Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Проведенная нами проверка степени привлекательности натуры показала, что учащиеся младших классов вспомогательной школы предпочитают рисовать многоцветные предметы. Так, например, в одном из случаев использовались два типа постройки из кубиков строительного конструктора — сложная и простая. Сложная постройка состояла из цветных элементов, а более простая была одноцветной. Учащиеся могли рисовать любой из объектов по своему усмотрению.
В итоге оказалось, что подавляющее большинство испытуемых нарисовали разноцветную, хотя и более сложную по конструкции, модель. Те из детей, которые выполнили рисунок простой постройки, не ограничивались одноцветным раскрашиванием и использовали, как правило, все имеющиеся в их распоряжении карандаши.
Не менее важное значение для создания предпосылок к развитию у учащихся познавательного интереса имеет правильный выбор объекта или образца (в декоративном рисовании) в соответствии с графическими возможностями детей. Это условие является необходимым по двум причинам: во-первых, непосильная или, наоборот, чрезмерно легкая работа теряет свое коррекционное значение; во-вторых, детям не удается нарисовать слишком сложный для изображения объект или узор, что, естественно, отрицательно сказывается на формировании интереса к изобразительной деятельности.
Н.Г.Морозова считает, что «мотив входит в характеристику интереса как один из самых существенных его компонентов. При наличии интереса к деятельности ее мотив (познание и овладение) совпадает с целью — познать и овладеть этой деятельностью».
Организуя и направляя процесс рисования, следует увлечь учащихся значимостью предстоящей работы. Необходимо, чтобы дети осознали важность и полезность того, что они делают. Так, например, перед рисованием с натуры морских сигнальных флажков (III класс) учитель сообщил учащимся следующее: «Скоро в нашей школе будет праздник песни. Наш класс выучил песню о юных моряках. Вы ее хорошо знаете. На празднике нам надо украсить сцену так, чтобы она оказалась похожей на корабль. Сегодня на уроке вы будете рисовать морские сигнальные флажки. На уроке ручного труда мы прикрепим эти флажки к веревочке. После этого привяжем веревочку с флажками к мачте с флагом». Далее учитель рассказал о приемах и последовательности изготовления флажков.
Конкретные и понятные общественно значимые задания в существенной мере стимулируют деятельность учащихся. Кроме того, они способствуют усилению интереса к процессу рисования. Это хорошо видно на примере выполнения таких заданий, как оформ-
1 Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М., 1969. - С. 37.
ление классного календаря природы, раскрашивание накладных букв для организуемой школой выставки, изготовление карточек с рисунками для школьной игротеки, коллективное рисование декораций для кукольного театра и т. п.
В качестве иллюстрации приведем еще один пример, показывающим, к&к повышается ответственность учащихся, если перед ними ставится задача, которая имеет общественное значение.
В канун новогоднего праздника учащиеся V класса в соответствии с учебной программой получили задание нарисовать карнаЧ вальные маски. Учитель подробно объяснил и показал порядок выполнения рисунка. Однако учащиеся должною внимания к работе не проявили, часто отвлекались, прикладывали нарисованные маски к лицу, переговаривались, смеялись и поэтому делали много ошибок. '»
Стремясь сделать так, чтобы дети не отклонялись от поставленной задачи, учитель сказал: «Маски, которые вы рисуете, мы должны подарить ученикам II класса. У них будет новогодний карнавал, а сами сделать маски они еще не умеют! Поеле урока пойдем к ним в класс».
Слова учителя моментально изменили ситуацию в классе. Одни учащиеся стали просить новый лист бумаги, "чтобы начать рисунок заново, другие Обращались, за помощью к учителю («Помогите мне», «Исправьте мой рисунок», «Я не могу нарисовать глаз» и т.п.), третьи сосредоточенно исправляли допущенные ошибки. В классе установилась тишина: все сосредоточились на своих работах. С особым удовольствием дети раскрашивали рисунки гуа- шевыми красками. Вырезав маски по контуру, они приклеили к ним кусочками лейкопластыря тонкие резинки. Подарки были готовы. • г
Этот пример показывает, как меняется отношение школьников к рисованию. Из деятельности «для себя» она превращается в общественно полезную деятельность «для других». В этом случае у детей возникает стремление сделать рисунок лучше, достичь более высоких результатов. Учащиеся в меньшей степени отвлекаются от работы, реже «теряют» поставленную перед ними задачу.
Раскрывая значение предстоящей работы, полезно подчеркнуть важность соблюдения эстетических требований к рисунку. В этом отношении заслуживает внимания прием демонстрации работ учащихся из другого класса. Мы неоднократно были свидетелями того, что дети проявляли повышенный интерес к рисункам своих товарищей. Учащиеся с удовольствием и очень внимательно рассматривали рисунки сверстников и при этом непременно хотели узнать их фамилии. Демонстрация образца рисунка радует ребенка, вызывает готовность немедленно приступить к работе и выполнить ее наилучшим образом.
Повышенная заинтересованность в том, чтобы рисунок оказался правильным и красивым, делает ученика интеллектуально активным, внимательным и ответственным.
Желание детей как можно лучше выполнить рисунок во многом зависит от заинтересованности учителя и его веры в успех своих воспитанников. Несмотря на интеллектуальную недостаточность, умственно отсталые школьники хорошо чувствуют и понимают, как к ним относится учитель. Внимание и благожелательность, ровный и спокойный тон, своевременно оказанная помощь, справедливая оценка деятельности имеют большое значение. Понимание стремлений учащихся и доброе к ним отношение располагают детей к учителю, вызывают у них ответные чувства и стремление выполнить наилучшим образом предложенное задание.
Таким образом, комплекс соответствующих мероприятий создает психологические предпосылки к формированию у учащихся интереса к изобразительной деятельности.
На третьем этапе педагогическая работа направляется на организацию познавательной активности умственно отсталых школьников.
Необходимо построить занятия таким образом, чтобы они побуждали детей к продуктивным интеллектуальным операциям. Достичь этого можно путем максимального использования внутренней и внешней активности школьников. В этом случае будет обеспечен коррекционно-развивающий характер самого процесса изображения. Кроме того, у учащихся возникнет познавательный интерес.
Прежде всего необходимо создать условия для ориентировочно-исследовательской работы учащихся. Такая работа предопределяет успешность выполнения задания. Для этого целесообразно использовать систему действий, включающую не только словесно-зрительное, но и двигательно-осязательное ознакомление с предметами. (Об этом подробно говорилось в предыдущих разделах данной главы.) Важно подобрать такое содержание учебного материала, которое позволяло бы учащимся при активной помощи учителя самим участвовать в анализе объекта, в создании его образа.
На уроках рисования с натуры этому способствует использование специально подобранных разборных, с цветными элементами моделей и разнообразных игрушек, которые можно легко расчленить на части.
На уроках декоративного рисования с успехом можно пользоваться магнитной доской, которая позволяет по-разному манипу- пировать составными элементами при их подборе; кроме того, оказывается возможным проделывать соответствующие перемещения в случаях определения композиции рисунка.
На уроках тематического рисования с целью образования правильных представлений важно использовать макеты предметов. Такие макеты помогают детям правильно передавать в рисунке содержание предложенной им темы.
В проведенном нами исследовании практические действия уча- ижхсЛ с реальными объектами или с декоративными элементами были бриентированы на выявление признаков этих объектов или определение структуры декоративной композиции. Фактический разбор подлежащих изображению объектов осуществлялся учениками под руководством учителя, который направлял и при необходимости исправлял их действия. Мысленному анализу предшествовало наглядно-действенное выполнение практической задачи. Организованное вначале внешнее действие затем проходило ряд этапов. При изображении плоских предметов широко использовался способ двигательного подкрепления их контурного построения. В процессе этой деятельности мышление ребенка концентрировалось на необходимых для изображения признаках натуры, которые в обычных условиях, как правило, не выделяются или выделяются лишь частично. Все это побуждало учащихся более внимательно исследовать предмет. Вместо наблюдавшегося ранее пассивно-безразличного отношения к объекту у них возникала потребность потучитб как можно более точные сведения о его форме, конструкции, расположении частей. Это, в свою очередь, вело к тому, что школьники по нескольку раз подходили к предмету и не только повторно его рассматривали со всех сторон, но и пытались потрогать, обвести по контуру,,сопоставить детали. Об изменении отношения учащихся к натуре свидетельствовал и многократный перенос взгляда с рисунка на объект и обратно.
О возникшем у детей познавательном интересе говорит и тот факт, что они стали искренне огорчаться, когда на уроке тематического рисования учитель убирал демонстрировавшийся макет. В этих случаях дети говорили: «Не надо убирать», «Мы хотим смотреть», «Так не будет получаться» и т.п.
Растущий познавательный интерес особенно заметно проявляется во время объяснения нового задания и демонстрации на доске порядка построения рисунка. Возникающее буквально на глазах изображение изумляет и восхищает школьников. Учащиеся пристальнее всматриваются в изображение, стараются понять и запомнить последовательность создания рисунка.
О возросшем интересе к рисованию говорит и количество задаваемых учащимися вопросов. При этом наблюдается закономерная тенденция: чем старше школьники, тем больше вопросов они задают.
Показательно, что по мере проведения целенаправленной кор- рекционно-воспитательной работы изменяется содержание вопросов. В начальной стадии обучения школьников чаще всего интересует материал, из которого сделан предмет («А из чего он сделан?») или способ перемещения игрушки и крепления ее узлов («Она заводная?», «А верхняя часть снимается?» и др.). К концу учебного года ученики интересуются структурой объекта, характером размещения рисунка на листе бумаги; порядком его построения.
Интерес к изобразительной деятельности и результатам своего труда вызывает у учащихся специальной школы необходимость чаще обращаться к учителю за помощью. Важно так организовать деятельность ребенка, чтобы она находилась в зоне его ближайшего развития. В частности, показ на отдельном листе бумаги доступных приемов изображения и их воспроизведение по подражанию вслед за учителем дают возможность ученику в будущем при выполнении сходной работы действовать самостоятельно.
Наблюдения показывают, что возникший познавательный интерес резко повышает активность умственно отсталых школьников при подведении итогов урока. Благодаря проделанной работе у детей появляется потребность принять активное участие в рассматривании и оценке выполненных рисунков. Если на первоначальном этапе обучения анализ изображения был возможен только с помощью учителя, то теперь учащиеся проявляют некоторую самостоятельность, делают критические замечания и правильные выводы.
Таким образом, последовательное формирование интереса к занятиям рисованием представляет собой мощный источник активизации деятельности учащихся специальной школы, их интеллектуальной, эмоционально-волевой и графомоторной сферы.
. Контрольные вопросы
1. Какое значение имеет интерес к рисованию для осуществления коррекционно-воспитательной работы на уроках изобразительного искусства в специальной школе?
2.Как изменяется характер! изобразительной деятельности школьников под влиянием интереса?
3. Каковы показатели интереса к уроку изобразительного искусства?
4. Каковы этапы развития интереса к изобразительной деятельности?
5. Как формируется интерес к занятиям рисованием?
Задания к главе III
1. Проведите наблюдения за работой класса на уроках изобразительного искусства в специальной школе. Опишите используемые учителем приемы, направленные на сенсорное воспитание умственно отсталых детей.
2.Проверьте на практике эффективность приемов изучения (обследования) свойств изображаемых предметов с учетом особенностей восприятия младших умственно отсталых школьников. Покажите экспериментально положительную роль обводящих движений руки при определении формы плоских предметов.
3. Разработайте серию графических упражнений, направленных на преодоление недостатков зрительно-двигательной координации и развитие тонкой произвольной моторики рук учащихся вспомогательной школы. Опытным путем докажите коррекционно-развивающее влияние занятий рисованием на графомоторную сферу деятельности учащихся. Проиллюстрируйте это детскими рисунками.
4. Подберите дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине, форме, цвету, положение в пространстве. Приведите их в соответствие с возможностями умственно отсталых школьников. Проверьте на практике и опишите результаты их использования в специальной школе.
5. Руководствуясь школьной программой, определите содержание уроков декоративного рисования на четверть. Предусмотрите целесообразное усложнение учебного материала.
6. Определите содержание уроков рисования с натуры на четверть. Выделите коррекционно-раэвдвающие задачи каждого урока. Подберите приемы, активизирующие познавательную деятельность школьников с целью получения наиболее полных и четких представлений об изображаемом предмете..
7. Проанализируйте используемые на уроках тематического рисования методы работы & определите их коррекционно-развивающую направленность. Дайте оценкуспособам обучения, сочетающим в себе элементы непосредственного изучения (обследования) предмета и его воспроизведения по представлению.
8. Разработайте конспект урока рисования на тему. Предусмотрите в нем многокомпонентные графические задачи на пространственную ориентировку. Покажите различные способы и средства повышения активности учащихся в этом виде ориентировки и их значение для коррекции недостатков интеллектуальных действий.
9. Определите способы формирования у учащихся умения анализировать собственные рисунки и рисунки своих товарищей. Проведите коллективный просмотр работ в конце урока. Определите, ясна ли детям цель просмотра. Выясните, какими критериями пользуются дети при оценке работ. Установите степень активности учащихся.
10. Отберите рисунки учащихся одного класса по видам работы (с натуры, декоративные, тематические), выполненные в начале, середине и конце учебного года; сравните эти рисунки и покажите, как постепенно совершенствовалась изобразительная деятельность школьников и в чем это выразилось.
Литература для самостоятельной работы
Головина Т. Н. К вопросу о коррекционной работе с цветом в младших классах вспомогательной школы // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н.Головиной. — М., 1977.
Головина Т. Н. Развитие пространственного анализа у умственно отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков // Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И.Шиф, В.Г.Петровой, Т.Н.Головиной. — М., 1980.
Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. для учителя. — М., 1993.
Грошенков И. А. Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы / Под ред. В.Г.Петровой. — М., 1983. — 2-е изд., перераб.
Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М., 1994.
Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. — М., 1984.
Кузнецова Г. В. Изобразительная деятельность как средство коррекции движений руки у детей дошкольного возраста, страдающих различными формами детского церебрального паралича: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 2000.
Морозова П. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). — М., 1969.
Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977.
Пинский Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. — М., 1977.
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие. — М., 1998.
Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2000.
Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. — М., 1985.
Шилова Е.А. Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе деятельности (на примере уроков изобразительного искусства): Учеб. пособие. — Саранск, 1997.
Щербакова К. В. Формирование изобразительных навыков у учащихся 1 —III классов вспомогательной школы //Дефектология. — 1975. — № 5.
Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Под ред. Т. Н. Головиной. — М., 1972.
, Глава IV
* УРОК РИСОВАНИЯ КАК ФОРМА КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЬМ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§ 1. Структура урока рисования
Общее развитие ребенка, как и развитие Отдельных его способностей, не может проходить спонтанно. «Нужна особая направленность учебного процеОса для того, чтобы он ока1зался эффективным для развития», — подчеркивает Л. В. Занков. Эта «особая направленность» обучения осуществляется на уроке.
Урок в специальной школе сохраняется в качестве основной формы организации учебной деятельности школьников. Как правило, проводятся Йэокилкомбинированного типа, на которых решаются в том или ином порядке несколько дидактических задач (повторение пройденного, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений). Поставленные задачи реализуются на основе тех же дидактических принципов, что и в массовой школе. Однако они значительно модифицируются и используются своеобразно, с учетом познавательной деятельности умственно отсталых детей.
Помимо общеобразовательных задач, осуществляемых на уроках рисования, первостепенное внимание уделяется тому, чтобы, обучая, исправлять, корригировать недостатки психики учащихся. Для этого нужны такие дидактические приемы и методы, которые имеют специальное назначение и без которых невозможно эффективное проведение коррекционной работы. В связи с этим можно говорить о том, что в дидактике специальной школы имеет право на самостоятельное существование особый специфический принцип — принцип коррекционной направленности обучения. Этот принцип применительно к занятиям рисованием в специальной школе состоит в том, чтобы содействовать преодолению существенных недостатков познавательной деятельности учащихся путем формирования и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, цвета предметов, их положения в пространстве и умения находить в предметах су-
Занков Л. В. О начальном обучении. — М., 1963. — С. 21.
щественные признаки, а также устанавливать существующее между ними сходство и различие. Принцип коррекционной направленности обучения предполагает активное развитие у учащихся интеллектуальных операций, и прежде всего процессов анализа, синтеза, сравнения, а также умения планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка. Благодаря успешной реализации этого принципа у детей совершенствуются зрительно-моторные координации, происходит заметный сдвиг в эмоционально-волевой и двигательной сфере.
Независимо от вида работы (будь то рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование) на каждом хорошо организованном уроке четко выделяются основные этапы (звенья).
Общая организационная структура урока рисования в специальной школе может быть представлена в следующем виде:
I. Подготовительная часть
1. Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей).
2, Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников).
II.Основная часть
1. Анализ объекта изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании).
2. Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности).
3. Указания к началу'работы (рекомендации по композиции рисунка и технике его исполнения, предупреждение возможных ошибок).
4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства; повторное привлечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности учащихся; дополнительный показ технических приемов рисования и т.п.).
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов урока (обобщение деятельности учащихся; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах рисунков; оценка их учениками и учителем).
2. Задание на дом.
3. Организованное окончание урока.
Рассмотрим структуру урока более подробно.
I. Подготовительная часть
Организационный этап. Эта подготовительная, наиболее короткая по времени часть урока может быть эффективно использована в воспитательных целях. По заданию учителя дежурные раздают тетради для рисования, простые и цветные карандаши, резинки, кисти, акварельные и гуашевые краски, баночки с водой, листы бумаги Шля пробы красок и т. п.
Учитель контролирует наличие учебных принадлежностей и правильное, наиболее целесообразное размещение их на партах, следит за тем, чтобы на рабочем месте не было ничего постороннего, не имеющего отношения к уроку рисования.
На этом же этапе урока вывешиваются необходимые образцы работ, таблицы, схемы построения рисунка, устанавливаются модели для рисования с натуры. Предметы, которые предстоит рисовать, учащиеся располагают на специальных' столиках-подставках или прикрепляют к доске на указанное учителем место. Небольшие по размерам Предметы, служащие объектами изображения, дежурные раздают непосредственно перед началом их рассматривания и изучения.
Такую подготовительную работу ученики выполняют по очереди под контролем учителя, который стремится Ак тому, чтобы их действия были овознаиными и целенаправленными. В том случае, если дежурный допускает к*акую-либо ошибку, учитель, обращаясь к другим детям, просит объяснить ее причину и исправить.
Вводная беседа. Цель вводной беседы состоит в том, чтобы мобилизовать внимание учащихся, заинтересовать их предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к процессу рисования. При наличии интереса учащиеся работают совершенно иначе, характер изобразительной деятельности резко меняется: становится активным, радостным, более самостоятель- нъш. Интерес к занятиям снимает утомление, оказывает существенное влияние на формирование графических навыков, положительно сказывается на качестве рисунков, обеспечивает более эффективное проведение коррекционной работы на последующих этапах работы.
Создание заинтересованности в начале урока достигается разными средствами. Прежде всего учитель рассказывает о содержании предстоящей работы, знакомит детей с объектом изображения и его назначением. Учащиеся с помощью учителя определяют материал, из которого сделан предмет.
Далее учитель рассказывает, чему дети будут учиться на уроке, объясняет, какое практическое значение имеет предлагаемое задание и где можно использовать выполненный рисунок. Он показывает лучшие рисунки учеников параллельного класса и аналогичные образцовые работы из коллекции детских рисунков методического фонда школы (класса). Кроме того, в соответствии с темой урока демонстрируются печатные таблицы изображаемых предметов или орнаментов, репродукции картин, иллюстрации из книг и журналов, плакаты и открытки; читаются отрывки из литературных произведений, загадки, отдельные строки из стихотворений, песен.
В младших классах учитель вызывает интерес к работе, используя элементы игры и занимательности.
Таким образом, воздействуя на чувства детей, учитель вызывает необходимую активность и адекватное отношение к поставленным задачам.
II.Основная часть
Анализ объекта изображения (натуры или образца) или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании). Этот этап урока предваряет практическую деятельность учащихся. Следует особо отметить, что без помощи учителя большинство умственно отсталых детей (особенно в младших классах) не могут самостоятельно всесторонне изучить объект изображения. В связи с этим учитель организует определенным образом их деятельность и проводит совместно с учениками углубленное рассматривание, разбор и изучение образца или предмета. Такой анализ, как правило, должны делать сами дети, отвечая на вопросы, поставленные учителем. Если учитель все объясняет и рассказывает сам, то утрачивается смысл, значимость проводимой коррекционной работы.
Обследование предмета обычно проводится по следующей схеме:
а) организация восприятия предмета в целом (его общая характеристика: назначение, материал, из которого он сделан, эстетическая оценка);
б) анализ предмета:
выделение основной, наиболее крупной части; выделение остальных частей; определение формы основной части; определение формы остальных частей;
установление конструкции, строения предмета (расположение частей по отношению к основной части и по отношению
друг к другу);
выделение цвета каждой части;
в) повторное привлечение внимания учащихся к предмету в целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный образ предмета).
Грошенков |
Недостатки общего психического развития умственно отстал ых школьников вызывают необходимость направлять их деятельность по определенному пути. Чтобы сделать учебное задание доступным для выполнения, приходится фиксировать внимание детей на наиболее значимых для рисования моментах. В частности, рассматривая предмет (образец), учащиеся с помощью учителя определяют характерное строение этого предмета (образца), выясняют его основную форму (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб, конус, цилиндр; длинный, узкий, низкий, широкий и т.д.), устанавливают перспективное сокращение объекта. Кроме того, уточняются пропорции и сравнительная величина частей*предмета (большой, маленький, больше, меньше, длиннее, короче и т.д.), расположение деталей предмета (образца) по отношению друг к другу (слева, справа, вверху, внизу, вьф1<э| ниже и т.д.), их цвет и (в старших классах) распределение светотени на поверхности формы.,
В ходе беседы учитель стремится к тому, чтобы учащиеся активно участвовали в анализе объекта (образца).
Для того чтобы последовательно формировать у учащихся готовность к сознательному восприятию объекта, требующему определенного уровня аналитико-синтетической деятельности, учителю приходится исполЬз%вать специфические приемы обучения, о которых подробно говорилось в предыдущем разделе этого пособия.
Определение последовательности построения'рисунка. После ознакомления учащихся с предметом или образцом учитель помогает им установить порадок-двыполнения работы: с чего начать рисунок, как его продолжить, каковы этапы построения рисунка. От этого во многом зависит точность изображения, особенно в случаях, когда предмет состоит из многих деталей.
Для того чтобы изобразительная деятельность носила целенаправленный характер и учащиеся не отклонялись от конечной цели, учителю приходится весь процесс построения рисунка делить на ряд этапов. Каждый из них надо сопровождать подробными объяснениями и указаниями.
Первоначально многие задания выполняются в виде графиче- Ъких диктантов (учащиеся рисуют вслед за учителем, повторяя его действия).
В зависимости от возраста учащихся и их графической подготовленности рекомендуется придерживаться следующей схемы обучения планированию построения рисунка:
I период
подробные объяснения и показ учителем на доске всего хода построения изображения;
поэтапная проработка построения рисунка (устное повторение, осмысливание, запоминание);
практическое выполнение рисунка учениками;
отчет учащихся о порядке построения рисунка;
II период
совместное с учениками определение последовательности выполнения рисунка;
показ учителем отдельных, наиболее сложных моментов схемы построения изображения;
повторение учениками порядка выполнения задания;
практическая работа учащихся;
III период
выполнение рисунка на основе самостоятельного анализа схемы построения изображения.
Указания к началу работы. Этот этап урока непосредственно предшествует практической работе учащихся. Учитель напоминает о правилах расположения листа бумаги. С детьми проводится работа, связанная с их пространственной ориентировкой на плоскости листа бумаги; даются конкретные указания по композиции: где и как расположить отдельные элементы рисунка, какова их величина, что нарисовать на первом плане, что — на втором. Учитель предупреждает возможные ошибки в передаче размеров предметов на разных планах, напоминая учащимся о том, что далекие предметы изображаются мельче, а близкие — крупнее.
Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 581 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!