Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого



Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) родился 9 сентября в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. В 16 лет поступил в Казанский университет. В эти годы он увлекся философией, читал Гегеля, Вольтера, Руссо. Особенно близки ему были взгляды Ж.Ж. Руссо, философия которого соответствовала и его собственным мыслям о мире. Оставив в 1847 г. университет по причине потребности «умственного самостоятельного труда», Л.Н. Толстой вернулся на свою любимую малую родину – в Ясную Поляну. Здесь он решил заняться улучшением быта крестьян, для детей которых в 1849 г. открыл школу. С этого времени Л.Н. Толстой на протяжении всей своей долгой жизни постоянно возвращался школе и педагогике. В 1851 – 1855 гг. Л.Н. Толстой был зачислен на военную службу и находился вначале на Кавказе, впоследствии участвовал в обороне Севастополя. В 1859 г. Л.Н. Толстой вновь приступил к занятиям с крестьянскими детьми в школе.

Л.Н. Толстой оказал огромное влияние на отечественную и зарубежную философско-педагогическую мысль. Он предложил новое философско-педагогическое решение образовательных проблем как феномена культуры, детства как особого мира, доказал неэффективность образования, построенного на насильственной передаче знаний и формировании мировоззрения.

Л.Н. Толстому принадлежит разработка теоретических и практических основ свободного обучения и воспитания. В мире, по его убеждению, все органично взаимосвязано и человеку необходимо осознавать самого себя равнозначной частью мира, где «все связано со всем», и где человек может обрести себя, только реализовав свой духовно-нравственный потенциал.

Л.Н. Толстой создал свою теорию гуманистического воспитания, стержнем которой является учение о непрерывном нравственном самосовершенствовании человека в течение всей его жизни. Л.Н. Толстой отстаивал свободу, независимость ребенка, самоценность его учебных и социальных интересов. Он признавал только то образование, которое опирается на собственный опыт ученика и исходит из реальной жизни, а не только готовит его к будущей. Главная составляющая сущности человека – его духовное начало, изначально заложенное в нем как бы в «свернутом виде». Педагогический процесс должен оказать помощь человеку в его открытии и реализации в жизни. Образование выступает как основной фактор развития культуры и гармонизации жизни.

Эволюция взглядов Л.Н. Толстого прослеживается при рассмотрении его педагогической деятельности, в которой условно можно выделить три периода.

Первый период педагогической деятельности Л.Н. Толстого (1859 – 1862 гг.)поражает своей насыщенностью. Он изучает педагогические сочинения Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, книги по истории педагогики (даже составил свой план этого курса), работы современников-методистов, составителей учебников, ведет оживленную переписку с некоторыми из них.

В 1859 – 1862 гг. он официально оформил существование Яснополянской школы, открытой им частным образом. Просветительная деятельность среди крестьян, по его убеждению, – это выполнение образованными людьми своего долга перед народом.

Яснополянская школа являлась творческой лабораторией педагога, одновременно определялись теоретические и практические основы обучения. В определении содержания и методов школьной работы активно участвовали учителя и учащиеся, развивая и совершенствуя ее. Обучение в школе было бесплатным.

Л.Н. Толстой организовал школу на основах любви к детям, веры в их творческие способности, отсутствия давления на личность ребенка. В Яснополянской школе домашние уроки не задавались. Традиционные уроки были заменены увлекательными образными художественными рассказами учителя, индивидуальными и совместными творческими сочинениями учащихся, оживленными беседами. Расписание было, но не соблюдалось. Ученик был вправе не приходить на занятие и не слушать учителя. В свою очередь учитель был волен не пускать ученика в класс. Порядок и программу обучения согласовывали с детьми. Учителя составляли недельный план по школьным предметам (чтение, письмо, чистописание, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естествознанию, рисование, черчение, пение). Планы могли корректироваться по желанию учеников. На уроках поддерживался дух равноправия. Сам Л.Н. Толстой преподавал в старшем классе математику и историю, проводил физические эксперименты. Занятия в школе были построены так, чтобы учение стало для детей радостным и желанным, пробуждало любознательность, самостоятельность мышления и глубину чувств.

Яснополянская школа стала примером при организации других школ в уезде.

В 1860 г. Л.Н. Толстой совершил долгое путешествие по школам Европы: Германии, Франции, Англии, Италии, Бельгии. Увиденное удручило его: везде однообразие методов обучения, формализм, регламентация всего дела. Возвращается писатель из-за границы твердо убежденный, что Россия не должна подражать Западу, должна отказаться от обучения и воспитания, подавляющего личность ребенка.

С 1862 г. Л.Н. Толстой (он и автор, и редактор) издает журнал «Ясная Поляна». Было выпущено 12 номеров. Журнал отличался необыкновенной поэтичностью в освещении детской души, ее свежести и чистоты, чего нельзя было найти в других педагогических журналах. В своих статьях в эти годы Толстой стремится дать ответы на вопросы о целях, содержании и методах обучения, о взаимоотношениях учителей и детей, основанных на естественности. В эти годы он приходит к убеждению, что главная, ведущая идея всей педагогики – развитие активности, творчества, индивидуальности каждого ученика и учителя. Необходимым условием развития является свобода. Убеждение окрепло благодаря воплощению этой идеи в практику работы Яснополянской школы, опыт которой нашел освещение в журнале.

Свободное воспитание представлялось Л.Н. Толстому как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, присущих детям, – при осторожной помощи педагога. Он не считал, как Руссо, необходимым прятать ребенка от цивилизации, создавать ему свободу искусственно, обучать ребенка не в школе, а дома. Он считал, что и в школе, на уроках, со специальными приемами обучения возможна реализация свободного воспитания. Главное при этом, не создавать «принудительного духа учебного учреждения», а стремиться к тому, чтобы школа стала источником радости, узнавания нового, приобщения к миру.

12 мая 1862 г. он выехал из Ясной Поляны в Самарскую губернию в башкирское кочевье, для отдыха и лечения. Во время его отсутствия по распоряжению властей в Ясной Поляне был произведен обыск: искали тайную типографию, нелегальную литературу. Бесцеремонное вмешательство жандармов потрясло Л.Н. Толстого. Обыск, постоянные цензурные придирки при издании журнала, обстоятельства личной жизни, начало работы над романом «Война и мир» – все это привело к что Л.Н. Толстой в 1862 г. прекратил свою работу в Яснополянской школе.

Второй период педагогической деятельности Л.Н. Толстого (1870 – 1876 гг.) – столь же интенсивный. В эти годы он возобновляет занятия с крестьянскими детьми; пишет и публикует свои учебники «Азбуку» и «Новую азбуку»; выступает в печати с педагогическими статьями; предпринимает попытку открыть педагогические курсы для подготовки народных учителей в Ясной Поляне – «университет в лаптях»; в качестве члена училищного совета Крапивенской земской управы занимается открытием новых школ и улучшением школьного дела; занимается снабжением школ уезда учебниками, хрестоматиями, грифельными досками, карандашами, прописями и т.п.

В 1872 г. выходит в свет «Азбука» Л.Н. Толстого – комплекс книг для первоначального обучения чтению, письму, грамматике, старославянскому языку и арифметике – всего четыре книги. Первая включала букварь, тексты для чтения, славянские тексты, материалы для обучения счету, методические указания для учителя. В следующих трех книгах имелись художественные и научно-популярные рассказы по истории, географии, физике, естествознанию. В каждой из них имелись тексты для изучения церковно-славянского языка и материалы по арифметике, которые постепенно усложнялись. Популярно излагались понятия из физики, химии, ботаники, зоологии. «Азбука» заметно отличалась от существовавших в то время пособий. Материал печатался разными шрифтами, тексты для чтения состояли вначале из трех-четырех предложений, затем усложнялись. Это была своеобразная энциклопедия знаний для первоначального этапа обучения. Л.Н. Толстой писал, что он положил на нее труда больше, чем на все, что делал в жизни.

Первые рецензенты «Азбуки», отмечая выдающиеся достоинства рассказов для детей, критиковали предложенную Л.Н. Толстым методику обучения грамоте и считали неудачным арифметический раздел. Министерство народного просвещения рекомендовать «Азбуку» Л.Н. Толстого для школ отказалось.

Л.H. Толстой написал краткое и доступное для детей пособие – «Новую азбуку», – вышедшее в свет в 1875 г. и значительно отличавшееся от прежней «Азбуки». Новым в методике было то, что она предлагала учителю использовать на свой выбор различные способы обучения грамоте: слуховой, звуковой, буквослагательный и метод целых слов. Если в «Азбуке» букварь составлял лишь первую часть комплекса учебных книг, то «Новая азбука» становилась самостоятельным учебником. Тексты, написанные Л.Н. Толстым для азбук, изложены простым и ясным языком, доступны для детей. Остальные части «Азбуки» были переработаны в отдельные учебники: «Арифметика» и получившие мировую известность «Русские книги для чтения».

«Новая азбука», получив широкое признание, была одобрена Министерством просвещения и рекомендована «для всех учебных заведений, где начинается с азбуки». Книга стала быстро распространяться, выдержав 30 переизданий (28 – при жизни Толстого), общий тираж ее составил 2 млн. экземпляров. Многие произведения, написанные или переработанные Л.Н. Толстым для «Новой азбуки», вошли в круг детского чтения, читаются детьми и в наше время.

Третий период педагогической деятельности Л.Н. Толстого (конец 80-х – 1910 г.) совпадает с разработкой религиозно-нравственного учения. В основе этого учения – признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщая любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии.

Центральным педагогическим вопросом для Толстого в этот период стал вопрос о нравственном воспитании. В религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого центральное место заняла идея духовного роста человека. Становление личности Л.Н. Толстой понимал как формирование её нравственной сферы в различных видах деятельности. Он связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе.

Л.Н. Толстой развил новые для России представления о школе, основанной на признании за детьми права на активность, творчество, самостоятельность и выработку нравственных убеждений. Необходимым условием для их проявления является свобода, отрицающая принуждение. Педагогическая деятельность, основанная на любви к ребенку, пробуждает все лучшее, что есть в нем от рождения. Свобода как возможность творчества лежит и в основе деятельности учителя. Только он вместе со своими учениками определяет порядок учения, методы преподавания, опираясь на интерес детей, их право свободы выбора. По мнению Л.Н. Толстого, необходима свобода волеизъявления населения при решении педагогических вопросов (как устроить школу, чему в ней учить).





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 9205 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...