Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

изображений в рисунках ребенка школьного возраста позволяет предположить, что у него имеется некоторое отставание в общем развитии. 10 страница



Чтобы размеры рисунка соответствовали размерам листа бума­ги, учитель использует образец, которому должны следовать уча­щиеся, однако с таким расчетом, чтобы рисование с натуры не заменялось срисовыванием с готового изображения. На этом эта­пе урока учитель также дает рекомендации по технике работы ка­рандашами и красками.

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изоб­разительной деятельности. После объяснения задания и соответ­ствующих указаний к началу работы учащиеся приступают к ри­сованию. Однако процессом изобразительной деятельности школь­ников руководит учитель~он постоянно привлекает внимание детей к объекту изображения; предлагает сравнить свой рисунок с объек­том или образцом; поощряет, активизирует и стимулирует дея­тельность учащихся.

Учитывая степень выраженности дефекта, необходимо чаще напоминать детям о самых простых правилах рисования, напри­мер о том, что во время рисования не надо сильно нажимать на карандаш.

Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наво­дящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за пра­вильным выполнением последовательности построения рисун­ка, соблюдением основных правил рисования. Наряду с этим он показывает приемы изображения отдельных деталей рисунка (на отдельном листе), исправляет допущенные детьми ошибки и т.д.

Индивидуальный подход осуществляется и тогда, когда кто-то из учеников раздражается или отказывается от выполнения зада­ния. В этом случае, не привлекая внимания других учащихся, учи­тель принимает все меры к тому, чтобы успокоить такого учени­ка, вывести его из конфликтного состояния, включить в общую фронтальную работу.

III. Заключительная часть

Подведение итогов урока. Это, как правило, заключительная часть занятия. Во время подведения итогов закрепляется новый матери­ал и происходит оценка результатов детского творчества.

При подведении итогов урока происходит развернутый анализ рисунков учащихся. Работы анализируются с точки зрения тех за­дач, которые были поставлены учителем в начале урока.

Учитель и ученики просматривают выполненные работы и при этом отмечают не только Допущенные ошибки, но и достигнутые успехи. Такой подход способствует формированию у детей созна­тельного отношения к выполнению заданий и умения преодоле­вать встречающиеся трудности. s' •

Задание на дом. Учащиеся I —IV классов заданий по рисованию на дом не получают. Такую работу рекомендуется давать учащимся V—VI классов. Учитель "подробно знакомит детей с содержанием домашнего задания, например предлагает нарисовать с натуры предмет, аналогичный тому, который рисовали на уроке.

Кроме того, учитель просит детей доработать дома те рисун­ки, которые начали в классе, например, закончить раскраску орнамента или тематического рисунка (раскраска рисунка с на­туры дома, без модели, не допускается). В качестве домашнего задания особенно следует рекомендовать рисование на заданную тему.

Рисунки целесообразно выполнять на отдельных листах.

* * *

Результаты коррекционно-развивающей работы в процессе уро­ка рисования во многом зависят от наиболее целесообразного, рационального дозирования каждого его этапа. При этом подгото- * вительная часть урока (т.е. организационный момент и вводная беседа) не должна быть слишком продолжительной. Повышение работоспособности, «врабатываемость» наступает через 5 — 10 мин после начала урока. Затем следует наиболее активная и продук­тивная фаза деятельности учащихся (от 10-й до 30-й мин урока). Именно в этот период важно направить интеллектуальную дея­тельность школьников на всестороннее познание объекта изобра­жения и планирование работы. В этот же период, как правило, выполняется и основная — графическая — часть задания.

Примерно на 25—30-й мин урока, когда наблюдается общее утомление школьников, рекомендуется вводить упражнения, вос­станавливающие их работоспособность (физкультурная пауза, минутки отдыха и т.п.).

В заключительной части урока (от 30-й до 45-й мин) учащиеся производят работу, которая в меньшей степени связана с необхо­димостью выполнять умственные действия (раскрашивание ри­сунка, рассматривание готовых работ одноклассников и т.п.).

Предлагаемая структура урока рисования и примерное распре­деление времени на каждом из этапов в наибольшей степени от­вечают особенностям познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Кроме того, такая система обеспечивает рациональное управление деятельностью учащихся на всех этапах работы над рисунком.

Контрольные вопросы

1.В чем сущность коррекционной направленности обучения на уроках рисования?

2. Какова структура урока рисования в специальной школе?

3. Какое значение имеет участие самих детей в выявлении особенно­стей предмета или образца?

4.Какие приемы используются при обучении школьников планиро­ванию построения изображения?

5. Какова роль учителя в организации самостоятельной работы уча­щихся на уроке? Какие индивидуальные особенности детей при этом учитываются в первую очередь?

6. В чем заключается коррекционно-воспитательная и учебная цен­ность развернутого анализа детских рисунков?

7. Как наиболее рационально следует распределять учебное время с учетом структуры урока рисования?

§ 2. Анализ урока рисования в специальной школе

Ценным средством повышения качества коррекционно-воспи- тательной работы в процессе обучения детей изобразительной деятельности является анализ урока рисования.

Сформулируем основные дидактические требования, которым должен удовлетворять урок:

1) единство общеобразовательных, воспитательных и коррек- ционных задач;

2) правильный выбор учебного материала (натуры, образца, темы) и методов применительно к каждому из этапов урока;

3) сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной ра­боты;

4) организационная четкость построения урока.

Во время проведения урока в специальной школе должны со­блюдаться следующие условия:

• замедленный темп обучения (соответственно особенностям протекания нервно-психических процессов у умственно отсталых детей);

• некоторое упрощение структуры изучаемого материала и формируемых умений и навыков;


• многократное повторение (закрепление) усваиваемого ма­териала;

• максимальное привлечение чувственного опыта ребенка (ощущение, восприятие и т.п.);

• оптимальное вовлечение учащихся в выполнение предмет­но-практической деятельности;

• оАрра'на наиболее развитые положительные качества уче­ника и преодоление на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы;

• дифференцированное руководство учебной деятельностью школьников;

• расчленение целостной деятельности на отдельные части, элементы, операции;

• постоянное исправление, корректирование действий уча­щихся; •»/»

• привлечение разнообразных приемов и методов с целью раз­вития познавательных процессов и целенаправленной деятельно­сти умственно отсталых детей.

Анализ урока рисования с точки зрения соблюдения этих ус­ловий позволяет сделать вывод о том, насколько правильно орга­низовано коррекционное воздействие на учеников.

Для планомерного изучения эффективности педагогического процесса предлагается следующая схема разбора урока:

Примерный план анализа урока рисования Материал урока Л

Соответствие темы урока требованиям учебной программы по изобразительной деятельности.

Вид работы (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы) и его связь (дидактическая и логическая) с предыдущим и последующими уроками.

Оценка содержания учебного материала с точки зрения кор- рекционно-развивающих задач рисования (позволяет ли подобран­ный материал активно влиять на сенсорные процессы, познава­тельную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-мо- торную сферу учащихся).

Посильность материала урока с точки зрения:

структуры (конструкции) объекта изображения;

количества (объема) материала;

конкретности графических образов (тематическое рисование);

изобразительных возможностей учащихся.

Соответствие материала урока задаче формирования графических навыков (владение карандашом и кистью, регулирование движения в соответствии с задачами изображения, правильная передача про­странственных свойств предметов: форма, величина, пропорция).

Эстетическая оценка натуры (натурной постановки) или деко­ративного образца, а также иллюстративного материала, исполь­зуемого на уроке в качестве дополнительного средства обучения и развития.

Наличие у учащихся интереса к объекту изображения и содер­жанию практической работы.

Соответствие домашнего задания теме и целям урока.

Оборудование урока

Наличие и готовность оборудования к началу занятия.

Рациональность выбора оборудования для данного урока из имеющегося в школе и его соответствие целям урока и особенно­стям развития умственно отсталых детей.

Обеспечение условий для наилучшего восприятия объекта изоб­ражения (целесообразные размеры объекта; наличие специальных столиков-подставок для натуры; установка ламп-рефлекторов; при­менение соответствующего фона, на котором размещается пред­мет; использование раздаточного материала и др.).

Целесообразность применения технических средств обучения на данном уроке.

Умеренность в использовании наглядных пособий и дидакти­ческого материала.

Общая оценка оборудования урока рисования.

Структура урока

Целесообразность использования «дробной» структуры урока рисования в специальной школе (организационный момент; ввод­ная беседа; анализ объекта изображения, образца или опреде­ление сюжета; планирование построения рисунка; указания к началу работы и предупреждение ошибок; самостоятельная ра­бота учащихся над рисунком; подведение итогов урока — ана­лиз детских рисунков и их оценка; домашнее задание; оконча­ние урока).

Соотношение и оправданность каждого из этапов урока. Обес­печение органической связи между ними и подчиненность их об­разовательным, воспитательным и коррекционно-развивающим целям урока. Четкость и последовательность построения урока. Целесообразность продолжительности каждого этапа урока. Логи­ческая и дидактическая завершенность урока.

Коррекционно-воспитательная работа на уроке

Правомерность дифференцированной постановки соответству­ющих образовательных, коррекционно-развивающих и воспита­тельных целей урока, затрагивающих познавательную, эмоцио­нально-волевую и двигательную сферу деятельности учащихся специальной школы.


Целесообразность приемов по усилению мотивации изобрази­тельной деятельности школьников, по преодолению у некоторых из них индифферентности к работе и неадекватности поведения.

Эффективность использования различных методов и средств обучения и воспитания (сочетание слова, наглядности и практи­ческих действий); их соответствие возрасту учащихся, уровню раз­витие познавательных возможностей детей.

Организация умственных действий школьников на всех этапах учебного процесса. Выполнение учащимися интеллектуальных операций (ориентировочно-исследовательских, анализирующих, обобщающих, контролирующих и др.), связанных с изучением объекта изображения и построением рисунка. Коррекционно-раз- вивающая направленность методов обучения и воспитания.

Использование речи школьников в процессе изучения (обсле­дования) изображаемого предмета. Продуктивность способов по­буждения их к речевой деятельности. Контроль за речью учащих­ся, исправление лексимь-грамматических ошибок.

Эффективность графических средств развития дифференциро­ванных движений, тонкой произвольной моторики рук.

Используемые в учебном процессе средства эмоционально-эс­тетического, нравственного и трудового воспитания учащихся.

Результативнфть осуществления индивидуального и дифферен­цированного подхода к учащимся на уроке рисования.

Подготовленность учителя к уроку

Степень понимания специальной роли рисования в развитии и воспитании умственно отсталых детей.Умение использовать педа­гогически значимый потенциал изобразительной деятельности для решения особых задач опециальной школы.

Знание материала урока, умение применять разнообразные методы и способы работы, владение техникой ведения урока (вы- • полнение учебных рисунков и правильное оформление иллюст­рированного материала на классной доске, демонстрация нагляд­ных пособий, умение своевременно приходить ученику на помощь, поддерживать интерес к рисованию и т.д.).

Использование новейшей научной общепедагогической и спе­циальной литературы.

Способность учитывать психофизические особенности и гра­фическую подготовленность учащихся. Умение применять в ходе урока поощрения и порицания в соответствии с личностными качествами умственно отсталого ребенка.

Характер речи учителя: ясность, точность, эмоциональная выразительность, умеренность.

Характер поведения учителя на уроке и его влияние на эмоцио­нально-волевую деятельность и поведение учащихся.

Общая оценка подготовленности учителя к уроку.

Общая оценка урока

Успешность реализации образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих целей урока. Комплексный характер средств, обеспечивающих решение поставленных задач.

Уровень организации деятельности и поведения учащихся на уроке.

Эффективность осуществления дидактических принципов обу­чения. Результативность индивидуальной, фронтальной и диф­ференцированной работы на уроке. Коррекционно-развивающая направленность урока рисования в целом и каждого из его эта­пов.

Знания, полученные учащимися в процессе изобразительной деятельности. Виды формируемых и закрепляемых умений и на­выков.

Оценка различных сторон психофизической деятельности школь­ников в связи с коррекционным воздействием, оказываемым на уроке рисования.

Целостность и законченность урока.

Контрольные вопросы

1. Чем обусловливается многоплановость функций урока рисования в специальной школе?

2. В связи с чем необходима дифференцированная постановка целей урока?

3. Каковы основные этапы работы на уроке рисования в специальной школе?

4. Почему необходима «дробная» структура урока рисования в услови­ях специального обучения?

5. Какие специфические требования предъявляются к материалу и оборудованию уроков рисования в специальной школе?

6. В чем сущность анализа осуществляемой на уроках рисования кор- рекционно-воспитательной работы?

§ 3. Дидактические пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования

Учащиеся специальной школы располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно использованы на уроках изобразительного искусства. Однако, чтобы решить эту задачу, необходимо максимально применять принцип корригирующего и воспитывающего обучения — один из важней­ших в дидактике специальной школы. Решающее значение для реализации этого принципа на уроках изобразительного искусст­ва имеет система способов обучения и воспитания, включающая
наиболее существенные компоненты педагогического процесса. В этой связи целесообразно использовать основные пути повыше­ния эффективности коррекционно-воспитательной работы, ох­ватывающие все характеристики процесса обучения на уроках рисования. К ним относятся:

1. Комплексное планирование и конкретизация образовательных, коррекци&нно-развивающих и воспитательных задач (целей) каждо­го урока в соответствии с задачами специальной школы, специ­фикой психофизическог о развития и особенностями изобразитель­ной деятельности детей.

Развитие детей на уроках рисования не может происходить спон­танно и выступать как результат любой изобразительной деятель­ности. В связи с этим особого внимания требует планирование специальных задач (целей) обучения и воспитания.

Как показывает практика, в специальных шкблах предприни­маются настойчивые попытки решать образовательные задачи в единстве со специальными.Юднако при подготовке к уроку рисо­вания формулируются зачастую только учебные цели,.реже — вос­питательные. Нередки случаи, когда тема и цель урока отожде­ствляются.

Что касается специфических коррекционно-развцвающих це­лей, то они чаще веЛго вообще не планируются. Считается, что включение их в учебный процесс само собой разумеется. Но именно отсутствие целей, необходимых для специального обучения и вос­питания, резко снижает развивающий характер занятий по изоб­разительной деятельности.

Одна из причин такого подхода к планированию процесса обу­чения — прямой перенос дидактических требований, характер­ных для массовой шкоды, где на уроках изобразительного искус­ства на первый план выдвигается развитие изобразительных на­выков и художественно-творческих способностей учащихся. Для специальной школы подобная трактовка дидактических задач ока­зывается односторонней, поскольку вступает в противоречие с основными требованиями к специальному обучению. Поэтому осо­бенно актуальным становится вопрос о том, как организовать на уроках практическую и умственную деятельность школьников, органически сочетая учебные, коррекционно-развивающие и вос­питательные цели.

 

Параллельное решение многих целей на одном уроке представ­ляет сложную организационно-методическую задачу. Тем не ме­нее важно заранее определить, на какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение и т.д.) будет направлено в ходе урока наибольшее воздействие со сторо­ны учителя и как лучше осуществлять регуляцию этих процессов в целях их совершенствования. Кроме того, необходимо обозначить воспитательные цели, имеющие нравственный, эмоционально- эстетический характер, а также цели, предусматривающие орга­низацию поведения, развитие активности, аккуратности, крити­ческого отношения к себе, результатам своего труда и т.д.

Не менее важно заранее планировать приемы, которые на­правлены на преодоление у некоторых учеников недостатков раз­вития, требующих индивидуального подхода. Имеется в виду пре­одоление инертности, безразличия, безынициативности — у од­них, негативизма и упрямства — у других, двигательного беспо­койства, импульсивных действий, агрессивности — у третьих. Если такие задачи не предусматривать заблаговременно, то коррекци- онно-развивающие и воспитательные функции урока будут рез­ко снижаться.

Хорошо продуманный урок отличается многоплановостью и комплексностью. При этом под комплексностью подразумевается взаимосвязь в решении поставленных задач, единство в их реали­зации.

2. Выделение в содержании обучения главных, ведущих звеньев,

усиливающих коррекционно-развивающее влияние изобразитель­ной деятельности, подчинение содержания каждого урока зада­чам совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Это в известной степени определяется видом работы (рисова­ние с натуры, декоративное, тематическое), в зависимости от особенностей которого происходит перераспределение психофи­зической нагрузки школьников. В частности, уроки рисования с натуры целесообразно подчинить формированию представлений и развитию процессов анализа, синтеза, сравнения, абстрагиро­вания. Вычленяя эти мыслительные операции, учитель тем самым дает учащимся возможность свободно оперировать такими катего­риями, как форма, величина, цвет. Изображение разных объектов создает широкие возможности для развития пространственной ориентировки.

Уроки декоративного рисования в наибольшей степени спо­собствуют формированию графических навыков (удержания на­правления движения, прекращения движения в нужной точке, регуляции силы нажима на карандаш и др.). В процессе целена­правленных занятий преодолеваются недостатки моторики. Раз­нообразные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы к более точным движениям, придают твердость и гибкость руке. Особое коррекционное зна­чение имеет раскрашивание декоративных рисунков цветными карандашами.

ни-


Уроки тематического рисования особенно благоприятны для того, чтобы закрепить в графической форме зрительные образы тех или иных предметов. Иллюстрирование специально подобран­ных рассказов-описаний как одно из направлений работы может быть рационально использовано для развития у детей простран­ственной ориентировки.

Проектирование деятельности умственно отсталых детей, с помощью которой решаются основные задачи специальной шко­лы, — важный резерв повышения развивающей роли уроков ри­сования.,

3. Вы$ор оптимальной структуры урока, предусматривающей оп­ределенную дробность и значительное число микроэтапов и педа­гогических ситуаций, благодаря которым обеспечивается дина­мичность учебного процесса й решаются очередные коррекцион- но-развивающие задачи. '

В широком смысле динамичность учебного процесса выражает­ся в разнообразии изобразительного материала, модификации и вариативности способов организации деятельности школьников и методов обучения.

Динамический характер урока рисования препятствует выра­ботке у учащихся стереотипных способов деятельности и тем са­мым расширяет возможности для формирования у них обобщен­ных знаний и приемов работы над рисунком,' позволяет осуще­ствлять перенос с одного вида деятельности та другой.

Вместе с тем условия специального обучения не исключают, а, наоборот, предпйгсагакэт известную стабильность в организа­ции учебного процесса, что делает его привычным для умственно отсталых школьников. Эта стабильность проявляется во внешних условиях учебной деятельности (класс, расположение детей за партами, наличие соответствующего оборудования и учебных при­надлежностей для рисования, руководстве учащимися и т.д.), в общей организации урока (наличие подготовительной, основной и заключительной частей урока, его регламентации во времени).

Согласно существующим в общей педагогике классификаци­ям, уроки изобразительного искусства относят к такому типу уро­ков, которые ставят основной дидактической задачей выработку и закрепление умений и навыков. Действительно, развитие гра­фических способностей и техники рисунка составляет очень важ­ный компонент изобразительной деятельности. Однако, чтобы правильно изображать, надо владеть особым способом восприя­тия предметов и явлений. Этому в общей структуре урока уделяет­ся большое внимание.

Особая роль на уроках отводится воспитанию познавательно­го интереса и эмоционально-эстетического отношения к изоб­разительной деятельности и произведениям изобразительного ис­кусства.

Важным условием повышения эффективности урока изобра­зительного искусства является введение в его структуру пропедев­тической части, обеспечивающей нервно-психическую подготов­ку учащихся к учебной деятельности.

4. Применение наиболее рациональных методов и средств обучения и воспитания, учитывающих своеобразие психофизического раз­вития умственно отсталых школьников.

Особое значение имеет рациональное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. При этом необходи­мо специально подчеркнуть важную роль предметно-практичес­кой деятельности учащихся, непосредственно предшествующей процессу рисования и связанной с изучением объекта изображе­ния. В этом заключены реальные возможности повышения мысли­тельной активности умственно отсталых школьников.

Существенное значение имеют также приемы и методы кор­рекции моторики ребенка. В процессе занятий по технике рисо­вания корригируется и развивается зрительно-двигательная ко­ординация. Двигательные и зрительные ощущения составляют основу формирования представлений о форме, величине, про­странстве и т.д. Для совершенствования их необходимо активнее использовать формирование навыков на основе подражания, це­ленаправленно проводить работу по организации ориентировоч­но-исследовательской деятельности, больше давать разнообраз­ных и занимательных упражнений с целью отработки движений руки.

Большое место среди различных способов обучения занимает регуляция графических действий учащихся посредством слова, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил техники рисования и на этой основе выполнение соответствую­щих движений руки. Занимательность и эмоциональность графи­ческих упражнений, новизна содержания изобразительных зада­ний, опора на предшествующий опыт школьников — все эти моменты положительно 'сказываются на решении педагогиче­ских задач.

Важная роль на уроках изобразительного искусства отводится средствам обучения и воспитания. Положительные результаты до­стигаются прежде всего специальным подбором содержания учеб­ного материала. Для этого используются выразительные и эсте­тически привлекательные объекты (натура, образец), высокоху­дожественные картины, иллюстрации, предметы декоративно- прикладного искусства, которые обеспечивают благоприятные возможности для воспитания у детей эстетических чувств, пере­живаний.

Необходимо специально отметить в существующей практике обучения детей с интеллектуальной недостаточностью неправо­мерно широкое использование средств, с помощью которых можно достичь внешнего эффекта за короткое время. К ним относятся, например, рисование по шаблонам и трафаретам, копирование готовых образцов, раскрашивание заранее приготовленных кон­турных изображений и т. п.

5. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, ко­торый предполагает целесообразное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения.

Необходимость дифференцированного подхода в обучении обус­ловлена прежде всего разной степенью снижения интеллекта, осо- бенностямиАоторики, неодинаковой сформированностью графи­ческих Лвыков, специфическими проявлениями в области эмо­ционально-волевой сферы и другими особенностями умственно отсталых детей.

Разнообразие графических действий, необходимых для рисо­вания, указывает на целесообразность выделения прежде всего групп учащихся с учетом особенностей моторики руки, однако должны приниматься во внимание и другие характеристики де­тей, особенно уровень развития умственной деятельности.

Среди вопросов, связанных с дифференцированным подходом в обучении рисованию, существенное значение имеет содержа­ние выполняемой работы: ©то касается прежде всего структурной сложности графических заданий. Так, например, задание может быть предложено одним учащимся в более простом варианте, а другим — в более сложном. Поэтому при подборе учебного мате­риала следует учитывать форму, конструкцию изображаемого объекта, количестве элементов, из которых он состоит, технику выполнения рисунка и т.д. ' *

Дифференцированным может быть и объем заданий. В этом слу­чае разным детям может быть предложено разное количество уп­ражнений, включающих неодинаковое число изображений, кото­рые отличаются друг от друга размерами if выполняются на бума­ге уменьшенного или увеличенного формата. Данный вид дифференциации обучения также не исключает возможности ва­рьировать сложность заданий. Однако главное заключается в диф­ференцированной помощи со стороны учителя и использовании им адекватных способов и средств достижения результата.

По мере развития учащихся, совершенствования их графиче­ских навыков количество вспомогательных средств, с помощью которых создается изображение, сокращается. Изменяются также дозы и характер помощи, что способствует развитию самостоя­тельности детей в изобразительной деятельности.

6. Создание наиболее благоприятных школьно- гигиенических, учебно-материальных, эстетических и морально-психологических условий для обучения и воспитания.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы во мно­гом зависит от условий, в которых она протекает. Оптимальные гигиенические условия предполагают прежде всего обеспечение надлежащего освещения рассматриваемых и изображаемых пред­метов. Наиболее благоприятные возможности создаются при на­личии в классах специальных столиков-подставок для натурных постановок и ламп-рефлекторов, благодаря которым плоскопе­чатные и объемные учебные пособия отчетливо видны.

Особое внимание должно быть уделено учебно-материальному обеспечению уроков. Имеется в виду оснащение их материалами и инструментами высокого качества (бумагой, простыми и цветны­ми карандашами, фломастерами, гуашевыми и акварельными красками, круглыми и плоскими кистями и т.д.).

Формальное отношение к учебно-материальному обеспечению уроков приводит к тому, что учащиеся, используя принадлежно­сти низкого качества, не могут выполнить задание на должном уровне, раздражаются, теряют уверенность в своих силах. В ре­зультате коррекционно-развиваюший потенциал деятельности резко снижается.

Не менее важно, чтобы на уроках изобразительного искусства были обеспечены эстетические условия для осуществления кор- рекционно-воспитательной работы. Это касается в первую оче­редь оснащенности учебного процесса таким наглядным мате­риалом, который в наибольшей степени отвечает требованиям эс­тетики. Речь идет о высокохудожественных образцах декоративно- прикладного искусства, тщательно подобранных игрушках, пред­назначенных для рисования с натуры, красиво выполненных ди­дактических пособиях. Зрелищность — одна из характерных черт каждого урока рисования, и это дает возможность оказывать дейст­венное влияние на эмоциональную сферу умственно отсталого ре­бенка.

Соблюдение охранительного режима оказывает положительное воздействие на детей, предполагает обеспечение на уроках изоб­разительного искусства спокойной деловой обстановки, четко организованного и привычного хода работы.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 1041 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...