Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
3. Коррекционная работа на уроках изобразительного искусства, направленная на преодоление нарушений моторики мелких мышц руки у умственно отсталых школьников (экспериментальное обучение).
3.1. Научно-методическое обоснование коррекционной работы.
3.2. Основные направления коррекционной работы.
3.3. Анализ результатов коррекционной работы.
Заключение.
Список использованной литературы. Приложение (детские рисунки, выполненные до и после экспериментального обучения).
Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительного искусства
Введение.
1. Механизмы взаимодействия речи и деятельности.
1.1. Взаимодействие речи и деятельности у нормально развивающихся детей.
1.2. Взаимодействие речи и деятельности у детей с проблемами в развитии.
2. Особенности речи умственно отсталых школьников на уроках изобразительного искусства (экспериментальное изучение).
3. Пути формирования речевых умений и навыков у учащихся младших классов коррекционной школы на уроках изобразительного искусства (экспериментальное обучение).
3.1. Содержание работы по развитию речи младших школьников на уроках изобразительного искусства.
3.1.1. Задания, направленные на обогащение словаря учащихся специальными и общеупотребительными терминами.
3.1.2. Задания, направленные на формирование грамматического строя речи школьников.
3.2. Приемы активизации речевой деятельности учащихся.
3.2.1. В процессе анализа объекта изображения.
3.2.2. При определении порядка построения рисунка.
3.2.3. При подведении итогов и оценке проделанной работы.
4. Принципы организации специальной работы по развитию речи у умственно отсталых школьников на уроках изобразительного искусства.
Заключение.
Список использованной литературы.
Дидактические пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы на уроках изобразительного искусства в специальной школе
Введение.
1. Повышение эффективности коррекционно-развивающего обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью — важнейшая задача специальной школы.
2. Основные пути интенсификации учебного процесса на уроках изобразительного искусства.
2.1. Комплексное планирование конкретных учебных, кор- рекционно-развивающих и воспитательных задач (целей) каждого урока с учетом вида работы (рисование с натуры, декоративное, тематическое).
2.2. Выделение в содержании каждого урока главных компонентов, обеспечивающих продуктивное развитие познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сферы учащихся.
2.3. Значительная дробность каждого урока и наличие большого числа педагогических ситуаций, способствующих решению коррекционно-развивающих задач.
2.4. Использование рациональных методов, приемов и средств обучения и воспитания с учетом своеобразия психофизического развития умственно отсталых школьников.
2.5. Осуществление'дшфференцированного подхода кучащимся, предполагающего целесообразное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Заключение.:*/ *
Список использованной литературы. • *t..
Учебные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи (цели) уроков изобразительного искусства в специальной коррекционной школе
Введение. Q.. Л
Дифференцированная постановка учебных, коррекционно-раз- вивающих и воспитательных задач (целей) к каждому уроку изобразительного искусства — актуальная проблема специальной школы.
Планирование задач урока в зависимости от вида работы.
2.1. Учебные задачи в пропедевтический период обучения.
2.2. Учебные задачи уроков декоративного рисования.
2.3. Учебные задачи уроков рисования с натуры.
2.4. Учебные задачи уроков рисования на темы.
2.5. Учебные задачи к беседам об изобразительном искусстве.
3.Задачи уроков, направленные на преодоление недостатков психофизического развития школьников.
3.1. Задачи совершенствования познавательной деятельности детей (аналитико-синтетической деятельности, планирования, сравнения и др.).
3.2. Задачи коррекции и развития зрительно-двигательной сферы учащихся, мелкой моторики рук.
3.3. Задачи развития речевой деятельности школьников (обогащение словаря специальными и общеупотребительными терминами, совершенствование грамматического строя речи).
3.4. Задачи развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
4. Реализация воспитательных задач на уроках изобразительного искусства.
Заключение.
Список использованной литературы.
Дидактические игры и занимательные графические упражнения на уроках изобразительного искусства в I классе специальной коррекционной школы
Введение.
1. Коррекционное значение дидактических игр, игровых приемов и занимательных графических упражнений на уроках изобразительного искусства в младших классах специальной школы.
2. Игровые графические упражнения, обеспечивающие развитие технических навыков рисования.
2.1. Игровые графические упражнения в пропедевтический период обучения.
2.2. Игровые графические упражнения на уроках декоративного рисования.
2.3. Игровые графические упражнения на уроках рисования с натуры.
2.4. Игровые графические упражнения на уроках тематического рисования.
3. Разнообразие игр и графических упражнений на уроках изобразительного искусства в I классе.
3.1. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине (изображение их учащимися).
3.2. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме (изображение их учащимися).
3.3. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов (раскрашивание рисунков учащимися).
3.4. Игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях (графические диктанты).
4. Индивидуальные особенности умственно отсталых первоклассников во время игр и графических упражнений (результаты наблюдений). •
Заключение.
Список использованной литературы. Многокомпонентная структура урока изобразительного искусства как приоритетная форма коррекционно-развивающего обучения в специальной школе
Введение.
1. Вопросы совершенствования структуры учебных предметов в специальной школе.
2. Дидактическая целесообразность поэтапной структуры урока изобразительного искусства.
2.1. Организационный момент.
2.2. Вводная беседа.
2.3. Анализ объекта изображения (образца).
2.4. Планирование построения рисунка.
2.5. Указания к началу работы и предупреждение ошибок.
2.6. Самостоятельная работа учащихся над рисунком.
2.7. Анализ детских рисунков и их оценка.
3. Пути повышения коррекционно-развивающей роли каждого этап£р(звена) урока изобразительного искусства.
3.1. Обеспечение органической связи между этапами на каждом уроке. К„ '
3.2.Дифференцированная постановка учебных (образовательных), коррекционно-развивающих и воспитательных задач (целей) урока и их реализация.
3.3. Организация умственных действий школьников (ориентировочно-исследовательских, анализирующих, сопоставляющих, контролирующих и др.) на всех этапах учебного процесса. ", '
Заключение.
Список использованной литературы.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Акварель — водяные краски, красящие вещества с добавлением для связи растительного клея, меда, сахара и глицерина. Акварель бывает твердая — в плитках, полумягкая — в фарфоровых или металлических чашечках-корытцах и мягкая — в тюбиках.
Важнейшее свойство акварельной живописи — прозрачность красочного слоя. Акварельными красками обычно рисуют на бумаге, разводят их водой; инструментами служат круглые кисти с мягким и упругим волосом.
Аппликация — орнамент (узор) или изображение, полученные путем наклейки или нашивки на бумагу (или на ткань) кусочков цветной бумаги (или ткани) определенной формы.
Бордюр — кромка или полоска, составленная из декоративных элементов (узоров). Применяется в декоративно-оформительской работе и служит для обрамления рисунка или какого-либо текста.
Глазурь — тонкий стекловидный слой, которым покрывают поверхность керамического изделия, увеличивая его прочность. Глазурь бывает цветной И бесцветной, прозрачной и матовой. Кристаллическая глазурь отличается особым рисунком, напоминающим морозные узоры на стекле.
Гуашь — водяная краска, применяемая для выполнения живописных, а также декоративно-оформительских работ и плакатов. Примесь некоторого количества белил обеспечивает плотность и непрозрачность красочного слоя. Плотность частиц гуаши дает возможность перекрывать темные краски светлыми, что существенно отличает ее от акварели. Окрашенная гуашевыми красками поверхность матовая и всегда в различной степени белесоватая по тону. Чаще всего гуашью работают на бумаге, растворяя краску водой. Инструментом для работы служат круглые и плоские кисти, как жесткие (щетинные), так и мягкие (беличьи и колонковые).
Декоративно-прикладное искусство — искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, парков и т.д. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки, а также орнаментальные росписи и скульптурно-декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий.
Дизайн — художественное конструирование предметов; проектирование эстетического облика промышленных изделий.
Дизайнер — художник-конструктор, специалист по дизайну.
Живопись — один из основных видов изобразительного искусства; в узком смысле — художественное изображение предметного мира на плоскости посредством цветных материалов.
Изразец — керамическая плитка, применяемая для облицовки стен или печей. Плитка может быть белой, цветной или орнаментально-рос- писной. Лицевая сторона плитки покрывается глазурью.
Интбрьер 1в декоративно-прикладном искусстве) — отделка, оформление внутреннего помещения в здании.
Картина — художественное произведение, передающее творческий замысел с помощью красок. Относится к типу так называемого стаНко-. вого искусства.,
Керамика — различные художественно-декоративные изделия' из обожженной глины специального состава и изготовления.-Керамика находит широкое применение в строительстве (наружная облицовка зданий, стен, печей) и в быту (глиняная, фаянсовая «.«фарфоровая посуда, различные статуэтки и игрушки).
Колорит — общий характер соотношения красок в картине (цветном рисунке) по тону, насыщенности цвета.
Композиция — в переводе с латинского означает «сочинение, составление, расположение». Композиция — это структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит его смысл.
Контур — внешне очертания какого-либо предмета, графическое изображение линии, очерчивающей предмет. '
Лепка — одна из основных разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала — специальных сортов глины, воска, пластилина.
Мозаика — особая разновидность техник*, применяемая в изобразительном искусстве, основанная на применении кусочков разноцветных твердых веществ, например цветных камней, окрашенного стекла и т.д. Кусочки твердого материала", плотно пригнанные друг к другу, укрепляются при помощи цемента, воска, специальной мастики, клея. «. Мольберт — станок, подставка (чаще треножная), на которой помещается на нужной высоте и с соответствующим наклоном холст на подрамнике, картон, доска и пр.
Мотив (в декоративно-прикладном искусстве) — расположенный определенным образом декоративный элемент, составляющий основу узора (орнамента).
Набросок — рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, бегло и быстро исполненные художником.
Народные художественные промыслы — местные отрасли художественного народного декоративно-прикладного искусства. К наиболее прославленным народно-художественным промыслам России относятся: палехские, мстерские и федоскинские росписи по папье-маше, хохломская роспись по дереву, гжельская керамика, холмогорская резьба по кости, богородская резная деревянная игрушка, вологодское кружево. Эти изделия широко распространены в быту и способствуют формированию эстетического вкуса.
Натура (в практике изобразительного искусства) — предметы (существа, явления), которые наблюдаются и изображаются непосредственно в ходе работы.
Рисовать с натуры — рисовать непосредственно с действительности, с оригинала, а не с изображения.
Натюрморт — («мертвая натура») — род живописи, изображающей предметы обихода, снедь (овощи, фрукты, битая дичь и т.п.), цветы.
Орнамент — узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. По закономерностям построения обычно выделяют три широко распространенные разновидности орнаментов: орнаментальные ленты (фризы, бордюры, окаймления), розеты (орнамент, вписанный в круг), сетчатые орнаменты (заполняющие поверхность предмета сплошным узором).
Палитра — 1) тонкая дощечка четырехугольной или овальной формы с отверстием для надевания на большой палец левой руки, предназначенная для разведения или смешивания красок; 2) подбор цветов, характерный для данной картины.
Панно — часть стены (потолка), обрамленная лепниной или орнаментом и украшенная живописным или скульптурным изображением декоративного назначения.
Папье-маше — бумажная масса с добавлением гипса, клея и крахмала. Для изготовления предметов из папье-маше сначала делают форму из гипса, дерева, металла и т.п., в которую вдавливают мягкую бумажную массу. Последняя после высыхания и затвердевания подвергается соответствующей отделке, окраске, лакировке.
Паспарту — картонная рамка или подклейка для рисунков или фотографий.
Перспектива — один из способов изображения пространственных форм. Различают три вида перспективы. Линейная перспектива — способ изображения, при котором предметы передаются на плоскости тем меньшими, чем дальше они находятся от зрителя. Например, дорога, уходящая вдаль, изображается линиями, сходящимися в одной точке, там, где условно проводится линия горизонта. Воздушная перспектива — способ изображения' предметов на плоскости со всеми переменами света, тени и красок по мере удаления изображаемых предметов от зрителя. Воздушная перспектива последовательно смягчает контуры отдаленных предметов, тона делает менее яркими, тени — менее густыми. Обратная перспектива — способ изображения, при котором предметы уменьшаются по мере их приближения к зрителю. Ею пользовались восточная живопись, русская иконопись и др.
Пластилин — пластическая масса, применяемая для скульптурной лепки. Состоит из очищенного, тщательно размельченного порошка глины с примесью воска и красящих веществ.
Пропорции — определенные соотношения форм (частей) предмета по величине. Понятие «пропорция» применимо как к изображению, так и к самой натуре.
Репродукция — воспроизведение картины, рисунка (оригинала) типографским способом или средствами фотографии.
Ритм (в декоративно-прикладном искусстве) — строгая повторяемость или чередование элементов узора.
Роспись (в прикладном искусстве) — сюжетные и орнаментальные изображения, наносимые на предметы кистью или другим специальным инструментом. Например, хохломская роспись по дереву, палехская роспись по папье-маше и др.
Сангина] — материал для рисования, изготовленный в виде палочек красноАато-чсоричневого цвета; техника рисунка, выполненного таким материалом.
Симметрия — соразмерность в расположении частей целого в..•'пространстве, полное соответствие по величине, форме и расположению одной половины целого другой половине. Примером осевой симметрии в природе может служить бабочка, у которой крылья симметричны от- носильно тельца, являющегося осью этой симметрии. Примером центральной симметрии может быть цветок ромашки, лепестки которого симметричны относительно центра цветка. *
Скульптура — художественное произведение, созданное путем резьбы, лепки или отливки., ц
Материалом для скульптуры может быть: глина, воск, пластилин (мягкие вещества), дерево и камень (твердые вещества-), расплавленная бронза, чугун, гипс, бетон (затвердевающие жидкие вещества) и др.
Стилизация (в декоративно-прикладном искусстве) — декоративное обобщение природных форм путем упрощения их рисунка, уплощения объема. /, /
Сюжет — совокупность действий, событий, явлений, которые составляют основное содержание художественного произведения.
Трафарет — пластина (из бумаги, картона, пластмассы, дерева и пр.) с отверстиями в виде определенной формыАрисунка или надписи; служит для многократного воспроизведения этих изображений и ускорения графических работ, а также для дидактических целей.
Уголь — материал для рисования в виде тонких палочек, приготовленных обжиганием дерева определенных сортов или же сформированных из специальной угольной массы; техника рисунка, выполненного «таким материалом. Рисунки обыкновенным древесным углем обладают бархатным тоном.
Фломастер — предмет для письма и рисования в виде карандаша (авторучки), в котором пишущим узлом является пористый или волокнистый стержень (из лавсана, тефлона и др.), пропитанный специальным красителем — особыми водными чернилами, которые не закупоривают капилляры пишущего стержня; широко применяется для выполнения декоративно-оформительских работ.
Фон (в живописи) — основной цвет, тон, на котором пишется картина или создается узор.
Фриз — изобразительная или орнаментальная композиция в виде горизонтальной полосы, расположенная на верхней части стены.
Шаблон — образец плоской фигуры, вырезанной по контуру из бумаги, картона, пластмассы и других материалов; используется в дидактических целях, а также для воспроизведения повторяющихся изображений.
Шрифт — определенный рисунок букв, цифр и других знаков, имеющий общие черты композиционного построения.
Штрих — линия, выполняемая одним движением руки. Основной простейший элемент техники рисования.
Эмблема — условное обозначение какой-либо идеи или понятия с помощью наглядного изображения или условного знака.
Эскиз — предварительный беглый набросок рисунка, картины.
Эстамп — печатный оттиск на бумаге с изображения, сделанного художником на металле, дереве, линолеуме или литографском камне. Тираж эстампа делается специалистом-печатником под наблюдением автора по авторскому образцу и подвергается авторской корректуре. Каждый оттиск художник подписывает своим именем.
Этюд (в живописи) — произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполненное целиком с натуры.
» ОГЛАВЛЕНИЕ
Р %
Предисловие...................................................................................... 3
\ л I
Глава I. Значение рисования в общей системе изучения, обучения
и воспитания учащихся<специальной школы............................. 5
-f § 1. Рисование как средство коррекции недостатков развития
умственно отсталых детей.................................. А............... 5
§ 2. Рисование как средство эмоционально-эстетического
воспитания........................................... >dj....*...................... 9
§ 3. Рисование как средство педагогической диагностики
учащихся............. „0.......................................................... 14
§ 4. Рисование как средство диагностики интеллектуального
развития ребенка............................................»................. 17
§ 5. Рисование как метод обучения........................................... 24
Глава II. Особенности изобразительной деятельности, умственно
отсталых школьников........................................................... 30
§ 1. Интерес к рисованию и тематика рисунков......................... 30
§ 2. Зрительно-двигательная готовность к изобразительной
деятельности...................................................................... 35
§ 3. Особенности восприятия и передачи формы
изображаемых предметов.................................................... 39
§ 4. Отражение в рисунках пространственных отношений
предметов.......................................................................... 50
§ 5. Цвет в рисунках учащихся специальной школы.................. 58
А § 6. Общая характеристика деятельности учащихся в процессе
ж рисования........................................................................... 64
Глава III. Коррекционно-воспитательная работа на уроках рисования.... 73
§ 1. Пропедевтический период обучения рисованию.................. 73
§ 2. Коррекционно-воспитательная работа на уроках
декоративного рисования.................................................... 85
§ 3. Коррекционно-воспитательная работа на уроках рисования
с натуры............................................................................. 95
§ 4. Коррекционно-воспитательная работа на уроках
тематического рисования.................................................. 103
§5. Роль речи в организации изобразительной деятельности.... 110
§6. Развитие у учащихся интереса к рисованию....................... 116
Глава IV. Урок рисования как форма коррекционно-воспитательной
работы в специальной школе................................................ 126
§ 1. Структура урока рисования.............................................. 126
§2. Анализ урока рисования в специальной школе................... 133
§ 3. Дидактические пути повышения эффективности
коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования 137
§ 4. Роль учителя в организации коррекционно-воспитательной
работы на уроках рисования.............................................. 144
Глава V. Некоторые вопросы воспитания и развития умственно
отсталых дошкольников в процессе занятий изобразительной деятельностью 149
§ 1. Об особенностях графической деятельности умственно
отсталых детей дошкольного возраста............................... 150
§ 2. Основные направления коррекционно-вспомогательной работы по изобразительной деятельности в специальном детском саду.................................................. 152
Заключение..... 161
Приложения.... 165
Приложение 1. Конспекты уроков рисования в специальной
(коррекционной) школе.......................................... 165
Приложение 2. Тематика курсовых работ по курсу «Изобразительная
деятельность с методикой преподавания»............... 185
Приложение 3. Общие методические рекомендации по написанию курсовой работы по изобразительной деятельности с методикой преподавания.................. 188
Приложение 4. Примерные планы курсовых работ.......................... 191
Краткий словарь терминов изобразительного искусства........................ 199
Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 434 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!