Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Последней смысловой инстанции говорящего 2 страница




ние о нем, в самовысказывание героя брошено чужое слово о нем; чужое сознание и чужое слово вызывает специфические явления, определяющие тематическое развитие самосознания, его изломы, лазейки, протесты, с одной стороны, и речь героя с ее акцентными перебоями, синтаксическими изломами, повто­рениями, оговорками и растянутостью, с другой стороны.

Мы дадим еще такое образное определение и объяснение тем же явлениям: представим себе, что две реплики напряжен­нейшего диалога, слово и противослово, вместо того чтобы сле­довать друг за другом и произноситься двумя разными устами,. налегли друг на друга и слились в одно высказывание в одних устах. Эти реплики шли в противоположных направлениях, сталкивались между собой; поэтому их наложение друг на друга и слияние в одно высказывание приводит к напряжен­нейшему перебою. Столкновение целых реплик — единых в се­бе и одноакцентных — превращается теперь в новом, получив­шемся в результате их слияния высказывании в резкий пере­бой противоречивых голосов в каждой детали, в каждом атоме этого высказывания. Диалогическое столкновение ушло внутрь,, в тончайшие структурные элементы речи (и соответственно — элементы сознания).

Приведенный нами отрывок можно было бы развернуть при­мерно в такой грубый диалог Макара Девушкина с «чужим че­ловеком»:

Чужой человек. Надо уметь деньгу зашибить. Не нужно быть никому в тягость. А ты другим в тягость.

Макар Девушкин. Я никому не в тягость. У меня кусок хле­ба есть свой.

Чужой человек. Да какой кусок хлеба?! Сегодня он есть,, а завтра его и нет. Да небось и черствый кусок!

Макар Девушкин. Правда, простой кусок хлеба, подчас да­же черствый, но он есть, трудами добытый, законно и безуко­ризненно употребляемый.

Чужой человек. Да какими трудами-то! Ведь переписываешь только. Ни на что другое ты не способен.

Макар Девушкин. Ну что ж делать! Я ведь и сам знаю, что я немного делаю тем, что переписываю; да все-таки я этим гор­жусь!

Чужой человек. Есть чем гордиться! Переписыванием-то! Ведь это позорно!

Макар Девушкин. Ну что ж тут в самом деле такого, что переписываю!.. И т. д.


Как бы в результате наложения и слияния реплик этого.диалога в одном голосе и получилось приведенное нами само-.высказывание Девушкина.

Конечно, этот воображаемый диалог весьма примитивен,. как содержательно примитивно еще и сознание Девушкина. Ведь в конце концов это Акакий Акакиевич, освещенный само­познанием, обретший речь и «вырабатывающий слог». Но зато формальная структура самосознания и самовысказывания ^вследствие этой своей примитивности и грубости чрезвычайно отчетлива и ясна. Поэтому мы и останавливаемся на ней так лодробно. Все существенные самовысказывания позднейших тероев Достоевского могут быть также развернуты в диалог, ибо все они как бы возникли из двух слившихся реплик, но пе-;ребой голосов в них уходит так глубоко, в такие тончайшие элементы мысли и слова, что развернуть их в наглядный и гру­бый диалог, как мы это сделали сейчас с самовысказыванием.Девушкина, конечно, совершенно невозможно.

Разобранные нами явления, производимые чужим словом в сознании и в речи героя, в «Бедных людях» даны в соответ-•ствующем стилистическом облачении речи мелкого петербург--ского чиновника. Разобранные нами структурные особенности «слова с оглядкой», скрытополемического и внутреннедиалоги-ческого слова преломляются здесь в строго и искусно выдер-.жанной социально-типической речевой манере Девушкина.' Поэтому все эти языковые явления — оговорки, повторения, уменьшительные слова, разнообразие частиц к междометий — ав той форме, в какой они даны здесь,— невозможны в устах других героев Достоевского, принадлежащих к иному социаль­ному миру. Те же явления появляются в другом социаль­но-типическом и индивидуально-характерологическом речевом юбличье. Но сущность их остается той же: скрещение и пересе­чение в каждом элементе сознания и слова двух сознаний, двух точек зрения, двух оценок — так сказать внутриатомный пере­бой голосов.

В той же социально-типической речевой среде, но с иной индивидуально-характерологической манерой построено слово Голядкина. В «Двойнике» разобранная нами особенность со­знания и речи достигает крайне резкого и отчетливого выра­жения, как ни в одном из произведений Достоевского. Зало-

1 Великолепный анализ речи Макара Девушкина как определенного ■ социального характера дает В. В. Виноградов в своей книге «О языке худо­жественной литературы (М.: Гослитиздат, 1959. С. 477—492).





женным уже в Макаре Девушкине тенденции здесь с исключи­тельною смелостью и последовательностью развиваются до своих смысловых пределов на том же идеологически нарочито примитивном, простом и грубом материале.

Приведем речевой и смысловой строй голядкинского слова в пародийной стилизации самого Достоевского, данной им в письме к брату во время работы над «Двойником». Как во всякой пародийной стилизации, здесь отчетливо и грубо про­ступают основные особенности и тенденции голядкинского слова.

«Яков Петрович Голядкин выдерживает свой характер впол­не. Подлец страшный, приступу нет к нему; никак не хочет вперед идти, претендуя, что еще ведь он не готов, а что он теперь по­камест сам по себе, что он ничего, ни в одном глазу, а что, по­жалуй, если уж на то пошло, то и он тоже может, почему же и нет, отчего же и нет? Он ведь такой, как и все, он только так себе, а то такой, как и все. Что ему! Подлец, страшный подлец! Раньше половины ноября никак не соглашается окон­чить карьеру. Он уж теперь объяснился с его превосходитель­ством, и пожалуй (отчего же нет) готов подать в отставку».'

Как мы увидим, в том же пародирующем героя стиле ведет­ся и рассказ в самой повести. Но к рассказу мы обратимся после.

Влияние чужого слова на речь Голядкина совершенно оче­видно. Мы сразу чувствуем, что речь эта, как и речь Девушки-на, довлеет не себе и не своему предмету. Однако взаимоотно­шения Голядкина с чужим словом и с чужим сознанием не­сколько иные, чем у Девушкина. Отсюда и явления, порождае­мые в стиле Голядкина чужим словом, иного рода.

Речь Голядкина стремится прежде всего симулировать свою полную независимость от чужого слова: «он сам по себе, он ничего». Это симулирование независимости и равнодушия так­же приводит его к непрестанным повторениям, оговоркам, ра­стянутости, но здесь они повернуты не вовне, не к другому, а к себе самому: он себя убеждает, себя ободряет и успокаивает и разыгрывает по отношению к себе самому другого человека. Успокоительные диалоги Голядкина с самим собою — распро-страненнейшее явление в этой повести. Рядом с симуляцией равнодушия идет, однако, другая линия отношений к чужому слову — желание спрятаться от него, не обращать на себя вни­мание, зарыться в толпу, стать незаметным: «он ведь такой, как

1 Достоевский Ф. М. Письма. Т. 1. С. 81.


и все, он только так себе, а то такой, как и все». Но в этом он убеждает уж не себя, а другого. Наконец, третья линия отноше­ния к чужому слову — уступка, подчинение ему, покорное усвое­ние его себе, как если бы он и сам так думал, сам искренне со­глашался бы с этим: что он, пожалуй, готов, что «если уж на то пошло, то и он тоже может, почему же и нет, отчего же и нет».

Таковы три генеральные линии ориентации Голядкина, они осложняются еще побочными, хотя и довольно важными. Но каждая из этих трех линий же сама по себе порождает очень сложные явления в голядкинском сознании и в голядкинском слове.

Остановимся прежде всего на симуляции независимости и спокойствия.

Диалогами героя с самим собой, как мы сказали, полны страницы «Двойника». Можно сказать, что вся внутренняя жизнь Голядкина развивается диалогически. Приведем два при­мера такого диалога:

«Так ли, впрочем, будет все это, — продолжал наш герой, выходя из кареты у подъезда одного пятиэтажного дома на Ли­тейной, возле которого приказал остановить свой экипаж, — так ли будет все это? Прилично ли будет? Кстати ли будет? Впрочем, ведь что же, — продолжал он, подымаясь на лестницу, переводя дух и сдерживая биение сердца, имевшего у него при­вычку биться на всех чужих лестницах, — что же? Ведь я про свое, и предосудительного здесь ничего не имеется... Скрывать­ся было бы глупо. Я вот таким-то образом и сделаю вид, что я ничего, а что так, мимоездом... Он и увидит, что так тому и следует быть» (I, 215).

Второй пример внутреннего диалога гораздо сложнее и острее. Голядкин ведет его уже после появления двойника, то есть уже после того, как второй голос объективировался для него в его собственном кругозоре.

«Так-то выражался восторг господина Голядкина, а между тем что-то все еще щекотало у него в голове, тоска не тоска, — а порой так сердце насасывало, что господин Голядкин не знал, чем утешить себя. „Впрочем, подождем-ка мы дня, и тогда бу­дем радоваться. А впрочем, ведь что же такое? Ну, рассудим, посмотрим. Ну, давай рассуждать, молодой друг мой, ну, давай рассуждать. Ну, такой же, как и ты, человек, во-первых, созер-шенно такой же. Ну, да что ж тут такого? Коли такой человек, так мне и плакать? Мне-то что? Я в стороне; свищу себе, да и только! На то пошел, да и только! Пусть его служит! Ну, чудо





и странность, там говорят, что сиамские близнецы... Ну, да за­чем их, сиамских-то? положим, они близнецы, но ведь и великие люди подчас чудаками смотрели. Даже из истории известно, что знаменитый Суворов пел петухом... Ну, да он там это все из политики; и великие полководцы... да, впрочем, что ж полко­водцы? А вот я сам по себе, да и только, и знать никого не хочу, и в невинности моей врага презираю. Не интригант, и этим горжусь. Чист, прямодушен, опрятен, приятен, незлоб­лив..."» (I, 268—269).

Т1режде всего возникает вопрос о самой функции диалога с самим собой в душевной жизни Голядкина. На этот вопрос вкратце можно ответить так: диалог позволяет заместить своим собственным голосом голос другого человека,^

Эта замещающая функция второго голоса Голядкина чув­ствуется во всем. Не поняв этого, нельзя понять его внутренних диалогов. Голядкин обращается к себе, как к другому, — «мой молодой друг», хвалит себя, как может хвалить только другой, ласкает себя с нежной фамильярностью: «голубчик мой, Яков Петрович, Голядка ты этакой, — фамилия твоя такова!», успо­каивает и ободряет себя авторитетным тоном старшего и уве­ренного человека. Но этот второй голос Голядкина, уверенный и спокойно-самодовольный, никак не может слиться с его пер­вым голосом — неуверенным и робким; диалог никак не может превратиться,в цельный и уверенный монолог одного Голядки­на. Более того, этот второй голос настолько не сливается с пер­вым и чувствует себя настолько угрожающе самостоятельным, что в нем сплошь да рядом вместо успокоительных и ободряю­щих тонов начинают слышаться тона дразнящие, издеватель­ские, предательские. С поразительным тактом и искусством До­стоевский заставляет второй голос Голядкина почти нечувстви­тельно и незаметно для читателя переходить из его внутреннего диалога в самый рассказ: он начинает звучать уже как чужой голос рассказчика. Но о рассказе несколько позже.

Второй голос Голядкина должен заместить для него недо­стающее признание его другим человеком. Голядкин хочет обой­тись без этого признания, обойтись, так сказать, с самим со­бою. Но это «с самим собою» неизбежно принимает форму «мы с тобою, друг Голядкин», то есть принимает форму диалогиче­скую. На самом деле Голядкин живет только в другом, живет своим отражением в другом: «прилично ли будет?», «кстати ли будет?». И решается этот вопрос всегда с возможной, предпола­гаемой точки зрения другого: Голядкин сделает вид, что он ни­чего, что он так, мимоездом, и другой увидит, «что так тому и


следует быть». В реакции другого, в слове другого, в ответе другого все дело. Уверенность второго голоса Голядкина никак не может овладеть им до конца и действительно заменить ему реального другого. В слове другого — главное для него. «Хотя господин Голядкин проговорил все это (о своей независимо­сти.— М. Б.) донельзя отчетливо, ясно, с уверенностью, взвеши­вая слова и рассчитывая на вернейший эффект, но между тем с беспокойством, с большим беспокойством, с крайним беспо­койством смотрел теперь на Крестьяна Ивановича. Теперь он обратился весь в зрение, и робко, с досадным, тоскливым нетер­пением ожидал ответа Крестьяна Ивановича» (I, 220—221).

Во втором приведенном нами отрывке внутреннего диалога замещающие функции второго голоса совершенно ясны. Но, кро­ме того, здесь проявляется уже и третий голос, просто чужой, перебивающий второй, только замещающий другого, голос. По­этому здесь наличны явления, совершенно аналогичные разо­бранным нами в речи Девушкина: чужие, получужие слова и соответствующие акцентные перебои: «Ну, чудо и странность, там говорят, что сиамские близнецы... Ну, да зачем их, сиам­ских-то? положим, они близнецы, но ведь и великие люди под­час чудаками смотрели. Даже из истории известно, что знаме­нитый Суворов пел петухом... Ну, да он там это все из поли­тики; и великие полководцы... да, впрочем, что ж полководцы?» (I, 268). Здесь повсюду, особенно там, где поставлено многото­чие, как бы вклиниваются предвосхищаемые чужие реплики. И это место можно было бы развернуть в форме диалога. Но здесь он сложней. В то время как в речи Девушкина полеми­зировал с «чужим человеком» один цельный голос, здесь — два голоса: один уверенный, слишком уверенный, другой слиш­ком робкий, во всем уступающий, полностью капитулирующий. •

Второй, замещающий другого, голос Голядкина, его пер­вый, прячущийся от чужого слова («я как все», «я ничего»), голос, а затем и сдающийся этому чужому слову («я что же, если так, я готов») и, наконец, вечно звенящий в нем чужой голос находятся в таких сложных взаимоотношениях друг с другом, что дают достаточный материал для целой интриги и позволяют построить всю повесть на них одних. Реальное собы­тие, именно неудачное сватовство к Кларе Олсуфьевне, и все привходящие обстоятельства в повести, собственно, не изобра­жаются: они служат лишь толчком для приведения в движение внутренних голосов, они лишь актуализируют и обостряют тот

Правда, зачатки внутреннего диалога были уже и у Девушкина.





внутренний конфликт, который является подлинным предметом изображения в повести.

Все действующие лица, кроме Голядкина и его двойника, не принимают никакого реального участия в интриге, которая всецело развертывается в пределах самосознания Голядкина, они подают лишь сырой материал, как бы подбрасывают топли­во, необходимое для напряженной работы этого самосознания. Внешняя, намеренно неясная интрига (все главное произошло до начала повести) служит также твердым, едва прощупываю­щимся каркасом для внутренней интриги Голядкина. Рассказы­вает же повесть о том, как Голядкин хотел обойтись без чужого сознания, без признанности другим, хотел обойти другого и утвердить себя сам, и что из этого вышло. «Двойника» Достоев­ский мыслил как «исповедь» • (не в личном смысле, конечно), то есть как изображение такого события, которое совершается в пределах самосознания. «Двойник» — первая драматизован-ная исповедь в творчестве Достоевского.

В основе интриги лежит, таким образом, попытка Голядки­на, ввиду полного непризнания его личности другими, заменить себе самому другого. Голядкин разыгрывает независимого че­ловека; сознание Голядкина разыгрывает уверенность и само­достаточность. Новое, острое столкновение с другим во время званого вечера, когда Голядкина публично выводят, обостряет раздвоение. Второй голос Голядкина перенапрягает себя в от­чаяннейшей симуляции самодостаточности, чтобы спасти лицо Голядкина. Слиться с Голядкиным его второй голос не может; наоборот, все больше и больше звучат в нем предательские то­на издевки. Он провоцирует и дразнит Голядкина, он сбрасы­вает маску. Появляется двойник. Внутренний конфликт дра-матизуется; начинается интрига Голядкина с двойником.

Двойник говорит словами самого Голядкина, никаких новых слов и тонов он с собой не приносит. Вначале он прикидывается прячущимся Голядкиным и Голядкиным сдающимся. Когда Го­лядкин приводит к себе двойника, этот последний выглядит и ведет себя как первый, неуверенный голос во внутреннем диало­ге Голядкина («Кстати ли будет, прилично ли будет» и т. п.): «Гость (двойник. — М. Б.) был в крайнем, по-видимому, заме­шательстве, очень робел, покорно следил за всеми движениями своего хозяина, ловил его взгляды и по ним, казалось, старался


угадать, его мысли. Что-то униженное, забитое и запуганное выражалось во всех жестах его, так что он, если позволит срав­нение, довольно походил в эту минуту на того человека, кото­рый, за неимением своего платья, оделся в чужое: рукава лезут наверх, талия почти на затылке, а он то поминутно оправляет на себе короткий жилетишко, то виляет бочком и сторонится, то норовит куда-нибудь спрятаться, то заглядывает всем в гла­за и прислушивается, не говорят ли чего люди о его обстоятель­ствах, не смеются ли над ним, не стыдятся ли его, — и краснеет человек, и теряется человек, и страдает амбиция...» (I, 270— 271).

Это характеристика прячущегося и стушевывающегося Го­лядкина. И говорит двойник в тонах и в стиле первого голоса Голядкина. Партию же второго — уверенного и ласково-обод­ряющего — голоса ведет по отношению к двойнику сам Голяд­кин, на этот раз как бы всецело сливаясь с этим голосом: «... мы с тобой, Яков Петрович, будем жить, как рыба с водой, как братья родные; мы, дружище, будем хитрить, заодно хит­рить будем; с своей стороны будем интригу вести в пику им... в пику-то им интригу вести. А им-то ты никому не вверяйся. Ведь я тебя знаю, Яков Петрович, и характер твой понимаю: ведь ты как раз все расскажешь, душа ты правдивая! Ты, брат, сторонись от них всех» (I, 276).'

Но далее роли меняются: предательский двойник усвояет себе тон второго голоса Голядкина, пародийно утрируя его ла­сковую фамильярность. Уже при ближайшей встрече в канце­лярии двойник берет этот тон и выдерживает его до конца по­вести, сам иной раз подчеркивая тождество выражений своей речи со словами Голядкина (сказанными им во время их пер­вой беседы). Во время одной из их встреч в канцелярии двой­ник, фамильярно щелкнув Голядкина, «с самой ядовитой и да­леко намекающей улыбкой проговорил ему: „Шалишь, братец, Яков Петрович, шалишь! хитрить мы будет с тобой, Яков Пет­рович, хитрить"» (I, 289). Или несколько далее, перед объясне­нием их с глазу на глаз в кофейной: «Дескать, так и так, душ­ка,— проговорил господин Голядкин-младший, слезая с дрожек и бесстыдно потрепав героя нашего по плечу, — дружище ты этакой; для тебя, Яков Петрович, я готов переулочком (как справедливо в оно время вы, Яков Петрович, заметить изволи-



1 Работая над «Неточкой Незвановой», Достоевский пишет брату: «Но скоро ты прочтешь „Неточку Незванову". Это будет исповедь, как Го­лядкин, хотя в другом тоне и роде» (Письма. Т. 1. С. 108).


1 Себе самому Голядкин незадолго до этого говорил: «Натура-то твоя такова... сейчас заиграешь, обрадовался! Душа ты правдивая!».

28 Заказ № 43





ли). Ведь вот плут, право, что захочет, то и делает с челове­ком!» (I, 337).

Это перенесение слов из одних уст в другие, где они, оста­ваясь содержательно теми же, меняют свой тон и свой послед­ний смысл, — основной прием Достоевского. Он заставляет своих героев узнавать себя, свою идею, свое собственное слово, свою установку, свой жест в другом человеке, в котором все эти про­явления меняют свой целостный и конечный смысл, звучат ина­че, как пародия или как издевка.'

Почти каждый из главных героев Достоевского, как мы уже говорили в свое время, имеет своего частичного двойника в дру­гом человеке или даже в нескольких других людях (Ставрогин и Иван Карамазов). В последнем же произведении своем До­стоевский снова вернулся к приему полного воплощения второго голоса, правда, на более глубокой и тонкой основе. По своему внешне формальному замыслу диалог Ивана Карамазова с чер­том аналогичен с теми внутренними диалогами, которые ведет Голядкин с самим собой и со своим двойником; при всем не­сходстве в положении и в идеологическом наполнении здесь решается, в сущности, одна и та же художественная задача.

Так развивается интрига Голядкина с его двойником, разви­вается как драматизованный кризис его самосознания, как дра-матизованная исповедь. За пределы самосознания действие не выходит, так как действующими лицами являются лишь обосо­бившиеся элементы этого самосознания. Действуют три голоса, на которые разложились голос и сознание Голядкина: его «я для себя», не могущее обойтись без другого и без его призна­ния, его фиктивное «я для другого» (отражение в другом), то есть второй замещающий голос Голядкина, и, наконец, не при-

1 В «Преступлении и наказании» имеется, например, такое буквальное повторение Свидригайловым (частичным двойником Раскольникова) завет­нейших слов Раскольникова, сказанных им Соне, повторение с подмигива­нием. Приводим это место полностью:

«— Э-эх! человек недоверчивый!—засмеялся Свидригайлов. — Ведь я сказал, что эти деньги у меня лишние. Ну, а просто, по человечеству, не до­пускаете, что ль? Ведь не „вошь" же она была (он ткнул пальцем в тот угол, где была усопшая), как какая-нибудь старушонка процентщица. Ну. со­гласитесь, ну, „Лужину ли, в самом деле, жить и делать мерзости, или ей умирать?" И не помоги я, так ведь „Полечка, например, туда же, по той же дороге пойдет...".

Он проговорил это с видом какого-то подмигивающего, веселого плутов­ства, не спуская глаз с Раскольникова. Раскольников побледнел и похоло­дел, слыша свои собственные выражения, сказанные Соне» (Достоев­ский Ф. М. Поли. собр. худож. произвел. Т. 5. С. 455).


знающий его чужой голос, который, однако, вне Голядкина ре­ально не представлен, ибо в произведении нет других равно­правных ему героев. • Получается своеобразная мистерия или, точнее, моралите, где действуют не целые люди, а борющиеся в них духовные силы, но моралите, лишенное всякого формализ­ма и абстрактной аллегоричности.

Но кто же ведет рассказ в «Двойнике»? Какова постановка рассказчика и каков его голос?

И в рассказе мы не найдем ни одного момента, выходящего за пределы самосознания Голядкина, ни одного слова и ни од­ного тона, какие уже не входили бы в его внутренний диалог с самим собою или в его диалог с двойником. Рассказчик под­хватывает слова и мысли Голядкина, слова второго голоса его, усиливает заложенные в них дразнящие и издевательские тона и в этих тонах изображает каждый поступок, каждый жест, каждое движение Голядкина. Мы уже говорили, что второй го­лос Голядкина путем незаметных переходов сливается с голо­сом рассказчика; получается впечатление, что рассказ диало­гически обращен к самому Голядкину, звенит в его собственных ушах, как дразнящий его голос другого, как голос его двойни­ка, хотя формально рассказ обращен к читателю.

Вот как описывает рассказчик поведение Голядкина в самый роковой момент его похождений, когда он незваный старается лробраться на бал к Олсуфию Ивановичу:

«Обратимся лучше к господину Голядкину, единственному, истинному герою весьма правдивой повести нашей.

Дело в том, что он находится теперь в весьма странном, ■чтобы не сказать более, положении. Он, господа, тоже здесь, то «сть не на бале, но почти что на бале; он, господа, ничего; он хотя и сам по себе, но в эту минуту стоит на дороге не совсем-то прямой; стоит он теперь — даже странно сказать, — стоит он теперь в сенях, на черной лестнице квартиры Олсуфья Ивано­вича. Но это ничего, что он тут стоит; он так себе. Он, господа, стоит в уголку, забившись в местечко хоть не потеплее, но зато потемнее, закрывшись отчасти огромным шкафом и старыми Ширмами, между всяким дрязгом, хламом и рухлядью, скры­ваясь до времени и покамест только наблюдая за ходом общего Дела в качестве постороннего зрителя. Он, господа, только на­блюдает теперь; он, господа, тоже ведь может войти... почему Же не войти? Стоит только шагнуть, и войдет, и весьма ловко войдет» (I, 239—240).

1 Другие равноправные сознания появляются лишь в романах.





В построении этого рассказа мы наблюдаем перебои двух голосов, такое же слияние двух реплик, какое мы наблюдали еще в высказываниях Макара Девушкина. Но только здесь роли переменились: здесь как бы реплика чужого человека поглоти­ла в себе реплику героя. Рассказ пестрит словами самого Го­лядкина: «он ничего», «он сам по себе» и т. д. Но эти слова интонируются рассказчиком с насмешкой, с насмешкой и отча­сти с укоризной, обращенной к самому Голядкину, построенной в такой форме, чтобы задевать его за живое и провоцировать. Издевательский рассказ незаметно переходит в речь самого Го­лядкина. Вопрос «почему же не войти?» принадлежит самому Голядкину, но дан с дразняще-подзадоривающей интонацией рассказчика. Но и эта интонация, в сущности, не чужда созна­нию самого Голядкина. Все это может звенеть в его собствен­ной голове, как его второй голос. В сущности, автор в любом месте может поставить кавычки, не изменяя ни тона, ни голоса, ни построения фразы.

Он это и делает несколько дальше:

«Вот он, господа, и выжидает теперь тихомолочки, и выжи­дает ее ровно два часа с половиною. Отчего ж и не выждать? И сам Виллель выжидал. «Да что тут Виллель! — думал госпо­дин Голядкин. — Какой тут Виллель? А вот, как бы мне теперь того... взять да и проникнуть?.. Эх ты, фигурант ты этакой!» (1,241).

Но почему не поставить кавычки двумя предложениями вы­ше, перед словом «отчего ж» или еще раньше, заменив слова «он, господа» на «Голядка ты этакой» или какое-нибудь иное обращение Голядкина к себе самому? Но, конечно, кавычки по­ставлены не случайно. Они поставлены так, чтобы сделать пере­ход особенно тонким и нечувствительным. Имя Виллеля появ­ляется в последней фразе рассказчика и в первой фразе героя. Кажется, что слова Голядкина непосредственно продолжают рассказ и отвечают ему во внутреннем диалоге: «И сам Вил­лель выжидал». — «Да что тут Виллель!». Это действительно распавшиеся реплики внутреннего диалога Голядкина с самим собой: одна реплика ушла в рассказ, другая осталась за Го-лядкиным. Произошло явление, обратное тому, какое мы на­блюдали раньше: перебойное слияние двух реплик. Но ре­зультат тот же: двуголосое перебойное построение со всеми со­путствующими явлениями. И район действия тот же самый: одно самосознание. Только власть в этом сознании захватило вселившееся в него чужое слово.


Приведем еще один пример с такими же зыбкими границами между рассказом и словом героя. Голядкин решился и про­брался наконец в зал, где происходил бал, и очутился перед Кларой Олсуфьевной: «Без всякого сомнения, глазком не миг­нув, он с величайшим бы удовольствием провалился в эту мину­ту сквозь землю; но что сделано было, того не воротишь... Что же было делать? „Не удастся — держись, а удастся — крепись. Грсподин Голядкин, уж разумеется, был не интригант и лощить паркет сапогами не мастер...". Так уж случилось. К тому же и иезуиты как-то тут подмешались... Но не до них, впрочем, было господину Голядкину!» (I, 242—243).





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...