роль методистов и инспекторов. Университеты создавались как светские учебные заведения. В отличие от западных университетов в них отсутствовал богословский факультет. Православная церковь готовила священнослужителей в духовных семинариях в Москве, Петербурге, Киеве и других городах России. Уставом 1804 г. университетам предоставлялась определенная автономия. Профессора выбирали деканов и ректора. Университетам разрешалось иметь типографию, издавать научные журналы и газеты, учебную и научную литературу, создавать научные общества.

В 1819 г. с целью ограничения доступа к образованию выходцев из непривилегированных слоев населения вводится плата за обучение в приходских, уездных училищах и гимназиях. Из гимназического курса последовательно исключают предметы, которые, с точки зрения правительства, способствуют развитию «вольнолюбивых настроений» среди учащихся (философия, политическая экономия, эстетика). Одновременно в школах усиливается роль религиозного воспитания. В гимназии вводится преподавание Закона Божьего, чтение из Священного Писания, запрещается преподавание естествознания.

Сразу же после восстания декабристов создается Комитет по устройству учебных заведений (1826). Фактически комитет должен был принять меры по единообразию системы образования, пересмотру содержания школьного образования. Главной задачей школы становится подготовка человека к выполнению его сословных обязанностей. Устав гимназий и училищ 1828 г. нарушил преемственность российской системы образования. Образование в каждом типе учебного заведения (приходское училище, уездное училище, гимназия) приобретает законченный характер и предназначается для определенного сословия. Приходские училища предназначались для детей из низших сословий; уездные училища – для детей непривилегированных городских сословий – мещан, ремесленников, купцов; лишь гимназии, где учились дети дворян и чиновников, сохранили преемственность с университетами. Срок обучения в них увеличивается до 7 лет, повышается плата за обучение. Основными предметами гимназического курса становятся классические языки, античная история и литература, математика. Уставом 1828 т. предусматривалось установление надзора за деятельностью учебных заведений. В помощь директорам гимназий назначались надзиратели за учением и нравственностью учащихся. Разрешается применение в школах физических наказаний.

Большую роль стали играть частые учебные заведения: пансионы для мальчиков и девочек, лицеи (государственные закрытые учебные заведения для дворян – Царскосельский, Демидовский в Ярославле, Ришельевский в Одессе и др). Лицеи были задуманы как учебные заведения, совмещавшие два курса обучения – гимназический и университетский, т.е. лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. Курс обучения в лицее продолжался 6 – 7 лет. Большинство российских лицеев были специализированными учебными заведениями и имели уклон (юридический, физико-математический и др.).

В 30-50-х годах XIX столетия в сфере образования и педагогической мысли определились две основные тенденции развития.

Одна была проявлением официальной политики, пронизанной идеями авторитарности, национализма, клерикализма. С.С. Уваров, ставший министром народного просвещения в 1838 г., сформулировал основные положения своей образовательной концепции как «православие, самодержавие и народность».

Другая тенденция отразила демократические устремления общества. Выдающиеся представители русской революционно-демократической мысли Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848) и Александр Иванович Герцен (1812 – 1870) проявляли серьезный интерес к проблемам образования и воспитания, сделав важный вклад в их решение. Общими для них чертами педагогического мировоззрения были следующие: трактовка народности воспитания, противостоящая ее реакционному пониманию в официальной педагогике и у славянофилов; резкая критика космополитизма и раболепного преклонения перед Западом в области воспитания при глубоко уважительном отношении к мировым, общечеловеческим духовным ценностям; выдвижение в качестве идеала нового человека, к достижению которого призвана стремиться педагогика, – революционного борца с «общественным злом» – самодержавно-крепостническим строем; обоснование принципов самодеятельности, развития творческой инициативы и активности детей в процессе обучения и воспитания; высокие требования к социально-педагогической миссии учителя, к его профессиональным и гражданским качествам.

Владимир Федорович Одоевский (1803 – 1869) в «Проекте об устройстве школ» обосновывал идею всеобщего и всестороннего образования, пропагандировал среди крестьян естественнонаучные и технические знания, выступал за народную общеобразовательную школу и учительство из народа. В работах по методике начального обучения и воспитания В.Ф. Одоевский сформулировал свои требования к личностным и профессиональным качествам учителя, рекомендовал ему постоянно обращаться к личному опыту детей, советовал проводить беседы, побуждающие их к познавательной активности и развитию самостоятельности мысли («Советы наставникам», «Руководство для начального преподавания наук», «Руководство для учителей»). В конце 30-х гг. XIX в. он активно участвовал в общественном движении за создание воспитательных учреждений для детей городского трудящегося населения. К этому времени относятся основанные на идеях прогрессивной педагогики его методические разработки: «Положение о детских приютах» и «Наказ лицам непосредственно заведывающим детскими приютами». Озабоченный необходимостью повышения уровня учебно-воспитательной работы сельских школ, В.Ф. Одоевский сформулировал ведущие научно-методические принципы их деятельности в «Руководстве для учителей приходских и уездных училищ».

Таким образом, в первой половине XIX века формируется национальная система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1399 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...