Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности произведений Достоевского 10 страница



Однако и во всех явлениях второй разновидности третьего типа возможно повышение активности чужого слова. Когда па­родия чувствует существенное сопротивление, известную силу и глубину пародируемого чужого слова, она осложняется тона­ми скрытой полемики. Такая пародия звучит уже иначе. Паро­дируемое слово звучит активнее, оказывает противодействие.авторскому замыслу. Происходит внутренняя диалогизация па­родийного слова. Такие же явления происходят и при соедине­нии скрытой полемики с рассказом, вообще во всех явлениях третьего типа, при наличии разнонаправленности чужих и ав­торских устремлений.

По мере понижения объектности чужого слова, которая, как тмы знаем, в известной степени присуща всем словам третьего типа, в однонаправленных словах (в стилизации, в однонаправ­ленном рассказе) происходит слияние авторского и чужого го­лоса. Дистанция утрачивается; стилизация становится стилем; рассказчик превращается в простую композиционную услов­ность. В разнонаправленных же словах понижение объектности и соответственное повышение активности собственных устрем­лений чужого слова неизбежно приводят к внутренней диалоги-зации слова. В таком слове уже нет подавляющего доминиро­вания авторской мысли над чужой, слово утрачивает свое спо­койствие и уверенность, становится взволнованным, внутренне не решенным и двуликим. Такое слово не только двуголосое, но и двухакцентное, его трудно интонировать, ибо живая громкая интонация слишком монологизует слово и не может быть спра­ведлива к чужому голосу в нем.

Эта внутренняя диалогизация, связанная с понижением объектности в разнонаправленных словах третьего типа, не 'есть, конечно, какая-нибудь новая разновидность этого типа. Это есть лишь тенденция, присущая всем явлениям данного ти-





па (при условии разнонаправленности). В своем пределе эта тенденция приводит к распадению двуголосого слова на два слова, на два вполне обособленных самостоятельных голоса. Другая же тенденция, присущая однонаправленным словам, при понижении объектности чужого слова в пределе приводит к полному слиянию голосов и, следовательно, к одноголосому слову первого типа. Между этими двумя пределами движутся все явления третьего типа.

Мы, конечно, далеко не исчерпали всех возможных явлений двуголосого слова и вообще всех возможных способов ориен­тации по отношению к чужому слову, осложняющей обычную предметную ориентацию речи. Возможна более глубокая и тон­кая классификация с большим количеством разновидностей, а может быть, и типов. Но для наших целей представляется до­статочной и данная нами классификация.

Дадим ее схематическое изображение.

Приводимая ниже классификация носит, конечно, абстракт­ный характер. Конкретное слово может принадлежать одно­временно к различным разновидностям и даже типам. Кроме того, взаимоотношения с чужим словом в конкретном живом контексте носят не неподвижный, а динамический характер: взаимоотношение голосов в слове может резко меняться, одно­направленное слово может переходить в разнонаправленное, внутренняя диалогизация может усиливаться или ослабляться., пассивный тип может активизироваться и т. п.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 190 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...