Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Индивидуальный социальный опыт представляет собой самобытный
синтез различного рода запечатленных ощущений и пережива-
О понятии ≪опыт≫ ний; знаний, умений, навыков; способов общения,
мышления и деятельности; стереотипов
поведения; интериоризированных ценностных ориентации и социальных
установок.
Социальный опыт человек приобретает на протяжении всей
жизни в процессе социализации, как стихийной, так и социально
контролируемой.
Возможности воспитания в относительно целенаправленном
приобретении человеком социального опыта довольно невелики.
Они ограничиваются тем, что может дать ему воспитательная организация:
ее быт, различные сферы жизнедеятельности, содержание,
формы и стиль взаимодействия между ее членами
Режим предусматривает усматривает определенную продолжительность и чередование различных
занятий, сна и отдыха, в том числе и отдых на свежем воздухе,
регулярность приема пищи, выполнение правил личной гигиены.
Я. А. Коменский, формулируя принцип природосообразности
воспитания, указывал на большую роль режима в жизни и эффективности
деятельности воспитательных организаций. Вслед за ним
очень многие крупные теоретики и педагоги-практики уделяли режиму
огромное внимание. В частности, А. С. Макаренко, считая режим
воспитательной организации одним из важнейших средств воспитания,
отмечал, что он должен обладать рядом необходимых для
его эффективности параметров: целесообразностью, точностью, общностью
и определенностью (в той же работе ≪Методика организации
воспитательного процесса≫, а также во многих других работах).
Целесообразность режима заключается в обоснованности и логике
его элементов и требований, понятных каждому и способствующих
функционированию, эффективности и защищенности членов
организации. Он определяется типом организации, условиями
ее жизни, составом членов и отчасти или в большой мере воспитательной
системой, сложившейся в организации.
Точность режима - строгое соблюдение норм времени, пунктуальность
выполнения его установлений, что приучает членов
организации к четкому организованному поведению и своевременному
выполнению различных дел и обязанностей и т. д.
Общность режима означает выполнение его норм и предписаний
всеми членами организации определенного возраста.
Определенность режима состоит в точном и конкретном распределении
времени в течение дня, недели и более длительных отрезков
времени, что создает некоторое постоянство элементов жизни и ритма
функционирования организации в целом и ее членов в частности.__
Важным элементом быта воспитательной организации является
этикет - совокупность правил поведения, регулирующих внешние
Этикет проявления человеческих отношении.
В воспитательной организации этикет
включает в себя нормы обращения ее членов друг с другом, старших
с младшими и наоборот, общие правила дисциплины - учебной,
рекреационной, бытовой, правила разрешения конфликтов,
правила пользования помещениями и оборудованием, соблюдения
и поддержания чистоты и порядка1.
В этикет входят те требования внешней культуры человека и нормы,
необходимые для нормального функционирования воспитательной
организации, которые приобретают характер более или менее
строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых
имеют особое значение определенные формы поведения. В конечном
счете отдельные характеристики этикета становятся ритуалами,
традиционными для конкретной воспитательной организации.
Некоторые традиции, сложившиеся в конкретной воспитательной
организации, также становятся элементами ее быта.
Традиция - формы и установления жизни,
идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся
в воспитательной организации в течение олительного времени
и передаваемые от одного поколения ее членов последующим.
Традиции воспитательной организации не сводятся к наиболее
стереотипным своим разновидностям, таким, как упоминавшийся
выше ритуал или обычай. Они распространяются на гораздо более
широкую область явлений. Традиции могут сложиться в различных
сферах жизнедеятельности организации, в стиле педагогического
руководства и т. д.
Для традиции характерны: бережное отношение к сложившемуся
ранее укладу жизни организации; внимание не только к содержанию
жизни и поведения, но и к их внешнему оформлению и проявлению.
Жизнеспособность той или иной традиции зависит от ее поддержания
и развития новыми поколениями членов организации.
Пренебрежение традициями приводит к нарушению преемственности
в жизни организации. В то же время слепое преклонение
перед традициями порождает консерватизм и застой в жизни организации, которые становятся тормозом ее развития, культивируя
изживший себя уклад жизни и те или иные его компоненты.
Самообслуживание - это систематическая работа членов организации
по поддержанию и улучшению бытовых условий своей жизни. Содержание работы по самообслуживанию зависит от типа организации и объективных условии, в которых
она функционирует, а также от возраста воспитанников.
В наиболее общем виде самообслуживание включает в себя: поддерживание
в чистоте и порядке помещений, уход за оборудованием
и инвентарем; посильный ремонт помещений, оборудования и
инвентаря; участие в организации приема пищи и в уборке посуды;
изготовление наглядных пособий, спортивного и иного инвентаря,
предметов оформления помещений, реквизита для проводимых мероприятий.
Одежда - важный элемент быта, ибо определяет настроение
членов организации и удобство их участия в жизни организации.
Особую роль одежда приобретает в интернатных
и закрытых воспитательных организациях, где от нее зависит и здоровье воспитанников, и их
физическое и эстетическое развитие.
В некоторых типах воспитательных организаций, например:
спортивных, клубных, скаутских и др., одежда (если это форма или
ее элементы) имеет не только функциональное значение, но и символическое
(обозначая принадлежность к организации).
В наиболее общем виде взаимодействие можно рассматривать
как организацию совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющую им реализовать какую-либо
общую для них работу. Содержательной основой взаимодействия являются ценности интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые признаны таковыми обществом и
(или) организацией, в которой осуществляется взаимодействие,
а также ценности, рассматриваемые таковыми членами конкретного
коллектива. Эти ценности специфичны для каждой сферы жизнедеятельности
(познания, спорта, общения и т. д.).
Организуется взаимодействие в контактных группах - в коллективе,
в микрогруппах, входящих в его состав; между группами -
в воспитательных организациях, а также в различных формах массового
взаимодействия, когда в него вовлекаются большая группа
членов организации либо специально собираемые дети, подростки,
юноши для организации их взаимодействия на базе какой-либо
организации (так называемая толпа).
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 2188 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!