Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И образования в России в X – XVIII веках



Тема 4

Развитие педагогических идей

и образования в России в X – XVIII веках

4.1. Воспитание и обучение в Киевской Руси (X – XIII вв.)

и Московском государстве (XIV – XVII вв.)

4.2. Школа и педагогическая мысль России в XVIII веке

4.1. Воспитание и обучение в Киевской Руси (X – XIII вв.)

и Московском государстве (XIV – XVII вв.)

У восточных славян воспитание детей осуществлялось, прежде всего, в семье. Специально организованное воспитание и обучение отсутствовало.

Огромную роль в развитии просвещения на Руси сыграло принятие христианства (988 г.) от Византии. Однако важной особенностью культуры и образования было то, что языком богослужения, литературы и школы стал не греческий, а славянский язык. Создателями славянской письменности Кириллом и Мефодием (863 г.) был осуществлен перевод богослужебных и учебных книг на славянский язык. Кирилл и Мефодий – братья, христианские миссионеры у славян, создатели первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка. После смерти Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии и нашли приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого. Для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот алфавит, широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название «кириллицы» – в честь Кирилла. Кирилл и Мефодий заложили основы славянской письменности, литературы, философии и богословия. Они канонизированы православной и католической церквами.

Ярослав Мудрый (XI – XII вв.) открывал школы «учения книжного» в Киеве, Новгороде, создал библиотеку в Софийском Соборе. В «Поучении Владимира Мономаха детям» (1117 г.) собраны заповеди религиозно-нравственного воспитания.

Обучение письму, чтению, счету осуществлялось в школах, открывавшихся при монастырях. Писали на доске покрытой воском палочкой (писалом), запоминали сначала буквы (аз, буки, веди, глаголь) и затем воспроизводили звуки. К XIII в. школы существовали во многих городах. Однако монголо-татарское нашествие привело «учение книжное» в упадок.

В XIV – XVI вв. дети, как правило, учились в семье, у грамотного родственника, у «мастеров грамоты». Учителями становились дьяки и подьячие, мелкие служители канцелярий.

Крепла связь между образованием и церковью. Главными книгами для чтения являлись Часослов и Псалтырь. Сведения о воспитании, его направленности и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV – XVI вв. – «Пчела», «Домострой» и др.

«Домострой» явился катехизисом морали и энциклопедией домашнего строительства и воспитания детей. Сохранились различные тексты «Домостроя»; составитель одного из них – священник Благовещенского собора Сильвестр (середина XVI в.). Сильвестр требовал воспитывать детей в «страхе божьем», повиноваться наставникам и старшим, любить детей и заботиться о них. В «Домострое» перечислялись запреты, которые должны соблюдать дети и взрослые: не красть, не распутничать, не лгать, не клеветать, не обижать, не бражничать, не помнить зла и другие. Согласно «Домострою» основными добродетелями являлись мужество, настойчивость, трудолюбие, бережливость и др. Основными способами воспитания в «Домострое» признавались суровая дисциплина, систематические наказания, в том числе и физические.

В XVI в. Московское государство включается в политическую и экономическую жизнь Европы. Во второй половине XVI в. наметился положительный поворот в организации обучения. Стоглавый собор (1551 г.) постановил «учинити училища» при домах священников.

Появляются печатные учебники – азбуки. Основатель книгопечатания в России Иван Федоров (ок. 1510 – 1583) в 1574 г. напечатал во Львове первую славянскую «Азбуку». Эта книга содержала усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику. Автор подобрал ряд текстов для закрепления и развития навыков чтения и письма, поместил в книге молитвы и наставления о том, как учить детей. По «азбукам» выдающегося просветителя книгопечатника могли заниматься и дети, и взрослые. В качестве дидактического материала в них использовались Священное писание, грамматика Иоанна Дамаскина и азбуки «мастеров грамоты». Систематизированная Иваном Фёдоровым практика начального обучения грамоте оказалась весьма устойчивой и бытовала на Руси на протяжении 150 лет.

К концу XVI в. образование делается достоянием не только духовенства, но и зажиточных городских слоев.

XVII в. характеризовался заметным ростом грамотности среди различных слоев населения. Как и прежде, грамоте в основном учили в семье. Широкое распространение получают учебные пособия. Особой популярностью пользовался «Букварь» Василия Бурцева (1633). В педагогической мысли и школьном деле происходит своеобразное размежевание, вызванное усилившимся сближением с Западом и различным отношением к западной культуре и образованности. В обществе пробуждается нетерпимость к массовому невежеству.

Со второй половины XVII в. западное влияние в школьном деле становится все глубже. Появляются учебные заведения повышенного образования. Их эволюция происходила в условиях столкновения греческой (византийской) и латинской (западноевропейской) педагогических традиций. Во второй половине XVII в. наметилась тенденция в открытии новых школ при монастырях. В 60-х гг. Симеон Полоцкий, сторонник западной школы, организовал обучение в Спасском монастыре (Москва) с целью подготовки чиновников. Обучали риторике, грамматике, логике, физике, богословию, латинскому языку.

Симеон Полоцкий (до монашества – Самуил Гаврилович Петровский-Ситнякович) (1629 – 1680) – церковный и общественный деятель, педагог, писатель. В 1656 г. он принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре и стал преподавать в местной братской школе. Им были написаны «декламации», с которыми его ученики выступили перед царём Алексеем Михайловичем. С 1664 г. в Москве С. Полоцкий организовал Спасскую латинскую школу и преподавал в ней. С 1667 г. он был учителем царевича Алексея, а после его смерти – царевича Фёдора и царевны Софьи. В 1678 г. С. Полоцкий открыл в Кремле независимую от патриаршей цензуры Верхнюю типографию, первым изданием которой стал «Букварь языка словенска». Он подготовил «Академическую привилегию» (оформлена его учеником Сильвестром Медведевым) – проект устава нового для России учебного заведения (Славяно-греко-латинской академии). С. Полоцким высказана идея о делении человеческой жизни на пять 16-летних этапов. В первые 16 лет воспитание и обучение полезно строить так, чтобы оно включало различные игры. Второй этап (до 32 лет) предполагает, что человек находит любимую профессию и овладевает ею. Главную задачу воспитания он возлагал на родителей, которые должны изолировать ребёнка от «злого общества», но не злоупотреблять чрезмерным «ласканием». Из семи свободных искусств им особо выделялась логика (диалектика), которую он вслед за Платоном провозглашал «матерью всех наук». Есть данные о том, что Симеон Полоцкий был знаком с работами Эразма Роттердамского и Яна Амоса Коменского. Он поддерживал прогрессивные для того времени принципы и методы обучения: наглядность, доступность, увлекательность, повторение и закрепление пройденного, учёт индивидуальных особенностей учащихся, положительный пример учителя и др.

В 1681 г. в Москве по инициативе царя Федора Алексеевича было основано Типографское училище. Это было крупнейшее учебное заведение средневековой России. Оно принадлежало к числу школ повышенного типа, в которых наряду с чтением и письмом изучались церковно-славянская грамматика и греческий язык. Учителями (дидаскалами) являлись греки, которым помогали старосты из наиболее успевающих учеников. Программа предусматривала три ступени обучения – начальную, «словенского языка» и греческого языка. В дальнейшем Типографское училище слилось со Славяно-греко-латинской академией.

В 1687 г. в Москве открывается первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Первыми учителями были братья Иоанникий и Софроний Лихуды – греки, имевшие степени докторов Падуанского университета. Они подбирали учителей для академии, вели риторику и философию, писали учебники по грамматике и риторике, ориентируясь на учебные книги западноевропейских университетов. Учебный материал преподносился в духе канонов православного учения. Преподавание в академии сначала велось на славянском, греческом и отчасти на латинском языке. Целью создания академии была подготовка православных священников, государственных служащих, преподавателей. «Привилегия» (устав) академии, разработанная Симеоном Полоцким и Сильвестром Медведевым и подписанная царём Фёдором Алексеевичем (1682 г.), предусматривала открытие учебного заведения, ориентированного на программу европейского университета, с изучением семи свободных искусств, древних языков и богословия. Программа напоминала программу латинской городской школы. Предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни и греческого языка. В академии обучалось от 250 до 600 учащихся самого различного происхождения («всякого чину люди»), среди учеников были выходцы из Украины и Польши. Она сыграла важную положительную роль в развитии просвещения, но в то же время была инструментом искоренения инакомыслия. Ей была предоставлена монополия на обучение. Семьи, заводившие без разрешения академии домашних учителей языков, подлежали конфискации имущества.

Академия была одним из крупнейших центров русской культуры и просвещения. Среди ее выпускников – известные деятели Русской православной церкви, дипломаты, зодчий В.И. Баженов, академик М.В. Ломоносов, поэт А.Д. Кантемир.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1615 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...