Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Научной педагогики в России



Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывш. Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. Окончив Новгород-Северскую гимназию, К.Д. Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 г., и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.

Однако уже через два года блестяще начатая профессорская деятельность К.Д. Ушинского была прервана: в связи с «беспорядками» среди студентов лицея он был уволен из числа профессоров в 1849 г. за свои прогрессивные убеждения. К.Д. Ушинский вынужден был после этого служить мелким чиновником в министерстве внутренних дел, но чиновничья служба не удовлетворяла его. В своих дневниках он отзывался о службе с отвращением. Некоторое удовлетворение давала ему литературная работа в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», где он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах.

В 1854 г. К.Д. Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

Под влиянием начавшегося общественно-педагогического движения К.Д. Ушинский в 1857 – 1858 гг. поместил в «Журнале для воспитания» несколько статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.), которые прославили его имя.

В 1859 г. К.Д. Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом.

К.Д. Ушинский, невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. В качестве преподавателей К.Д. Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты (В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов и др.). Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи классов был введен двухлетний педагогический класс. В это время К.Д. Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию.

В 1860 – 1861 гг. К.Д. Ушинский редактировал «Журнал министерства народного просвещения». Он совершенно изменил его программу, превратил сухой и малоинтересный официальный ведомственный орган в научно-педагогический журнал. В эти годы К.Д. Ушинский поместил в «Журнале министерства народного просвещения» несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».

Воспользовавшись обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные К.Д. Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 г. он был уволен из Смольного института. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение К.Д. Ушинского, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. Эту командировку К.Д. Ушинский справедливо рассматривал как замаскированную ссылку.

К.Д. Ушинский за границей изучил состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил замечательную книгу для классного чтения – «Родное слово» и методическое руководство к ней, подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и собрал материалы к третьему тому этого большого и важного научного труда.

Тяжело больной, чувствуя, что силы покидают его, К.Д. Ушинский торопился сделать возможно больше. После возвращения в Россию (1867 г.) он прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте около 47 лет.

К.Д. Ушинский во взглядах на общественное развитие прошел путь от объективного идеализма к признанию человека как движущей силы социальной эволюции. Провозгласив такой антропологический принцип, он был близок к идеям французского Просвещения.

Идея общественного воспитания ярко проявляется у К.Д. Ушинского в принципе народности. Он заключается в объективной потребности каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами. К.Д. Ушинский полагал, что научное педагогическое знание, добытое в различных странах, может быть творчески использовано русской педагогикой.

В русской школе принцип народности должен быть реализован через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место в трактовке идеи народности К.Д. Ушинский отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Он видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь.

К.Д. Ушинский заявил о закономерностях воспитания как о средствах управления развитием человека и попытался объяснить их. Он видел в обучении основное средство умственного, нравственного и физического развития личности. Обучение решает двоякую задачу – образовательную и воспитывающую. По своему содержанию обучение – это процесс обогащения знаний (материальное образование) и одновременно развитие способностей (формальное образование). Ушинский считал, что будущее не за классической школой, а за современной (реальной).

Учение, считал К.Д. Ушинский, – это напряженный труд, который требует от учеников волевых усилий. Он полагал, что педагогический эффект достижим лишь при учете детских потребностей и интересов и соблюдении следующих условий: связь обучения с жизнью, обучение в гармонии с природой, преподавание на родном языке, постепенное усложнение в соответствии с ростом и развитием.

Процесс обучения К.Д. Ушинский делил на две взаимосвязанные стадии.

1. Доведение знания до определенной системы: последовательное восприятие предметов и явлений; сравнение и сопоставление; выработка предварительных понятий в систему.

2. Обобщение и закрепление приобретенных знаний и умений.

Процесс обучения должен строиться на основополагающих дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности, последовательности, доступности, прочности усвоения.

К.Д. Ушинский поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы. Он полагал правильным соблюдать определенную регламентацию такой системы: 1) стабильный состав учащихся в классе; 2) твердый порядок проведения занятий по времени и расписанию; 3) занятия преподавателя со всем классом и с отдельными учениками.

К.Д. Ушинский подчеркивал ведущую роль учителя. Он отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач. Основные требования к проведению урока: планирование, органический переход к новому знанию, гигиена занятий. Непременным дополнением к классно-урочной работе К.Д. Ушинский считал самостоятельную домашнюю учебную деятельность учеников.

К.Д. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин.

Особенно удалось К.Д. Ушинскому теоретико-методологическое сочетание общей и частной дидактики в концепции первоначального обучения родному языку. В работах «Родное слово», «Детский мир» дидактический материал выстроен с постепенным усложнением, на основе аналитико-синтетической методики обучения грамоте, заменившей принятый буквослагательный метод.

В общей дидактике К.Д. Ушинского просматриваются два типа принципов и идей: универсальные и более частные. К первым можно отнести идеи аналитического и синтетического преподавания. К более частным принадлежит теория таких методов обучения, как устное изложение, лабораторно-практические работы, устные и письменные упражнения с книгой и пр.

Основополагающий тезис К.Д. Ушинского – двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определяются как наиболее существенные. К.Д. Ушинский поддержал установку педагогики нового времени на приоритет гуманного воспитания человеческой личности. В основе предложенной им методики нравственного воспитания – отказ от педагогики страха. Важным способом нравственного воздействия К.Д. Ушинский считал убеждение словом, примером наставника с опорой на личный опыт ребенка. Говоря об идеале воспитания, К.Д. Ушинский особенное внимание обращал на патриотизм как результат осознанных интересов, истории и культуры своего отечества.

К.Д. Ушинский – основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею народности. Он первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук. К.Д. Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1549 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...