Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ПРИЛОЖЕНИЕ А. (Декоративно-прикладное творчество)



АВТОРСКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Кружок «Изонить»

(Декоративно-прикладное творчество)

Л.В. Литвинова,

руководитель кружка «Изонитъ» Телеханского дома детского творчества

Пояснительная записка

Изонить является одним из самых старинных и увлекательных видов декоративно-прикладного творче­ства. В последнее время искусство конструи­рования и изготовления картин с помощью цветных нитей становится популярным. До­стоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно с первого раза, так как техника ее выполнения проста и дос­тупна.

Программой кружковой работы предусмот­рено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Это могут быть декора­тивные панно, картины, поздравительные от­крытки, сувенирные обложки, закладки для книг и многое другое.

Цель кружка – эстетическое, творческое и трудовое воспитание школьников.

Основными задачами кружковой работы с изонитью являются:

• знакомство и изучение истоков проис­хождения ниточного дизайна;

• обучение технике выполнения изонити;

• выявление и развитие природных спо­собностей кружковцев;

• развитие сенсорного восприятия, логи­ческого мышления и воображения;

• развитие творчества и индивидуаль­ности;

• воспитание высокохудожественного и эстетического вкуса;

• повышение личной культуры детей;

• воспитание трудолюбия, умения рабо­тать в коллективе и качественно выполнять работу.

Программа кружковой деятельности рас­считана на один год обучения – 144 часа для учеников младшего и среднего возраста общеобразова­тельных школ. Предполагаемое количество кружковцев — 15 человек. Занятия проводят­ся два раза в неделю по два часа и состоят из теоретической и практической частей.

Для из­ложения теоретических вопросов используют­ся такие методы работы, как объяснение, бе­седы, сопровождающиеся демонстрацией схем и рисунков, сравнение и анализ конструктив­ных форм, просмотр и обсуждение готовых изделий. Значительная часть времени отво­дится на тренировочные упражнения и само­стоятельное выполнение работ. Эта програм­ма дополняет занятия по изобразительному искусству, трудовому обучению и культуре.

При планировании работы кружка в ее содержание включаются также посещение выставок, встречи с народными умельцами, изучение литературы, необходимой для рабо­ты на занятиях, организация и участие в вы­ставках.

Начиная обучение, руководитель кружка должен ознакомить детей с правилами безо­пасности при работе с ножницами, шилом, иглой и другими инструментами, а по мере надобности обращаться к этим вопросам в дальнейшем. Необходимо рассказать круж­ковцам историю возникновения и развития ниточного дизайна; познакомить с пряжей, порекомендовать, какие нити лучше исполь­зовать для работы, указать примерное коли­чество пряжи при изготовлении того или иного изделия.

Большое внимание на занятиях уделяется цветоведению, так как цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия. Поэтому кружковцам необходимо показать многообразие цветов, научить правильно их подбирать в зависимости от характера и предназначения изделия.

Подбор пряжи, выбор цвета, составление эскиза и самостоятельное создание изделия – процесс творческий и увлекательный. Он развивает творческие способности де­тей, приучает их к усидчивости, акку­ратному выполнению работы, стиму­лирует формирование художествен­ных знаний.

Большое внимание необходимо уделять индивидуальной работе с детьми, так как одни дети быстро и легко приобщаются к творчеству, а другие дольше остаются лишь испол­нителями и начинают пробовать свои силы в творчестве, только накопив определенные навыки. Занятия в кружке открывают большие возмож­ности для развития детской инициативы. Важно всячески поощрять стремление детей внести в работу что-то свое, оригинальное, неповтори­мое. А задача руководителя – пробудить, развить и поддержать творчес­кое начало у каждого ребенка.

К концу года обучения учащиеся должны овладеть техникой изонити, начиная с простых элементов и при­емов, с последующим их усложнением. Кружковцы должны научиться созда­вать эскизы, подбирать фон, состав­лять цветовую гамму и самостоятель­но изготавливать изделия. Талантли­вые и упорно работающие дети смогут создать неповторимые картины.

Итоги деятельности кружка подво­дятся на выставке, где представляют­ся лучшие работы учащихся. При от­боре и оценке детских работ нужно учитывать возраст кружковца, содер­жание и художественную ценность изделия. Лучшие работы награждают­ся грамотами.

Учебно-тематический план кружка

Темы Общее кол-во часов Теор. заня­тия Практ. заня­тия
  Вводное занятие    
  Инструменты и мате­риалы. Из истории изо­нити    
  Деление и взаимодей­ствие цветов, гармо­ничность их сочетания      
  Техника ниточного ди­зайна. Основные при­емы выполнения изо­нити      
  Составление эскиза. Знакомство с поняти­ем «композиция»      
  Требования к качеству изонити. Беседа о про­порциях и фоне      
  Закладки для книг: 1. Калы 2. Звездочки 3. Светофор     0,5 0,5   1,5 1,5
  Паутинка      
  Декоративные панно: 1. Кораблик на волнах 2. Колдунья 3. Северное сияние      
  Новогодние открытки: 1. Снеговик 2. Новогодняя елочка      
  Знакомство и изучение детьми литературы для работы на занятиях      
  Картины: 1. Рыбки в море 2. Птичий дуэт 3. Бабочка на лугу      
  Творческая работа на вольную тему: «Инди­видуальные и коллек­тивные занятия»      
  Сувенирные обложки      
  Экскурсии и обще­ственно полезный труд      
  Заключительное заня­тие    
  Подготовка, организа­ция и проведение вы­ставки с участием ро­дителей      
  Итого:      

Основное содержание, способы и технологии педагогической деятельности, результативность занятий

1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Задачи, программа, содер-жание работы кружка. Ознакомление с учебными помещени­ями, распре-деление рабочих мест. Внутренний распорядок. Демонстрация изделий.

2. Инструменты и материалы. Из исто­рии изонити. Изонить как вид искусства. История возникновения и развития ниточно­го дизайна. Материалы и виды инструмен­тов, подготовка их к работе. Правила безопасности на занятиях. Пряжа, необходимая для работы, ее характеристика. Расчет коли­чества пряжи на изделия.

3. Деление и взаимодействие цветов, гар­моничность их сочетания. Цвет как важней­ший компонент оформления изделия. Хрома­тические и ахроматические цвета, теплые и холодные. Понятие красочного контраста. Спектр. Понятие колорита.

Практические занятия: выбор рисунка (отдельный предмет, сюжет, компози­ция). Подбор цвета, цветовых сочетаний. Умение создать производные цвета. Со­здание рисунка в отдельном колорите. Составление спектра. Цветовой анализ готовых работ.

4. Техника ниточного дизайна. Основные приемы выполнения изонити. Освоение основных приемов выполнения изонити. Правила заполнения окружности и угла. Правила заполнения геометрических фигур со смещением центра. Способы удлинения нити. Переплетение нитей в ромбах, спирали, квадратах.

Практические занятия: заполнение геометрических фигур на картоне с по­мощью иглы и цветных нитей по схемам.

5. Составление эскиза. Знакомство с понятием композиции. Приемы составления эскизов с помощью геометрических фигур. Построение симметричных и несимметричных фигур. Композиция. Возможные композиционные сочетания различных элементов. Приемы использования одного, нескольких элементов в узоре. Основные законы композиции.

Практическое занятие: зарисовка эс­кизов, утвержденных руководителем. Пробное составление собственных эски­зов. Способы расположения предметов в пространстве.

6. Требование к качеству изонити. Беседа о пропорции и фоне. Соблюдение пропорций основных и дополнительных элементов при изго-товлении изделия. Фон. Его правильный подбор. Аккуратность выпол-нения, равномерное натяжение нити, правильный подбор цветовой гаммы.

Практическое занятие: качественное вычерчивание рисунка. Подбор фона. Со­блюдение цветовой гармонии. Выполнение пробной работы.

7. Закладки для книг. Повторение приемов заполнения угла и окружности. Соблюдение пропорций.

Практические занятия: черчение эски­зов, нанесение их на картон. Прокол то­чек. Подбор цветовой гаммы. Выполнение работы. Оформление изделий.

8. Паутинка. Переплетение нитей в ромбах и квадратах. Повторение приемов заполнения.

Практические занятия: нанесение ри­сунка на изнаночную сторону картона. Прокол точек. Заполнение углов для по­лучения паутинки в квадратах и треу­гольных формах.

9. Декоративные панно. Повторение правил безопасности при работе с иглой и ножницами. Соблюдение пропорций. Построение симметричных фигур.

Практические занятия: составление рабочих копий по готовым эскизам. На­несение рисунков. Прокол точек. Подбор цветовой гаммы, расчет нитей. Выполне­ние работы. Окончательное оформление изделий.

10. Новогодние открытки. Работа над композицией открыток. Несколько способов выполнения елочки. Развитие навыков анализа пропорций, работа с цветосочетанием.

Практические занятия: самостоя­тельное составление эскизов и нанесение их на картон. Расчет нитей. Прокол обозначенных точек. Работа над от­крытками. Их оформление.

11. Изучение литературы для работы на занятиях. Обзор журналов и книг. Знакомство с новыми эскизами. Просмотр готовых изделий. Обсуждение картин с ребятами.

Практические занятия: зарисовка выбранных эскизов. Работа с тетрадью. Изучение литературы.

12. Картины. Работа над композицией каждой картины. Соблюдение пропорций. Применение цветной бумаги для изготовления картин.

Практические занятия: составление собственного эскиза или подготовка ра­бочей копии с готового эскиза. Нанесение рисунка. Прокол точек. Выполнение ра­боты. Изготовление приспособлений для подвешивания картин. Окончательное оформление картин.

13. Творческая работа на вольную тему. Индивидуальные и коллективные занятия. Содействие с помощью наглядных пособий и бесед творческому поиску интересных композиционных решений. Развитие детской фанта­зии и зрительной памяти. Организация коллективной работы. Анализ творческих работ кружковцев, названий картин. Оценка картин. Обмен опытом.

Практические занятия: выполнение творческих задумок кружковцев. Изго­товление коллективной работы.

14. Сувенирные обложки. Выбор узоров для составления эскиза. Применение аппликации. Подготовка материала (картона, ткани, бархатной бумаги) нужного размера. Соблюдение симметрии.

Практические занятия: составление эскиза, нанесение его на выбранный мате­риал. Прокол обозначенных точек. Вы­полнение работы. Оформление изделий.

15. Экскурсии и общественно полезный труд. Посещение выставок декоративно-прикладного творчества в Доме детского творчества.

Практические занятия: изготовление сувенирных изделий для детских садов и школы-интерната. Подготовка нагляд­ных пособий (схемы, эскизы).

16. Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации по самостоятельной работе учеников во время летних каникул.

17. Подготовка, организация и проведе­ние выставки с участием родителей. Подго­товка выставки. Отбор лучших работ. Прове­дение выставки. Обсуждение результатов. На­граждение грамотами и призами лучших кружковцев.

Результативность усвоения программы кружка «Изонить»

По истечении срока обучения учащиеся должны:

Знать:

• историю развития ниточного ди­зайна;

• теоретические основы пропорции, компози­ции, фона, симметрии и асимметрии;

• правила техники безопасности.

Уметь:

• создавать цветовую гамму изде­лия;

• применять приемы выполнения изонити;

• самостоятельно создавать эскизы;

• использовать полученные теоре­тические знания при выполнении прак­тической работы;

• выполнять коллективную и индивидуальную творческую работы.

Условия реализации программы

Содержание программы реализуется через беседы, экскурсии, учебно-игровой комплекс занятий, выполнение практических работ.

В зависимости от способностей учащихся в группе руководитель кружка может сокращать или увеличивать количество тем и часов на их выполнение.

Занятия строятся так, чтобы использовать творческую самостоятельность и инициативу учащихся. Большое внимание уделяется инди­видуальному обучению с учетом возможностей и личностных предпочтений. Чтобы развить у школьников уверенность в собственных силах и поддержать желание заниматься творческой деятельностью, руководитель кружка должен:

• создавать теплую, раскованную обста­новку;

• поддерживать инициативу и фантазию детей;

• поощрять творческую активность;

• поддерживать атмосферу свободы в высказывании своих мыслей, выборе де­ятельности.

Когда занятия проводятся в благоприятной эмо­циональной атмосфере, дающей ребенку возможность не только познавать мир, но и ак­тивно его преобразовывать, создается широ­кий диапазон для творческих решений. Создание необходимой атмосферы возмож­но лишь при применении методов косвенного влияния. Одобрение, разъяснение, похвала, шутка развивают чувство доверия и стимули­руют творческую активность ребенка: у него возникает желание сотрудничать, действовать и работать в коллективе.

Перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов для реализации программы

Учебное помещение должно быть достаточ­ным по объему для одновременной работы кружковцев из 15 человек. Необходимо, чтобы кабинет был равномерно освещен в дневное время и имел хорошее осветительное оборудо­вание для вечерних занятий, а также есте­ственный доступ воздуха и хорошую вентиля­цию.

Большое значение в создании интерьера учебного помещения имеют цветовые сочета­ния больших поверхностей: стен, полов, кото­рые окрашивают в светлые, мягкие тона. Де­коративные украшения и небольшое количе­ство растений сделают комнату для занятий нарядной и привлекательной. Украшением помещения могут служить наиболее удачные работы кружковцев.

Мебель должна соответствовать пропорци­ям тела ребенка, что является одним из усло­вий правильного физического развития. Необходимы также витрины для размещения выставки, грифельная доска, шкафы и стелла­жи для хранения картона, бумаги, инструмен­тов, работ кружковцев.

Для занятий нужны следующие материалы и инструменты: картон, цветные нитки, набор игл, шило, игольница, циркуль, простой ка­рандаш, канцелярские скрепки, рисунки эски­зов, чертежный альбом, наперсток, ножницы, линейка, транспортир, тетрадь для записей, цветная бумага, клей ПВА. Руководителю кружка требуются нагляд­ные журналы, эскизы, фотографии, схемы, го­товые изделия.

В учебном помещении необходимо иметь аптечку.

Педагог должен строго следить за соблю­дением техники безопасности при работе с иг­лой и ножницами.

Литература для педагога

1. Долгая, Ж.В. Художественное творчество как средство развития учащихся / Ж.В. Долгая // Адукацыя i выхаванне. – 2009. – № 10. – С. 52–56.

2. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.

3. Салеев, В.А. Эстетическое восприятие и детская фантазия / В.А. Салеев, О.В. Ивашкевич. – Минск: НИО, 1999. – 126 с.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1436 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...