Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

изображений в рисунках ребенка школьного возраста позволяет предположить, что у него имеется некоторое отставание в общем развитии. 12 страница



Большое внимание уделяется сопоставлению реального пред­мета и изображения, при этом берется ограниченное количество предметов, резко отличающихся по какому-нибудь одному прж знаку (по форме, величине или цвету), например шары красно­го, желтого и зеленого цвета или синий куб и синий шар.

Различение предметов по форме осуществляется "при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки..

Организуя рассматривание предмета, воспитатель обводит его рукой по контуру, как бы воспроизводя форму в рисунке, а затем предлагает детям проделать то же самое. Основная задача — осво­ить перенос обводящего движения на плоскость листа бумаги. Одновременно дети учатся сравнивать форму предмета с геомет­рической формой. f

Если сложившееся при восприятии представление предмета до­статочно полно и А-четливо, то показывать ребенку картинку этого предмета не следует, иначе будет происходить копирование уже готового изображения, а это наносит существенный вред сенсор­ному развитию.

После знакомства с каждой новой формой необходимо фикси­ровать в памяти ребенка ее двигательный образ. Это достигается путем изображения разнообразных предметов, основу которых составляет данная форма (например, дети рисуют мяч, воздуш­ный шар, апельсин, яблоко, неваляшку и т.д.). Зрительный образ этих предметов закрепляется также на занятиях лепкой и аппли­кацией.

Сначала в игровой ситуации дошкольники знакомятся и с не­которыми пространственными понятиями, очень важными для изобразительной деятельности. Манипулируя игрушками, воспи­татель показывает, что предметы могут по-разному размещаться относительно друг друга. Дети тоже участвуют в перемещении иг­рушек. В процессе этой деятельности у них формируется ряд пред­ставлений («вверху», «внизу», «слева», «справа»). Затем проводят­ся упражнения по ориентировке на листе бумаги.

Программным содержанием предусматривается организация занятий, направленных на развитие у детей умения определять разницу по величине между предметами одной и той же формы (кубик большой — кубик маленький, мяч большой — мяч ма­ленький и т.д.). Подбирая объекты, надо следить за тем, чтобы их размеры резко отличались друг от друга.

После зрительного и тактильного обследования предметов дети лепят их из пластилина, а затем выполняют аппликации и рисун­ки. Этому предшествует разбор образца и сравнение готовых поде­лок с натурой. При определении разницы по величине двух пред­метов применяется способ прикладывания, примеривания, но может использоваться также и мерка (лента, полоска картона, бумаги). В действиях с предметами при их сопоставлении между собой участвуют сами дети.

Интерес дошкольников к занятиям изобразительной деятель­ностью в определенной мере поддерживается благодаря цветным предметам, используемым в качестве натуры или образца. Дети эмоционально реагируют на окраску, поэтому важно следить за тем, чтобы она была насыщенных и чистых тонов. Это помогает им лучше различать и называть цвета.

На первых занятиях по рисованию дети получают только один карандаш. Воспитатель называет его цвет, а затем близко подно­сит к предмету такого же цвета. Различение по цвету проводится, как правило, в игровой форме. При этом используются хорошо знакомые детям реальные объекты. Количество используемых на одном занятии карандашей (красок) увеличивается постепенно. В этих случаях надо предоставлять детям право выбора цвета и требовать от них его словесного обозначения. Не менее важно си­стематически обращать внимание ребенка на соответствие рас­краски рисунка цвету изображаемого предмета.

Обучение детей изобразительной деятельности в специальном детском саду организуется в тесном единстве с развитием их речи. Особая роль отводится формированию навыков словесного обще­ния, усилению речевой активности, обогащению словаря дошколь­ников. В результате такой работы они начинают свободнее вступать в контакт со взрослыми и лучше понимать обращенную к ним речь.

Сначала дети учатся называть (или показывать в ответ на назы­вание) предметы, которые изображает воспитатель, а затем обо­значают словом собственные рисунки, поделки, аппликации. Под влиянием направленного обучения словарь дошкольников увели­чивается. Особенно возрастает количество слов, характеризующих признаки предметов («большой», «маленький», «желтый», «зеле­ный», «длинный», «высокий», «круглый», «квадратный», «глад­кий», «блестящий» и др.).

Весьма ценно, что многие понятия во время занятий изобра­зительной деятельностью получают чувственную опору. Знание таких понятий, как «форма», «величина», «цвет», а также нали­чие в словаре соответствующих этим понятиям обозначений обес­печивают детям возможность выделять основные свойства пред­метов и изображений.


Значительным достижением является и то, что умственно от­сталые дошкольники начинают активно включать свою речь в процесс изображения. Они называют предмет и его состояния. Так, например, о шаре говорится так: «Вот какой!.. Сейчас как поле­тит!.. И лопнуть может... Пх!.. Хороший шарик! Маленький... Вот... А этот теперь большой...»

Речевое сопровождение процесса рисования и адекватные вы- сказыванияА связи с выполненным заданием, несомненно, свиде­тельствуют о> положительных сдвигах в развитии умственно отста­лого ребенка. Об этом говорит и тот факт, что в детских рисунках, поделках, аппликациях в известной мере отражаются характерного свойства объектов. Изображения становятся более целостными. Уве­личивается количество деталей. Более правильно передаются вели­чинные и пространственные отношения между частями предметов.

Благодаря коррекционно-воспитательной работе у детей фор­мируется положительное отношение к результатам своей деятель­ности, желание сберечь изображение, получить оценку со сторо­ны взрослого, поделиться радостью с близкими. Все это следует рассматривать как элементе эстетического воспитания умственно отсталых детей. *

Необходимо подчеркнуть, что эффективность занятий изобра­зительной деятельностью в специальном детском саду резко сни­жается, если в обучении и воспитании преобладают способы ме­ханической тренировки Арисование по шаблонам и трафаретам, перерисовывание готовых образцов, раскрашивание заранее при­готовленных контурных изображений). Эффективность занятий также снижается и в случае чрезмерного использования графи­ческих диктантов, во время которых воспитатель воспроизводит каждый элемент рисунка, а воспитанники тювторяют его действия. Это не означает, что указанные способы совершенно исключают­ся из арсенала используемых методических средств. В отдельных случаях их применение закономерно и оправданно.

Разнообразие содержания и методов руководства изобразитель­ной деятельностью способствует психофизическому развитию умственно отсталых дошкольников, ведет к обогащению и пере­стройке их психических функций.

Контрольные вопросы

1. В чем выражается преемственность в работе с умственно отсталыми детьми дошкольного и младшего школьного возраста? Каковы, по вашему мнению, пути укрепления связи между специальным детским садом и специальной школой в плане занятий изобразительной деятельностью?

2. В чем заключаются характерные особенности графической деятель­ности умственно отсталых дошкольников? Чем эти особенности обус­ловлены?

3. Каков механизм влияния изобразительной деятельности на интел­лектуальное, сенсорное, эстетическое и речевое развитие умственно от­сталых детей?

4. Каковы пути реализации коррекционно-воспитательных задач в специальном детском саду?

Задания к главе V

1. Просмотрите выполненные умственно отсталыми дошкольниками рисунки по замыслу. Отберите те работы, в которых имеются целостные предметные изображения. Определите возраст выполнивших эти рисун­ки детей.

2. Подберите задания для выявления состояния моторики, качества зрительного восприятия, ориентировки в цвете и формах, в расположе­нии предметов в пространстве. Проведите наблюдения за детьми разного возраста в процессе занятий. Проанализируйте полученные данные и сделайте нужные выводы.

3. Определите, каковы возможности умственно отсталых дошкольников в отношении выполнения простейших ритмических построений (орна­мент): а) по образцу (срисовывание); б) после показа (по подражанию).

4. Проведите наблюдение занятия по рисованию (лепке, аппликации). Запишите, какие учебные и коррекционно-воспитательные задачи были поставлены воспитателем и какими методами и приемами он пользовал­ся. Проанализируйте, в какой мере удалось решить поставленные задачи. Определите, какие методы оказались наиболее эффективными.

5. Проведите наблюдения за детьми во время занятия. Отметьте, как они принимали задачу и проявляли ли при этом достаточную активность. Отметьте, как дети приступали к работе и какие затруднения испытывали во время рисования. Установите, с помощью каких приемов воспитатель поддерживал интерес дошкольников к изобразительной деятельности.

6. Проведите занятие по разработанному конспекту и произведите ана­лиз этого занятия с точки зрения задач воспитания и развития детей с недостатками интеллекту. Определите, какое место было отведено на­глядным и словесным методам обучения. Оцените целесообразность их использования на данном занятии. Установите, в какой мере эти методы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям дошколь­ников. • ( 1

7. Продумайте и подготовьте на отдельных листах серию графиче­ских упражнений на дорисовывание незаконченного изображения с це­лью развития у детей моторики руки и зрительно-двигательной коор­динации. Проведите эти упражнения с умственно отсталыми дошколь­никами 6—7 лет. Обобщите результаты наблюдений и сделайте необхо­димые выводы.

8. Составьте коллекцию из рисунков умственно отсталых детей до­школьного возраста.

Литература для самостоятельной работы

Гаврилушкина О. П. О некоторых особенностях изобразительной деятель­ности умственно отсталых дошкольников // Дефектология. — 1972. — № 1.

Гаврилушкина О. П. Организация подготовительного периода к обуче­нию умственно отсталых дошкольников изобразительной деятельности // Дефектология. — 1975. — № 3.


Гаврилушкина О. П. Развитие изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста // Особенности развития и вос­питания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллек­та / Под ред. Л. П. Носковой. — М, 1984.

Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспи­тателя / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.

Катаева А7А., Отребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика — М., 1998.

Омарова Т с -- -,,

19 ц - - Изобразительная деятельность в детском саду. — М.,

Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольни­ков. - М., 1970.

Коррекционное обучение как основа личностного развития аномаль­ных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. — М.; 1989."

Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1965.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятия рисованием с умственно отсталыми детьми служат важ­ным средством всестороннего развития учащихся и весьма эф­фективным способом коррекции отклонений в развитии.

Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодей­ствии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изобра­жения участвует не та или иная отдельная функция, а их комп­лекс в целом.

Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики на уроках рисования.

Под влиянием правильно осуществляемого обучения изобра­зительной деятельности совершенствуются познавательные про­цессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представле­ния, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двига- гельно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогаще­нию и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.

Основополагающая задача изобразительной деятельности со­стоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие- либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать' ее в качестве важного педагогического сред­ства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков.

Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий по рисованию может быть достигнут в том случае, если учитыва­ются особенности изобразительной деятельности умственно от­сталых школьников, применяются специальные педагогические методы и средства, обеспечивающие максимальное использова­ние имеющихся у учащихся потенциальных положительных сто­рон, правильно определяется содержание обучения в соответствии с перспективой на «зону ближайшего развития».

Анализ процесса изобразительной деятельности и продуктов этой деятельности позволил выявить характерные для учащихся специальной школы черты. Главное, что отличает их от учащих­ся массовой школы, — это более низкий уровень графической деятельности и замедленный темп ее развития. Недостатки изо­бражения предметных форм, которые под влиянием обучения довольно быстро преодолеваются детьми с нормальным интел­лектом, у умственно отсталых школьников выражены намного ярче, сохраняются длительное время и исправляются с большим трудом. f *%

Своеобразие деятельности детей-олигофренов отчетливо про­является в различных видах рисования (декоративное, тематиче­ское, с натуры). Можно указать, например, на такие особенно­сти, как:,

• недостаточное предварительное осмысление особенностей наглядно воспринимаемого объекта (натуры, образца), отсутствие умения должным образом устанавливать определенные связи и отношения между его отдельными частями;; *i»

• недостаточно развитое умение использовать образец как опору при выполнении задания и обусловленные этим недостат­ки планирования при построении, рисунка;

• слаборазвитое умение самостоятельно исправлятысвои дей­ствия в соответствии с требованиями изобразительной задачи из- за нарушения самоконтроля;

• механическое (шаблонное) использование ранее усвоенно­го способа рисования при выполнении нового задания;

• сильно ограниченная способность рисовать по представле­нию ранее не изображавшиеся предметы и явления.

Коррекционно-развивающее влияние изобразительной деятель­ности на личность ребенка может осуществляться при соблюде­нии следующих психолого-дидактических положений:

• неукоснительное и систематическое соблюдение принципа коррекционной направленности обучения на всех этапах работы над рисунком;

% учет особенностей различных групп умственно отсталых, по­зволяющий организовать дифференцированное педагогическое воз­действие; даже приблизительное деление учащихся класса на не­сколько групп в соответствии с их познавательными и графически­ми возможностями может служить ряду практических целей;

• мобилизация здоровых и сохранных возможностей учащих­ся в целях углубленного анализа предмета и его правильного от­ражения в рисунке;

• активизация интеллектуальной деятельности учащихся в про­цессе их работы над рисунком; в ходе такой активизации учитель побуждает детей к предварительному осмыслению структуры объекта изображения, определению последовательности построения рисун­ка, сопоставлению рисунка с объектом, осуществлению контроля за выполняемыми графическими действиями и т.п.;

• побуждение учащихся к словесному обозначению выполня­емых ими действий и их результата;

• словесное обозначение (учителем) демонстрируемого об­разца и процесса создания (в дидактических целях) рисунка;

• формирование интереса к рисованию и повышение мотива­ции изобразительной деятельности;

• организация пропедевтического периода обучения; в этот период закладываются основы перцептивных действий, т.е. фор­мируется умение обследовать предметы и их свойства (форма, ве­личина, цвет, пространственные отношения).

Принципиально важное значение в осуществлении целена­правленного учебно-воспитательного процесса имеет содержание обучения. Эффективность коррекционной работы на уроках рисо­вания возрастает, если выполняемые детьми задания:

• активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы;

• соответствуют ближайшим возможностям умственно отста­лых детей (этим возможностям должны соответствовать структура объекта изображения, количество изображаемых предметов; во время тематического рисования детям надо предлагать изображать достаточно конкретные предметы и явления);

• активизируют и стимулируют интеллектуальную и практи­ческую деятельность;

• позволяют формировать и закреплять графические умения и навыки (владение карандашом и кистью, регулирование движе­ний в соответствии с задачами изображения, правильная переда­ча пространственных свойств предметов);

• предусматривают закрепление знакомых действий на раз­ном по содержанию материале;

• способствуют всестороннему развитию;

• имеют практическое и общественное значение;

• доставляют радость и чувство удовлетворения;

• могут быть выполнены (как правило) в течение одного урока.

Следует обеспечить оптимальное соотношение (распределение часов) между различными видами рисования. На первоначальном этапе целесообразно уделять наибольшее внимание декоративно­му рисованию. Этот вид рисования дается умственно отсталым детям с наименьшим трудом. Кроме того, от него легче перехо­дить к предметному рисованию.

Самые большие трудности учащиеся испытывают при выпол­нении рисунков на заданную тему. Это наиболее сложный для них вид работы, результативность которой находится в прямой зави­симости от наличия соответствующих представлений, сформиро­ванных, как правило, во время рисования с натуры.


Необходимо подчеркнуть ведущую роль учителя в осуществле­нии коррекционно-воспитательной работы на уроках изобрази­тельного искусства. Педагог управляет процессами внутренней и внешней деятельности школьников.

Занятия рисованием приобретают действенный характер, если учитель ясно представляет себе особые задачи специальной шко­лы, хорошо знает методику и специфику работы с умственно от­сталыми детьми.

Правильная оценка учителем возможностей рисования дает надежный ключ к его использованию в качестве продуктивного средства педагогического изучения детей. Наблюдая за изобрази­тельной деятельностью ребеьгка, можно получить о нем такие ценные сведения, которые трудно обнаружить в других условиях. Данные наблюдений существенно дополняют характеристику ре­бенка. Кроме того, они помогают правильно организовать инди­видуальную работу. '>

Изобразительная деятельность детей может служить важным до­полнением к существующим методам отбора детей в медико-педа­гогических комиссиях при Ъ&мплектовании специальных учрежде­ний. Анализ деятельности и изучение рисунков в совс-купности со всеми другими данными о ребенке не только способствуют пра­вильной постановке диагноза, но и позволяют прогнозировать кор- рекционно-воспитательную работу.

Усвоенные во вреЙя уроков рисования знания, умения и навы­ки могут быть эффективно использованы также и на занятиях по другим предметам. Иначе говоря, рисование может выступать в ка­честве метода обучения. На разных уроках детям целесообразно пред­лагать разнообразные зарисовки. Вместе с тем и учителям следует делать на доске необходимые изображения ггредметов и явлений.

Необходимо в максимальной степени использовать изобрази­тельную деятельность.для развития познавательных интересов. Важно, чтобы занятия рисованием служили одним из существен­ных элементов коррекционно-развивающего обучения. Этого прин­ципа надо придерживаться начиная с поступления умственно от­сталого ребенка в специальный детский сад. В целях усиления ру­ководства изобразительной деятельностью умственно отсталых детей следует обеспечить преемственность в работе специального детского сада и специальной школы.

Соблюдение всех этих требований позволит более рационально использовать изобразительную деятельность в соответствии с осо­быми задачами специальных учреждений.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ РИСОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ1

Пропедевтический период

Рисование по представлению знакомых детям предметов (вводное занятие)

Задачи урока. Формировать навыки и умения организа­ции рабочего места (правильно располагать на парте альбом для рисования и другие учебные принадлежности). Учить детей пра­вильно держать карандаш. Развивать пространственные представ­ления, формировать понятия «правая сторона», «левая сторо­на», «правый край», «левый край», «верх», «низ», «посередине». Создавать у детей эмоционально-приподнятое настроение при восприятии рисунков, выполненных учителем на доске, и цвет­ных изображений на таблицах. Проанализировать детские работы с целью выявления индивидуальных изобразительных возмож­ностей первоклассников.

Содержание урока. Учитель рассказывает детям о том, что в школе они будут учиться не только читать, писать, счи­тать, но и рисовать. Научиться рисовать может каждый. Для этого нужно быть наблюдательным и уметь правильно пользоваться ка­рандашами, фломастерами, красками. Существует много приемов, как рисовать предметы. «Сейчас, — говорит учитель, — я нари­сую мелом на доске несколько кругов (рисует); они все.одина- ковые. Но стоит сделать к каждому кругу несколько штрихов и получится...»

1 Примерные конспекты уроков составлены в соответствии с действующей программой по изобразительному искусству для специальной (коррекционной) школы VIII вида. В них представлены основное содержание и методика работы. Каждый урок предусматривает решение образовательных, коррекционно-разви- нающих и воспитательных целей.

Учащиеся называют: воздушный шар, мяч, апельсин, колесо, часы, колобок, бублик.

Учитель рассказывает об учебных принадлежностях для уро­ков рисования, о том, как их располагать на парте, чтобы было удобно работать, как держать тетрадь (прямо, ровно, а не на­клонно, как при письме) и карандаш (в правой руке, между большем и, средним пальцами, придерживая сверху указатель­ным).

Развитие пространственных представлений происходит уАр&г бенка на основе умения различать правую и левую части тела, "и прежде всего правую и левую руки. Поэтому важно сначала по­упражнять первоклассников в различении правой и левой рук: «Покажите, какой рукой вы рисуете, пишете, едите», «Скажи­те, как называется эта (показывает) рука»г «Покажите, где ле­вая рука». Закрепляя полученные умения, "'учитель предлагает ученикам поднять то правую, то левую руку; показать красный карандаш правой рукойА зеленый — левой; взять тетрадь левой рукой, а резинку — правой и т. п. „

Учащиеся получают задание расположить учебные принадлеж­ности в определенном порядке: «Тетрадь для рисования положи­те перед собой посередине парты. Простой Карандаш и коробку с цветными караргашами положите справа,' а резинку и линей­ку — слева. Назовите, какие предметы находятся справа от вас, какие — слева. Где лежат цветные карандаши? Где лежит резин­ка?» и т.д.

Далее учащиеся определяют правую и левую сторону тетради для рисования, а затем правый и левый*рай листа бумаги. Зада­ние выполняется по инструкции: «Покажите правую (левую) сто­рону тетради. Покажите правый (левый) край листа. Покажите верхний (нижний) край. Назовите, какой это край листа — пра­вый или левый. Покажите середину листа» и т.д. • После этого учитель показывает знакомые учащимся предметы или их цветные изображения (домик, елочку, солнце, грузовик), которые рисует на классной доске и обращает внимание детей на характерные детали, объясняя приемы рисования. Они выполня­ют рисунок у себя в тетрадях (формат бумаги 15 х 21 см) в той последовательности, которую предлагает учитель: «Посередине листа нарисуйте домик (учащиеся рисуют домик); слева от домика растет елочка (учащиеся рисуют елочку); справа от домика стоит автомобиль, нарисуйте его (учащиесярисуют грузовик); вверху све­тит солнце (учащиеся рисуют солнце)». Изображенные предметы раскрашивают цветными карандашами.

Учитель анализирует детские работы с точки зрения индиви­дуальных изобразительных возможностей каждого ребенка. Выяв­ляются пространственные представления и умения первокласс­ников ориентироваться в тетради и на листе бумаги, передавать форму, конструкцию, цвет и взаимное расположение предметов. Формируются навыки и умения владения карандашом.

Упражнения на различение предметов по форме и размеру.

Рисование предметов разной формы и величины

Задачи урока. Учить детей различать предметы по форме (треугольник, прямоугольник) и размеру (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые). Рисовать по шаблону и от руки предметы треугольной и прямоугольной формы разной величи­ны, закрашивать их цветными карандашами, соблюдая контуры и направления штрихов (по косой, сверху вниз, слева направо).

Содержание урока. Дети учатся дифференцировать фор­му предметов зрительно и при помощи обводящих движений руки. Они находят в своих наборах те геометрические фигуры, кото­рые демонстрирует учитель. («Найдите фигуру, у которой все стороны одинаковые. Это квадрат. Покажите свои квадраты. Со­считайте, сколько у квадрата сторон, углов. Обведите квадрат указательным пальцем правой руки. Сложите квадрат из счетных палочек. Возьмите еще один квадрат и положите их рядом, вплот­ную друг к другу. Получилась вытянутая фигура — это прямо­угольник. Найдите такую же в своих наборах. Обведите прямо­угольник по контуру. Сложите прямоугольник из счетных пало­чек. Теперь найдите фигуру, у которой три угла. Это треугольник. Обведите его по контуру. Постройте треугольник из счетных па­лочек».)

Далее проводятся упражнения на различение предметов тре­угольной и прямоугольной формы. Учитель предлагает детям на­рисовать предметы, основу которых составляют эти формы на от­дельном листе (по 4—5 рисунков).

Затем учитель достает пять треугольников и пять прямоугольни­ков разного размера. Сначала учащиеся делят их на две группы — треугольники и прямоугольники, после чего устанавливают соот­ношения между пятью фигурами одной и той же формы, распо­лагая их в ряд на классной доске (от большего к меньшему или от меньшего к большему). Аналогичные упражнения дети выполня­ют у себя на партах. Пользуясь геометрическими формами для индивидуальной работы, они выкладывают один ряд треуголь­ников, другой — прямоугольников, начиная с самого большого (с самого маленького).

Сравнивая геометрические фигуры, дети учатся обозначать свой­ства предметов (форма, размер), отрабатывать понятия «большой», «маленький», «больше», «меньше», «одинаковые».

После проведенных упражнений учитель предлагает детям на­рисовать на отдельных листах бумаги пары геометрических фигур. Например: два больших прямоугольника и два маленьких, два больших треугольника и два маленьких.


Рисование предметов прямоугольной, треугольной и квадратной формы

Задачи урока. Учить детей сопоставлять предметы прямо­угольной, треугольной и квадратной формы с геометрическими фигурами —'прямоугольником, треугольником, квадратом. Учить изображать предметы разного цвета и размера, напоминающие по форме эти фигуры, равномерно размещая их по всему листу бу­маги. Воспитывать самостоятельность при выборе цветного каран­даша. Раскрашивать рисунки, соблюдая контуры, а также направ­ление штрихов.

Содержание урока. Геометрические фигуры (прямоуголь­ник, треугольник, квадрат) большого размера прикреплены к доске. На столе учителя лежат предметы прямоугольной формы (альбом, конверт, открытка), треугольной, (флажок, елочка, до­рожный знак), квадратной (платок, рамка, кубик).

Учитель указывает на одну из фигур, предлагает назвать ее форму и найти предмет такой же формы, положить,его рядом с этой фигурой. Если первоклассник правильно выполнил задание, уча­щиеся хлопают в ладоши. Если он ошибается, то учитель просит ребенка обвести фигуру и предмет указательным пальцем правой руки. Такое двигателъно-<&язатедьное ознакомление с предметом организует восприятие ученика, помогает ему уточнить представ­ления о форме предмета. Затем учащиеся рисуют эти предметы на доске. Учитель направляет и контролирует действия первокласс­ников, помогает им. f

Во второй части урока учащиеся получают задание нарисовать на отдельных листах бумаги (формат 21 х 30 см) предметы тре­угольной, прямоугольной и квадратной формы разной величины и окраски: разноцветные флажки — большие и маленькие, разно­цветные кубики — большие и маленькие. Изобразительная задача может быть усложнена. Для этого предлагается последовательно уменьшать размеры изображаемого предмета: большой, меньше, еще меньше, совсем маленький.

Для равномерного размещения изображений на листе бумаги учитель дает рекомендации, где нарисовать тот или иной предмет (посередине, слева, справа, вверху, внизу и т.п.).

Учитель показывает на доске, как правильно, без пробелов, раскрашивать контурные изображения. После этого учащиеся рас­крашивают нарисованные предметы с учетом их формы: альбо­мы — штрихами сверху вниз, флажки — штрихами по косой, кубики — штрихами слева направо.

В конце урока проводится коллективный анализ выполнен­ных работ. Особого одобрения заслуживают рисунки, в которых форма предмета передана правильно, а раскраска выполнена аккуратно.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 808 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...