Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
На следующем этапе учитель концентрирует внимание детей на припоминании образов предмета, на восстановлении в памяти по словесному описанию пространственных представлений.
В тех случаях, когда учащиеся получают задание раскрыть в рисунке какую-нибудь тему («Ветка елки с игрушками», «Рыбки в аквариуме среди водорослей», «В магазине игрушек» и пр.), необходимо предварительно всесторонне обсудить сюжет. Так, перед рисованием на тему «Строительство нового дома» (IV класс) учащиеся рассказывают о своих впечатлениях от экскурсии на стройку, которую заранее организовал учитель, о том, какая техника там применяется. Дети по очереди называют объекты, которые могут найти отражение в рисунке: несколько этажей строящегося здания; наверху — строители-монтажники; башенный подъемный кран, стрела которого несет панель; по дороге едут автомашины со строительными материалами (везут бетонные плиты, цементный раствор, песок); недалеко от дома работает экскаватор (ковшом роет траншею); бульдозер засыпает яму; автопогрузчик укладывает плиты и т. п.
Для уточнения представлений о внешнем виде предметов на уроке используются таблица с изображением строительных машин и детские игрушки (трактор, самосвал, подъемный кран, автопогрузчик и пр.). Учитель дает указания, как лучше нарисовать задуманное, где целесообразнее расположить отдельные предметы. Иногда необходимо показать способ рисования того или иного предмета или каких-нибудь его частей.
Учебно-воспитательные и коррекционные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая подготовка. Сюда следует отнести:
• определение, уточнение и разъяснение тематики рисунка;
• перечисление и словесное описание учащимися объектов, включаемых в рисунок;
• дополнительное рассматривание и изучение объектов в натуре или их изображений;
• изучение различных конструктивных элементов для более точной передачи образа предмета;
• организацию комбинаторной деятельности учащихся с целью лучшего расположения частей рисунка в пространстве;
• объяснение порядка выполнения рисунка и показ приемов работы;
• использование игровых моментов и игровой ситуации.
Для обогащения зрительных представлений школьников важно использовать (не для срисовывания) книжные иллюстрации, таблицы с изображением людей и животных, различные репродукции, плакаты, открытки, фотографии и т.п. Не следует забывать и о необходимости применения диафильмов и диапозитивов.
В оборудование уроков тематического рисования должны входить также игрушки, муляжи, чучела птиц и животных и т.д. Применение и всестороннее изучение натуральных объектов и наглядных пособий обеспечивает лучшее формирование представлений. «Чем полнее осмыслена вещь в восприятии, тем полнее и богаче ее представление», — писал Н.Н.Волков.
Особая роль в коррекционно-воспитательной работе на уроках тематического рисования принадлежит словесным объяснениям и указаниям. Разумное сочетание слова и наглядности дает особенно хорошие результаты. У учащихся коррекционной школы образуются более ясные и точные представления в тех случаях, когда учитель не только демонстрирует предмет или его изображение, но и подробно о нем рассказывает.
Один из путей формирования качественных представлений у умственно отсталых детей — развитие речи в единстве с организацией наглядно-действенного опыта в ходе занятий.
Мы попытались выяснит%, как речь учителя и самих учеников влияет на образование зрительных представлений на уроках тематического рисования.
Двум группам учащихся IV классов специалвной школы было предложено выполнить рисунок на тему «Умные машины». Практической работе пре;#Цествовала беседа учителя о таких машинах. Дети принимали в ней активное участие. Они рассказывали о снегоочистителях, уборочных машинах, асфальтоукладчиках, экскаваторах и т.д.
И той и другой группе учащихся показывали модели двух машин: подъемника и башенного крана. Однако в одной группе перед показом соответствующие пояснения давались только о подъемнике, а в другой — только о башенном кране. Учащимся подробно рассказывалось о назначении машин и давалась развернутая словесная характеристика особенностей их строения. Назывались основные части машин, уточнялись их форма, величина, расположение. Чтобы проверить, как учащиеся поняли рассказанное учителем, им задавались контрольные вопросы.
После того как объекты убирались, учащиеся приступали к работе.
Как же были выполнены рисунки по памяти после предъявления двух моделей?
Почти все учащиеся первой группы нарисовали подъемник; чуть больше половины из них изобразили еще и башенный кран. Во второй группе картина была почти такой же. Подавляющее большинство нарисовали кран; подъемник изобразили немного более половины детей. Из этого следует, что учащиеся отдали предпочтение той модели, о которой рассказывал учитель.
Однако самый важный вывод удалось получить после анализа детских работ. Он состоит в следующем: там, где учащиеся получают об объекте исчерпывающую информацию, рисунки получаются наиболее точными по форме и конструкции, а при передаче деталей допускается наименьшее число ошибок.
Принимая во внимание наличие трудностей, которые испытывают учащиеся во время рисования по представлению, большое значение придается индивидуальной работе. Вовремя подсказывая решение той или иной задачи, исправляя неверные действия ученика и объясняя ошибки, учитель тем самым активно вмешивается в ход работы над рисунком, организует и направляет изобразительную деятельность школьников.
Учитель в некоторых случаях может взять какую-то незначительную часть работы на себя (например, показать расположение элементов рисунка), а иногда и просто помочь ребенку нарисовать необходимый предмет. Такую помощь следует считать вполне оправданной, так как она является активизирующим и стимулирующим средством. Даже самые отсталые дети, к которым учитель приходит на помощь, проявляют активность и желание лучше выполнить рисунок.
Особенно большое внимание приходится уделять композиции рисунка. К сожалению, фронтальное объяснение не всегда дает хорошие результаты. Многим ученикам младших классов надо дополнительно показывать возможное расположение частей рисунка. Лучше всего демонстрировать ребенку выполнение наброска рисунка на отдельном листе бумаги.
В тематических рисунках учащихся I — III классов все предметы изображаются, как правило, в один ряд, т.е. на первом плане. Начиная с IV класса задача усложняется и рисунок разрабатывается с двумя планами. Учащиеся знакомятся с правилами размещения изображений на переднем и заднем планах. Величина изображений, расположенных на разных планах, отличается друг от друга. Чтобы учащиеся поняли эту разницу, стоит рассмотреть картину, изображающую какой-нибудь пейзаж, где хорошо видно, что на переднем плане предметы изображены крупно, а на заднем — мелко.
Важно показывать каждому из детей в индивидуальном порядке, как должен выполняться тот или иной рисунок. В результате школьники начинают лучше понимать достоинства и недостатки своих рисунков.
При оценке работ в целом учитель обращает внимание на следующие моменты:
• насколько полно раскрыта тема изобразительными средствами;
• проявил ли ученик творчество в работе или действовал шаблонно;
• насколько точно передан графический образ тех или иных предметов;
• насколько правильно ученик расположил части рисунка на плоскости листа бумаги;
• точно ли соблюдены пространственные характеристики изображенных предметов;
• соответствует ли цвет рисунков цвету реальных предметов.
Уроки рисования на заданную тему выполняют коррекцион-
ну$ функцию в том случае, если:
а) тематическому рисованию предшествует формирование графических образов предметов;
б) уроки тематического рисования носят обучающий характер и включают в себя элементы изучения (обследования) объекта и его воспроизведение по представлению (отставленное воспроизведение);
в) в связи с обучением тематическому рисованию учащиеся овладевают умением ориентироваться на Листе" бумаги и ориентировать изображения относительно друг друга;
г) учащиеся побуждаются к речевой активности и осуществляют словесную регуляцию изобразительной деятельности;
д) наряду с рисованием по представлению практикуется рисование предметов на основе их непосредственного восприятия.
Целенаправленная организация коррекционно-воспитательной работы на ypogfcx тематического рисования может быть достигнута при условии посйльностй и конкретности выдвигаемых перед учащимися задач.
Контрольные вопросы
/,» #«-V»
1. Какова сущность коррекционно-воспитательной работы на уроках тематического рисования?
2. В чем специфика уроков тематического рисования в специальной школе?
3. Каково содержание занятий тематическим рисованием?
4. Чем отличается рисование на тему от «свободного» рисования?
5. Какие методы применяются при обучении школьников рисованию на заданную тему?
6. Какую роль играет слово и наглядность при проведении уроков тематического рисования?
7. Какое значение имеет индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства?
§ 5. Роль речи в организации изобразительной деятельности
Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т.д.), без которых не может развиваться изобразительная деятельность, оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка.
Речь (учителя и ребенка) организует и активизирует мышление школьника, помогает ему устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Кроме того, речь выполняет роль дополнительного побуждения к деятельности. Вместе с тем она служит средством преодоления тенденции к образованию стереотипных, шаблонных, малоподвижных навыков.
Речь способствует формированию графических умений и навыков. В свою очередь, хорошо организованные занятия рисованием представляют сильное средство развития речи учащихся.
Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, происходит обогащение словаря школьников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на уроках рисования, а затем постепенно входят в активный словарный запас; во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения; в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности учащихся.
На уроках рисования у учащихся формируются понятия, которые связаны с процессом изображения («узор», «линия», «полоса», «контур», «симметрия» и т.д.), происходит активное накопление слов, характеризующих признаки предмета или его частей («большой», «длинный», «прямоугольный», «синий» и т.д.), действия («провести», «разделить», «соединить», «раскрасить» и т.д.), пространственные отношения («посередине», «вверху», «слева», «ближе» и т.д.).
Помимо конкретных слов, обозначающих названия предметов, признаки, действия, пространственные отношения, школьники усваивают и такие понятия, как «форма», «величина», «цвет», «расположение» и т.д.
Всестороннее обследование объектов изображения, ознакомление с основными геометрическими формами и их характерными особенностями помогают учащимся быстрее и лучше усваивать словесные обозначения этих форм.
Работа по обогащению словаря умственно отсталых школьников в ходе занятий рисованием крайне необходима, если учесть, что словарный запас, которым они обладают, слишком беден. У учащихся младших классов специальной школы полностью отсутствуют многие понятия. Дети не знают названий некоторых предметов, несмотря на то что они им хорошо знакомы. Еще меньшим запасом слов учащиеся располагают для характеристики признаков объекта. Совсем ограниченный круг слов они используют для обозначения действия.
Овладение речью имеет исключительно важное значение для осмысленного восприятия и понимания окружающего. Процесс рассматривания объекта изображения осуществляется в единстве с мышлением и речью. Экспериментально доказано, что включение речи в акт восприятия способствует более активному его протеканию. В свою очередь, речь учащихся, содействуя более совершенному восприятию, значительно улучшает качество представлений, препятствует их уподоблению, обеспечивает правильное, точное графическое изображение.
Многие исследователи изобразительной деятельности детей отмечают благотворное влияние речи на процесс рисования. Умение правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность учащихся, повышает их внимание, обеспечивает луч«- ший контроль за движениями руки, делает изобразительные действия более целенаправленными.
«Включение речи может существенно перестроить течение процесса изображения: ребенок начинает анализировать свой собственный рисунок, начинает понимать, что у него сделано хорошо, над чем еще необходимо продолжить работу.
Слово помогает осмысливанию процесса изображения — в процессе создания рисунка ребенок осознает и раскрывает свойства изображаемых предметов», — пишет Е.И.Игнатьев.
Между тем, как показывают наблюдения, речевая активность учащихся специальной школы на, уроках рисования очень мала. Учитель не всегда использует вербальные возможности школьников. Нередко он стремится сам проанализировать натуру или образец. На уроках недостаточно применяются такие методические приемы, как словесное описание структуры изображаемого предмета и порядка выполняемых действий. Редко обсуждаются вопросы композиционного размещения рисунка. В должной степени не организуются отчеты учащихся о выполненной ими работе.
Можно в самой категорической форме утверждать, что слабое ис/юльзование речи учащихся в процессе занятий изобразительной деятельностью противоречит элементарным требованиям дидактики.
Отмечая особую значимость речевой активности школьников при изучении объекта, необходимо подчеркнуть, что они нуждаются в дополнительных побуждениях. В начальной стадии обследования предмета достаточны побуждения типа: «Рассмотри получше! Что еще можно сказать? Дальше!» и т. п. Однако целесообразность их применения слишком кратковременна. Чтобы вербализовать нужные для рисования признаки предмета, необходимо более определенно организовать восприятия ученика. При этом перед ним надо поставить ясные задачи. И. М. Соловьев подчеркивает, что умственно отсталых детей надо учить рассуждать во вре-
1 Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. — М 19 6 1.-С. 34.
мя рассматривания объекта. Эта работа, по его убеждению, должна проводиться при каждой демонстрации наглядного пособия, ею должны быть пронизаны все уроки, связанные с рассматриванием предметов.
С помощью речи следует направлять мыслительную деятельность ребенка на такие особенности объекта, как форма, конструкция, пропорции, взаимное расположение элементов, цвет и др.
Словесное обозначение признаков, в свою очередь, требует от учащихся актуализации соответствующих терминов. В связи с этим В. Г. Петрова пишет: «Если в нужный момент их не оказывается в распоряжении ребенка и ему их сообщают, то в такой ситуации эти термины запоминаются лучше, чем во многих других условиях, так как ученик не просто слышит новое слово, но узнает его в тот момент, когд1а нуждается в нем, испытывает потребность им воспользоваться».
По выражению Г.М.Дульнева, «методически выгодно» приурочивать словесные обозначения, указания, рекомендации к моменту выполнения соответствующих практических действий. В данном случае речь идет об уроках ручного труда. Однако рисование настолько сходно с этим видом деятельности, что принципы педагогического влияния через посредство речи фактически являются равноценными.
Учащиеся коррекционной школы в значительно большей степени, чем учащиеся массовой школы, нуждаются в подробных объяснениях со стороны учителя в процессе восприятия и изображения.
Наши опыты показали, что умственно отсталый ребенок не может действовать в полном соответствии с инструкцией, если она сформулирована в самом общем виде, например: «Внимательно смотрите на предмет и рисуйте его». Такое указание не фиксирует внимание детей на особенностях воспринимаемого объекта, не подчеркивает значимость характерных деталей, которые должны быть учтены при изображении. Даже рисунок на доске, выполненный учителем от начала до конца непосредственно перед самостоятельной работой учащихся, не обеспечивает полного понимания структуры объекта. Отсюда и неизбежно возникающие в детских рисунках ошибки.
Приведем некоторые данные, полученные нами при изучении вопроса о роли словесных объяснений для учащихся специальной школы в процессе рисования с натуры.
В качестве объекта изображения была выбрана башня из кубиков строительного конструктора. Задания предлагались учащим-
1 Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. — М., 19 6 8.-С. 30.
л
ся II классов массовой и специальной школ (по две группы из каждой).
Учащимся первой группы после ознакомления с предметом экспериментатор демонстрировал на доске порядок построения рисунка. Однако никаких пояснений и указаний не давал. Во вто- рощ группе показ последовательного хода выполнения изображения сопровождался подробными объяснениями. Детям давались детальные рекомендации в отношении построения рисунка. Экспериментатор фиксировал внимание на том, что основание башни состоит из трех кубцков, что посередине находится кубик красного цвета, а слева и справа от него располагаются зеленые. Затем он давал детям пояснения в отношении рисунка: «Сначала надо нарисовать красный кубик, на него поставить желтый, на желтый — синий. После этого следует нарисовать узкий брусок желтого цвета, а затем зеленую крышу треугольной формы. Крыша- треугольник имеет бывшие размеры и ее края выступают за пределы стенки».
Рисунки учащихся второй группы оказались значительно лучше рисунков учащихся первой группы.
Только 33% учащихся первой группы" из специальной школы успешно справились с заданием. Остальное допустили те или иные ошибки. Во второй-группе.успешно справились с заданием 80 % учащихся. Учащиеся первой и второй групп из массовой школы справились с заданием соответственно в 87 и 100 % случаев.
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство умственно отсталых школьников не рогут самостоятельно понять структуру объекта и усвоить порядок рисования. Они нуждаются в развернутых инструкциях, устанавливающих взаимную связь составных частей, подчеркивающих индивидуальные особенности деталей и объекта в целом. Если такой работы не проводить, то | учащиеся воспринимают порядок построения рисунка недифференцированно. Действуя без учета своеобразия натуры, они совершают многочисленные графические ошибки.
Следует особо отметить малую продуктивность изолированного использования слова в процессе обучения рисованию младших школьников. Слово необходимо соотносить с определенным предметом (рисунком) или его элементами. Кроме того, его нужно подкреплять конкретным действием (показ, жест).
Важно научить детей умению обозначать словом предмет и его детали, рассказывать о своей работе, комментировать свою деятельность. Все это способствует развитию речи и более сознательному усвоению последовательности выполнения рисунка.
Отмечая, что речь учителя выполняет роль регулятора изобразительной деятельности учащихся, нельзя не сказать о тех случаях, когда она может оказаться своеобразным тормозом на пути преодоления возникающих у детей затруднений.
В педагогической литературе неоднократно подчеркивалось, что речь учителя должна быть правильной, доступной, точной, выразительной, умеренной. Последнее требование нередко нарушается, особенно в младших классах. Стремясь к подробным объяснениям, учитель невольно становится многословным. Такой «речевой поток» дезорганизует деятельность школьников, отвлекает их, снижает и без того слабую целенаправленность в работе. Длительные словесные разъяснения вызывают у учащихся охранительное торможение, в результате чего они перестают слушать учителя, начинают заниматься посторонними делами.
С целью предупреждения пассивности детей во время анализа объекта изображения необходимо их самих активно привлекать к этому процессу. Правильно подобранные и поставленные вопросы побуждают учащихся к систематическому выделению признаков предмета и планированию предстоящей работы.
В качестве педагогических средств усиления речевой активности школьников в процессе изобразительной деятельности можно использовать различные приемы. К ним относятся: побуждение ребенка к чтению наизусть стихотворения или загадки с целью создания эмоционального отношения к рисованию; анализ объекта изображения (определение основных признаков, описание структуры); побуждение учащихся к называнию и словесной характеристике свойств объектов, включаемых в тематический рисунок; установление последовательности работы над рисунком (планирование); решение задач композиционного характера; сравнение рисунка с натурой (образцом) и элементов изображения между собой в процессе выполнения задания; анализ результатов изобразительной деятельности в конце каждого урока; обсуждение и Отбор рисунков на классную или школьную выставку и т. п.
Рациональное сочетание направляющей речи учителя и самих учеников позволяет использовать занятия рисованием в качестве мощного источника развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников.
Контрольные вопросы
1.Какое воздействие оказывает изобразительная деятельность на развитие речи учащихся специальной школы?
2.Каково влияние речи на характер восприятия, понимания окружающего и его отражения в рисунке?
3. Какие приемы необходимо использовать на уроках рисования для усиления речевой активности учащихся?
4.Какова роль словесных объяснений в развитии у учащихся способности к элементарному рисованию?
5. Какие требования предъявляются к речи учителя при организации коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования?
§ 6. Развитие у учащихся интереса к рисованию
В силу общего психофизического недоразвития, инертности нервных процессов и ограниченности потребностей умственно отсталые дети нуждаются в специальной организации учебной работы и,на уроках рисования. В противном случае они будут выполнять задание лишь постольку, поскольку оно им дано учителем, т.е. формально.
Л. И. Божович подчеркивает, что формализм знаний рождается не только тогда, когда ученик плохо понимает усваиваемый материал, но и тогда, когда Он равнодушно, без должного интереса относится к содержанию того, что он учит.
"Значение интереса в повышении качества знании школьников отмечают многие советские психологи. В психическом развитии аномальных детей ему принадлежит очень большая роль.
Значение интереса для общего развития, в том числе и для развития интеллектуаЛ§ной деятельности ребенка, всесторонне проанализировано Л. С. Выготским. Им вскрыты движущие мотивы деятельности — потребности, интересь!, побуждения ребенка, которые активизируют не только восприятие, но и мысль. При наличии интереса ученик усиленно наблюдает за привлекшим его внимание предметом или явлением, самостоятельно их анализирует, задает вопросы) пытается сделать выводы. В процессе такой работы интерес к изучаемому материалу постепенно усиливается, что, в свою очередь, содействует умственному развитию школьника.
Наиболее глубоко и полно влияние интереса на характер учебной деятельности аномальных детей было раскрыто Н. Г. Морозовой. Автор отмечает, что под влиянием интереса резко меняется весь характер деятельности. При наличии интереса учащиеся с отклонениями в умственном развитии работают совершенно иначе. Н. Г. Морозова указывает, что с появлением у детей-олигофренов интереса к учению меняется их облик, пробуждается познавательная активность, мобилизуется внимание, снимается утомление, повышается тонус, появляется бодрое, радостное настроение. Обычно инертные и вялые дети превращаются в инициативных, а самые трудные и неспокойные становятся внимательными и целенаправленными, более собранными и дисциплинированными.
Н.Г.Морозовой были намечены эффективные пути формирования познавательных интересов. Автор приходит к выводу о том, что работа по воспитанию и развитию интереса к учебной деятельности происходит наиболее интенсивно в том случае, если она осуществляется поэтапно.
На первом этапе предполагается обеспечить усвоение детьми необходимых исходных знаний, умений и речевых средств.
На втором этапе нужно сформировать положительное отношение к предмету и деятельности. Для этого следует, во-первых, пробудить положительные переживания, связанные с предметом, деятельностью и участвующими в ней лицами; во-вторых, раскрыть значение предмета, личный и общественный смысл деятельности. Наконец, на третьем этапе происходит формирование собственно интереса в процессе специально организованной деятельности.
Н.Г.Морозова установила ряд показателей интереса к уроку. К ним относятся:
1) отсутствие отвлечений во время урока;
2) сосредоточенность внимания на основной теме;
3) стремление выяснить все, что непонятно;
4) появление вопросов, на которые учащиеся хотели бы иметь ответ;
5) стремление самостоятельно размышлять и делать выводы;
6) сожаление по поводу окончания урока;
7) беседа детей с учителем и между собой о теме урока после звонка;
8) охотное и активное выполнение заданий и всех работ, связанных с темой урока;
9) общее оживление в связи с преподнесением материала;
10) стремление выполнить дополнительную работу в связи с заинтересовавшей учащихся темой.
Ни один из этих критериев, взятый сам по себе, подчеркивает Н.Г.Морозова, еще не свидетельствует об интересе. Однако их совокупность или наличие большинства из них присущи всякому интересному для детей уроку.
Организуя изобразительную деятельность учащихся, необходимо позаботиться о выработке у них познавательного интереса, содействующего преодолению интеллектуальной пассивности и формального отношения к рисованию.
Решение этих вопросов требует соблюдения последовательности и должно осуществляться в несколько этапов.
На первом этапе, который совпадает с пропедевтическим периодом обучения рисованию, неправильно было бы направлять деятельность учащихся на решение конкретных изобразительных задач, касающихся непосредственно воспроизведения формы и структуры какого-либо предмета. На этом этапе очень важно воспитать у детей начальные формы сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), а также научить их концентрировать свое внимание на определенных свойствах объектов изображения.
Чрезвычайно важной предпосылкой для развития интереса к рисованию следует считать наличие у детей «ручной умелости». Но именно слабые технические умения умственно отсталых школьников (наряду с другими недостатками) являются в этом серьезным тормозом. Поэтому на первоначальном этапе значительное место необходимо отводить организации практических занятий «с карандашом в руке», чтобы научить детей выполнять самые простейшие, элементарные графические действия. Этому должны благоприятствовать разнообразные графические упражнения игрового |рра!;тера (в том числе по подражанию) с использованием разнопланового и красочного материала.
Система увлекательных упражнений типа «намотаем клубок ниток», «дождик кап-кап-кап» и др. (Е.А.Флёрина), а также дидактические задачи сенсорного характера, связанные с узнаванием, называнием и различением предметов по разным признакам, обеспечивают тот минимальный уровень познавательных и графических средств, который дает возможность перейти к следующему этапу формирования интереса к изобразительной деятельности.
На втором этапе, не о бхо дим о вызвать у детей положительное отношение к деятельности рисования. Этим целям служит вводная беседа учителя, в ходе которой учащиеся знакомятся с объектом изображения и содержанием предстоящей работы.
Особая роль в создании заинтересованного, радостного отношения к рисованикАпринадлежит объекту изображения. Практика показывает, что наибольшее внимание умственно отсталые дети проявляют к уже знакомым им предметам. Наряду с установлением внешних признаков дети стремятся узнать и о некоторых внутренних свойствах объекта (например, о материале, из которого он сделан, способе крепления отдельных деталей и т.д.).
Используемые в качестве натуры модели должны быть средством развития у учащихся познавательного интереса. Имеются в виду различные конструкции из элементов строительного материала (домики, башенки, пирамидки и др.), а также детские игрушки, имеющие несложное строение (вагон, грузовик, автобус, трактор, подъемный кран и др.).
Существенное значение в плане мобилизации активности детей на занятиях по рисованию имеет цвет изображаемого предмета и его частей. Многоцветный предмет особенно сильно привлекает к себе внимание учащихся. В связи с восприятием таких предметов дети испытывают положительные эмоции и желание поскорее приступить к выполнению задания. Кроме того, у детей появляется повышенное желание лучше рассмотреть детали объекта, т. е. активизируется их аналитическая деятельность, что в конечном итоге способствует преодолению некоторых трудностей, связанных с передачей строения и формы натуры.
Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 642 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!